• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №14" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: г. Нижнекамск, ул Юности, д. 24Б
Телефон: 8(8555)39-85-93
E-Mail: dounk14@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14» НМР РТ
Руководитель: Сагитова Эльвира Сянгатовна
Год основания учреждения: 1972
У нас учатся: 181воспитанник
У нас учат: 17 педагогов

Роль семьи в воспитании у детей навыков правильного поведения на улице

Все лучшее в нашей стране отдается детям. Люди разного возраста, разных профессий едины в своем стремлении окружить ребенка вниманием, уберечь от беды, укрепить его здоровье, сделать сильным. Вот почему так тяжело наблюдать несчастья, связанные с гибелью или увечьем детей в дорожно-транспортных происшествиях. Детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется смертностью и более тяжелыми последствиями по сравнению с травматизмом взрослых. Это объясняется особенностями несформировавшегося детского организма.

Более половины всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит по их вине. Вот основные причины:

  • незнание детей правил пользования общественным транспортом;
  • недисциплинированность, невнимательность детей на улице;
  • различные игры на тротуарах и на проезжей части дороги;
  • недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице.

Немало случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешеходов. Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – все это чревато печальными последствиями.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила ДД, но в силу их незнания. Тут важна и просто воспитанность ребенка. Воспитанный ребенок, приученный соблюдать правила поведения дома, в гостях, в школе, в общественном транспорте, редко нарушают ПДД.

Начинать знакомство детей с правилами движения следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделал свои первые шаги. Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о законах улиц и дорог, закрепить навыки правильного поведения на улицах. При этом не следует концентрировать внимание детей на ужасах несчастных случаев: они должны понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должны бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в моменты опасности. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающего транспорта, скорость движения автомобиля.

Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на дороге.

Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, сказав, что они поступают неправильно, рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах движения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть диафильмы на эту тему. Издательством «Изобразительное искусство» выпускаются наборы красочных открыток «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу» и другие. Рассматривая их с ребенком и читая надписи под рисунками, можно познакомить малыша с самыми необходимыми правилами дорожного движения.

Дети любят играть. Обучать ребенка дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие. Купите детям игрушечные автомобили,  трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки регулировщика и т.п. и организуйте игру, обозначив улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать самим – их подскажут правила дорожного движения.

Вместе с детьми можно слушать радиопередачи, смотреть телевизионные передачи по безопасности дорожного движения. Хорошо, если взрослые станут не просто слушателями и зрителями, но и примут живое участие в обсуждении с детьми услышанного и увиденного, постараются ответить на все ребячьи «почему?».

Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители должны расспросить ребенка, что рассказывали учителя и воспитатели о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к этим вопросам.

Наибольшее число случаев травматизма наблюдается тогда, когда дети находятся на проезжей части улицы или дороги. Чаще всего это происходит потому, что внимание детей было отвлечено чем-то заинтересовавшим их. Рассказывая о происшедшем с ними, дети говорят, что они совершенно не заметили приближающийся транспорт, то есть они не могли своевременно реагировать на опасности. Поэтому основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить их сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу. УЧИТЕ РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ: у него должен быть выработан твердый навык – прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

В предупреждении травматизма большую роль играет воспитание навыка правильной оценки расстояния до движущейся машины, скорости и направления ее движения. Эта оценка, незатруднительная для взрослого человека, не всегда посильна детям. Отсутствие навыков правильной оценки расстояния иногда проявляется в том, что при интенсивном движении на улице или шоссе ребенок начинает переходить в наиболее опасный момент. Дети не понимают, что остановить движущуюся машину нельзя.

Понятие «далеко» и «близко» дают представление о расстоянии применительно к транспорту, но надо учить ребенка соотносить их со временем. Если машина далеко, но едет быстро, значит опасность рядом. Чтобы ребенок понял это, покажите ему появившуюся вдали и быстро приближающуюся машину. Считайте вместе с ними: раз, два, три... То есть определите, какое время потребуется машине, чтобы поравняться с вами. Спросите: «А можно ли успеть за это время спокойно перейти улицу?». Научившись считать «секунды», наблюдая за машинами, ребенок научится правильно определить скорость и предвидеть движение машин. Научите ребенка определить, какая машина едет прямо, какая готовится к повороту.

Серьезную опасность представляет движущийся транспорт в местах с ограниченной видимостью. Дети часто переходят улицу сразу после прошедшего автомобиля или перед стоящим транспортом. В обоих случаях они не видят идущего автомобиля и неожиданно для водителя появляются перед машиной.

Ситуация, казалось бы, понятна. Вспомним, как мы, взрослые, ведем себя в таких случаях. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо. Непроизвольно мы приостанавливаемся и проверяем, нет ли из-за препятствия автомашины. То есть, предвидим возможность появления опасности, потому что не раз наблюдали, как из-за забора, деревьев, стоящих машин неожиданно «выскакивают» различные транспортные средства. Дети же неопытны и такой возможности не учитывают.

 Ошибка «опасность не видна – значит ее нет» – очень типична для ребенка. Больше половины несчастных случаев с детьми происходит в обстановке, когда увидеть опасность дети не могут, а предвидеть ее не умеют.

Как научить ребенка избегать этой ошибки? Как воспитывать у них осторожность, привычки, навыки оценки дорожной обстановки, предвидения опасности. Здесь вам, уважаемые родители, несомненно пригодятся наши советы.

Первая задача – создать условный рефлекс «опасность препятствия, закрывающего обзор улицы». Надо добиться, чтобы ребенок, увидя, скажем, автобус на остановке, не задумываясь, чувствовал, что за этим препятствием может скрываться движущаяся машина.

Как это сделать? Подойдите к стоящему на остановке автобусу вместе с ребенком и обратите его внимание на то, как часто из-за автобуса внезапно и бесшумно выезжает машина. Объясните ребенку, что может произойти, если в этот момент, не глядя по сторонам, он выбежит на дорогу. Пусть он несколько раз своими глазами убедится в том, что безопасность улицы обманчива.

Затем продемонстрируйте, как надо приостановиться и посмотреть, нет ли впереди опасности. Повторить этот урок надо многократно, пока у ребенка не возникнет привычка.

Обзору улицы может мешать не только автобус. Это и грузовик, стоящий у обочины. И группа машин, ожидающих зеленого сигнала светофора (могут появиться специальные машины, пропускаемые вне очереди, и лихачи, проскакивающие переход на желтый свет). И двигающиеся машины (из-за нее может быть не видна обгоняющая или идущая навстречу) и деревья, дома... Чтобы ребенок безошибочно предвидел опасность и вел себя осторожно в различных ситуациях, необходимо провести обучение, используя все виды препятствий.

Многократно, буквально сотни раз, показывайте ребенку с тротуара:

  • стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину;
  • стоящий автобус (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
  • стоящий грузовик или легковую машину и внезапно выезжающую из-за нее машину;
  • кусты, деревья, забор и машину из-за них;
  • движущуюся машину и машину, обгоняющую первую и выезжающую из-за нее;
  • движущуюся машину и встречную, выезжающую из-за первой.

Ребенка должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на дороге часто скрывается опасность. Сам вид предмета, мешающий свободному обзору дороги, должен восприниматься ребенком, как сигнал опасности, как напоминание о повышенной скорости.

Все наглядные уроки предвидения скрытой опасности давайте, находясь на тротуаре, у пешеходного перехода или в зоне остановки общественного транспорта.

Формирование навыков наблюдения и предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для цели необходимо использовать каждое пребывание на дороге с ребенком. Но особенно целесообразно использовать для этой цели путь с детьми в школу и обратно, чтобы «отработать» безопасные движения с ребенком на этом постоянном маршруте.

Обращать внимание ребенка на обманчивость и опасность пустынных дорог. На дорогах, по которым редко ходят машины, дети часто устраивают игры. Не видя машин и не слыша их шума, они не редко выходят на проезжую часть, не осмотревшись, интуитивно полагая, что «дорога пуста». Пустынные дороги не менее опасны, чем оживленные. Следует воспитывать также в ребенке самообладание в момент опасности.

На первый взгляд, все это может оказаться слишком сложным, требующим много времени. Но вспомните, мы, не считаясь с трудностями, постоянно учим детей разным полезным навыкам.

Не следует жалеть и тех сил, которые вы потратите, обучая своего ребенка быть осторожным на улице.

Нужно крепче держать ребенка за руку, быть готовым удерживать его при попытке вырваться. Не посылайте ребенка переходить дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси всегда выходите первым, впереди ребенка. В противном случае он может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Несколько советов родителям первоклассников.

Выйти за порог своей квартиры впервые, самостоятельно, это очень сложно, трудно ребенку, поэтому его надо готовить. Хорошо, если вы живете неподалеку от школы и вашему ребенку не придется по пути к ней пересекать опасные, шумные магистрали. В любом случае родителям нужно провести большую подготовительную работу. Походите с малышом по местам, где ему придется идти из дома в школу, попросите его наблюдать за дорогой, за поведением пешеходов и водителей, работой светофора, объясните, что на дороге нужно быть очень внимательным. Пусть он выскажет свое мнение, покажите место, где он будет переходить дорогу, потренируйтесь с ним. Пройдите с ребенком несколько раз через перекресток так, как нужно, по всем правилам. Потом повторите это несколько раз со страховкой, предположим, немного отстав от него, не держа за руку, но, внимательно наблюдая за ним, готовые прийти на помощь в любую минуту. А потом пусть он проделывает это самостоятельно. Так вы отрабатываете у ребенка привычку правильно переходить улицу, перекресток.

Во всех дорожно-транспортных происшествиях по вине детей прежде всего виноваты взрослые. Это они не приучили детей строго соблюдать правила поведения пешехода на улицах и дорогах, не воспитали у них дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.

Но чему могут научить детей те родители, которые перебегают вместе с детьми улицу в неположенном месте? Личный пример родителей. Каждый раз, когда вы с сыном или дочерью переходите улицу, внимательно осматривайте ее, подчеркнуто, демонстративно выглядывая из-за машин, деревьев, кустов. И обязательно объясняйте, зачем вы это делаете.

Находясь на дороге с ребенком, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите ребенка спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры: ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни. Никогда не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас. Не переходите дорогу наискось, подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз, что идти следует строго поперек дороги. Улицу следует переходить только на пешеходных переходах или на перекрестке по линии тротуара, если вы приучите ребенка переходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить.  

И самое главное – сами всегда соблюдайте правила дорожного движения. Нарушая правила, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.

…Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до школы, мать увидела, что к остановке приближается ее автобус. И хотя в этом месте улицы перехода не было, мать побежала на противоположную сторону, чтобы успеть на автобус. Все это видел ее сын. И вот, спустя несколько дней, он повторил поступок матери: побежал на противоположную сторону улицы и был сбит легковым автомобилем. Необдуманностью своего поведения мать как бы подтолкнула сына к несчастью.

Здесь уместно вспомнить слова замечательного педагога А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете или поучаете его, или приказывайте ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»

А иногда бывает и так. Мама с девочкой лет 9 пытается перейти дорогу в неположенном месте, девочка упирается, тянет мать к переходу и говорит:

- Нас учат в школе переходить улицу только там, где есть указатели.

- Если ты пойдешь через дорогу с учительницей, - ответила мамаша, - то иди по переходу, а со мной иди там, где  я тебя поведу. Какой урок – как не надо себя вести на улице, получила при этом девочка.

В школе ребенку рассказывают о том, как надо правильно вести себя на дорогах. И эти уроки не проходят даром. Но вот он увидел, как солидный мужчина идет на красный сигнал светофора или перебегает улицу там, где нельзя. В таких случаях у него уже закладывается сомнение, а правильно ли то, о чем говорили в школе учителя?

Представь себе такую сценку. На краю тротуара оживленной магистрали стоит, боязливо посматривая на проносящиеся мимо автобусы, малыш.

- Тебе надо перейти на другую сторону? – наклоняется над ним прохожий и, услышав утвердительный ответ, берет ребенка за руку и переводит через улицу.

Часто ли вы наблюдаете такие сценки? Честно говоря, гораздо реже, чем хотелось бы. Вот почему хочется обратиться к вам, уважаемые родители. Нельзя детей делить на «чужих» и «своих».

Если вы увидите разыгравшихся на мостовой детей, остановите их, заставьте вернуться на тротуар. Помогайте ребятам переходить улицы, не проходите мимо, если у вас на глазах они нарушают дорожную дисциплину.

Несчастных случаев с детьми будет гораздо меньше, если каждый взрослый будет чувствовать ответственность за поведение детей на улице.