Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №50 с углубленным изучением отдельных предметов»/Яр Чаллы шәһәре «Аерым фәннәр тирәнтен өйрәнелә торган 50 нче урта гомуми белем бирү мәктәбе " муниципаль автономияле гомуми белем бирү учреждениесе»
Визитная карточка
Адрес: | 423822,Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Шамиля Усманова, д. 19 (31/13)/423822,Татарстан Республикасы, Яр Чаллы шәһәре, Шамил Усманов ур., 19 йорт (31/13) |
Телефон: | +7(855)-251-76-05;+7(855)-258-34-33 |
E-Mail: | S50.Nc@tatar.ru; sch50_chelny@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАОУ "Средняя школа №50" |
Руководитель: | Ахметзянов Рамиль Рустамович |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 1015 учащихся, из них иностранных граждан 7 |
У нас учат: | 59 педагогов |
Программа развития школы
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
государственного образовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 50 с углубленным изучением предметов»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внимание к вопросам здоровья в последие годы заметно выросло. Рекламные блоки радио- и телепередач, газетные полосы, листовки в почтовых ящиках заполненны предлжениями медицинских услуг и чудодейственных препаратов. Фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных, новые аптеки появляются почти в каждом квартале. Очереди в поликлиниках выстраиваются с самого утра. Все это надежнее лукавых статистических данных свидетельствует о неблагополучии состояния здоровья населения, которое, к сожалению, закладывается уже в школее.
О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь 1,5 – 2 % школьников Республики Татарстан можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье резко ухудшается, наконец-то приняла на себя школа.
Программа развития школы, формируя концепцию, модель будущего состояния, сконцентрирована именно на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения без ущерба для физического и душевного здоровья.
В модели школы экологии и туризма как открытой педагогической системы выделены пять стратегических линий развития компонентов этой системы. По этой логике выстроена организационная структура программы. Цели и задачи, приоритетные направления деятельности, предполагаемый результат каждой стратегичской линии развития взаимосвязаны между собой и в совокупности представляют целостность
Предлагаемые в этой программе действия позволят ознакомиться школьников со своим краем, овладеть определенным кругом знаний и умений, необходимых в туристических походах и путешествиях; способствуют приобщению учащихся к здоровому образу жизни; углубят их знания по географии, биологии, истории, литературе, физической культуре и другим предметам.
Реализация нашей программы по туризму и экологии позволит сформировать у учащихся мотивацию к изучению всех предметов, так как по каждому предмету создается конкретная потребностно-мотивационно-целевая установка на применение полученных знаний в ближайший временной период и в предстоящей взрослой жизни, а не так, как в традиционной форме на отдаленное неясное будущее.
Учащиеся должны будут получать теоретические и практические знания, умения и навыки через каждый предмет необходимые сведения, направленные на их реализацию в туристических путешествиях по маршрутам: родной город, пригород, окружающие города и населенные пункты, столица и исторически значимые города Республики Татарстан, окружающие нас регионы, зарубежные страны.
В ходе реализации программы школы туризма и экологии учащиеся также получат первоначальные знания, представления о менеджменте и бизнесе туризма, о способах экологических исследований.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
I. Ключевая проблема, причины и следствия развития
К выводу, что обучение в школе оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие ученые и педагоги-практики. В 50-60 годы XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушение осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.
По сравнению с XIX столетием среди причин неблагоприятного влияния обучения в школе на здоровье учащихся, в современных условиях усилилась роль внутришкольных факторов.
Внутришкольные факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье учащихся
Материально-техническая база не всегда позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей.
Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья детей. Объем учебных программ, их информационное насыщение часто не соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников. Общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведение уроков многими учителями. Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокенизии, лежащих в основе обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.
В немалой степени здоровье школьников зависит от грамотности, компетентности и всех субъектов образовательного процесса: учащихся, их родителей и педагогов.
Внешние факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье учащихся
Отсутствие федеральной стратегии охраны здоровья населения, в первую очередь детского. Размытость полномочий, отсутствие взаимодействия между министерством здравоохранения, образовательными учреждениями, социальными институтами
Неблагоприятная экологическая обстановка приводит к изменению гигиенических основ здоровья.
Несовершенство Базисного учебного плана.
Недостаточное бюджетное финансирование школ.
Исходя из вышеизложенного обозначена ключевая проблема: формирование социально зрелой, интеллектуальной, физически и духовно здоровой личности учащегося, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к быстрой адаптации в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать навыки здорового образа жизни, бережное отношение к окружающей нас среде, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и экологически грамотны.
Задача школы – не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. И сегодня как никогда назрела необходимость обучения учителя психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои профессиональные усилия в общую программу работы школы, избравшей сохранение и укрепление здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития. Обеспечивая сохранение и укрепление здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, экологическую грамотность, школа закладывает фундамент здоровья будущих поколений.
Современная экологическая ситуация тревожна, и во многих отношениях идет процесс деградации и гибели природных ресурсов, нарушение естественных эволюционных процессов, функций отправления экосистем среды. Это процессы, причиной которых являются технократическое развитие промышленности и сельского хозяйства, лесопромышленности и мелиорации земель, безответственности, утилитарности и равнодушия к судьбам природы и природных ресурсов. Очевидно наличие неотложной и архиважной проблемы защиты и сохранения природы, научно обоснованного и экологически состоятельного природопользования, проблемы восстановления и воспроизводства природных биологических ресурсов и экосистем. Очевидно, что эти проблемы могут быть решены потенциально успешно не только и не столько юридическими, хозяйственными природоохранными мерами, сколько формированием экологической этики и культуры на основе всеобщего, непрерывного и обязательного экологического образования и воспитания детей, начиная с младшего школьного возраста.
Экологическое образование и воспитание учащихся направлено на решение мировоззренческих экологических принципов и путей, позволяющих сформировать у школьников экологическую этику и культуру, экологическое мышление и поведение. Это будет в решающей степени способствовать решению основной проблемы экологии и защиты среды – сохранение и создание необходимых условий жизнедеятельности и существования общества, сохранение благоприятных экологических условий существования и функционирования генофонда, а главное, будет способствовать формированию социально зрелой, интеллектуальной, физически и духовно здоровой личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к быстрой адаптации в быстро меняющихся условиях жизни современного общества. Но сформировать экологическую грамотность учащихся только в теоретическом плане, сидя за партой, невозможно. И тогда на помощь приходит туризм.
Туризм в школе – необходимая часть физического воспитания учащихся. Туристические походы содействуют делу оздоровления школьников.
Путешествие в дни школьных каникул в лодке, пешком, на лыжах, на велосипедах, с ночевкой в палатке закаляет человека, прививает ему ценные навыки: умение ориентироваться на незнакомой местности, пользоваться картой и компасом, преодолевать различные препятствия, наблюдать за природными явлениями и т.д. Путешествия дисциплинируют благородное чувство товарищества. Они расширяют его культурный кругозор, формируют экологическую грамотность. Юными туристами собирается ценнейший краеведческий, экологический материал.
По своей сути туризм – это вид деятельности, через который познается мир, формируются навыки здорового образа жизни, развивается активная позиция личности, формируется экологическая грамотность и культура.
Желаемое будущее школы основано на понимании необходимости проектировать и программировать систему взаимодействия школы с другими социальными партнерами, поэтому школа рассматривается как открытая система, на развитие которой влияют как внешние, так и внутренние факторы. При создании программы развития школы использовалась технология проблемно-ориентированного анализа.
Решение данных проблем предполагает определение и принятие стратегической линии развития школы - выбор стратегии и механизма становления школы эколого-туристического направления.
II. Методологические и теоретические основы программы развития школы.
Методологические и теоретические основы создания и реализации программы развития школы определили:
· документы, регламентирующие основное общее и среднее (полное) общее образование: “Типовое положение об общеобразовательном учреждени”, “Базисный учебный план образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования”, “Государственный стандарт содержания основного и среднего (полного) общего образования”;
· документы, устанавливающие социальный заказ: “Национальная доктрина образования в Российской Федерации”, “Федеральная программа развития образования”, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” , “О совершенствовании физического здоровья школьников”;
· документы, обеспечивающие охрану здоровья детей: “Конвенция ООН о првах ребенка”, ФЗ “Об образовании”, Указ Президента России от 29.04.1993 № 468 “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ”, ФЗ “Об охране здоровья граждан”, ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, Президентская программа “Дети России”;
· теория социального управления (А.И.Аверин, Д.В.Вакилова, Е.Т.Гребнев, А.И.Пригожин);
· системный подход как теория познания социально-педагогических процессов, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы (П.К.Анохин, В.П. Беспалько, В Кинг, Р.Акофф, В.Г.Афанасьев, А.И.Уемов, Е.Г. Юдин, С.Оптнер, И.В. Блауберг, Н.В.Кузьмина и др.);
· исследования проблем управления развитием школы (Т.И.Шамова, В.И.Бондарь, Б.А.Конаржевский, Г.Г.Габдуллин, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, В.И.Загвязинский, М.П.Третьяков, Ю.В.Васильев и др.);
· теория информационного обеспечения (Ю.А.Шафрин, Н.В.Борисов, В.И.Корогодин, Д.И. Блюменау, А.В.Чугунов, Ю.В.Перевалов и др.);
· теория социально-педагогического прогнозирования, проектирования и моделирования (И.В.Бестужев-Лада, В.А.Луков, Ю.А.Крючков, И.В.Романенко, С.Н.Щеглова, А.В. Ядов, Б.Ф.Усманов, Ю.М.Плотинский, И.М.Мльинский, В.И.Курбатов, О.ВЫ.Курбатова, В.Н.Иванов, В.Н.Патрушев и др.);
· философское осмысление проблем управления школой, становления и развития личности в педагогических системах (Д.Л.Андреев, Н.А.Бердяев, Э.Н.Гусинский, м.С.Коган, Ю.И.Турчанинова, Л.И.Шестов, Б.С.Гершунский и др.);
· методология “организационного развития”, современные разработки в области инновационной и экспериментальной деятельности, социального проектирования, программной организации деятельности (Н.Г.Алексеев, Ю.В.Громыко, В.С.Лазарев, В.Г.Марачи, В.А.Минов, А.М.Моисеев, С.В.Попова и др.)
III. Принципы управления развитием школы.
Принципы – основополагающие начала, опаределяющие требования к содержанию и методам управления развитием школы, интегрирующие различные научные подходы.
Принципы и их совокупностьь представляют собой исходный пункт и методологический ориентир развития школы. Выделены следующие принципы:
· принцип системности как “философии” развития школы;
· принципы функционального управления и научной организации труда, принцип комплексности;
· принцип педагогической поддержки, принцип интеграции.
Принцип системности предполагает рассмотрение школы как открытой системы, вкючающей в себя две составляющие:
- внутреннюю структуру, т.е совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс взаимодействия субъектов системы управления школы с объектами системы;
- внешнюю структуру, включающую связь с внешней социальной средой.
Принцип функциональности заключается в определении функций всех членов коллектива и директора школы как системы. При функциональном подходе к управлению развитием школы предполагается идти от интнресов учащихся и их родителей к структуре школы, а не по пути совершенствования существующих подсистем школы, подстраивая их под под потребности и интересы учителя.
Принцип комплексности требует учета внешних факторов, оказывающих прямое (непосредственное) и ли косвенноле (опосредованное) воздействие на развитие школы, а также внутренних факторов, влияющих на развитие инновационных процессов в институте.
Принцип интеграции – усиление взаимосвязей между субъектами и объектами управления развитием школы, взаимосвязей управления по вертикали, т.е. соуправления и самоуправления.
Принцип педагогической поддержки – оказание помощи каждому члену коллектива в осознании своих возможностей, творческих способностей. Принцип педагогической поддержки может реализовываться через комплекс мер морально-материального стимулирования, создание благоприятного нравственно-психологического микроклимата, условий для творческого роста и научно-исследовательской работы всего педагогического коллектива.
IV. Целевые установки концепции развития школы.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: все это приняло массовый характер. На другой уровень вышла проблема сексуального поведения подростков, одно из следствий которой – высокий уровень заболеванний, передающихся половым путем, рост числа ВИЧ-инфицированных. При обсуждении актуальных задач, стоящих перед школами, вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся, а тем более охраны здоровья педагогов, отходят на второй план, вообще не затрагиваются или понимаются однобоко, т.е. рассматриваются в рамках должностных инситрукций врача, медицинской сестры, директора школы, рекомендации же учителям ограничиваются призывом проводить физкультминутки, хронометраж урока, проверки уровня утомляемости с помощью специальных таблиц и т.п., что для неподготовленного учителя выглядит бессистемным и ненужным.
Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников , а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои профессиональные усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов своего развития.
Сегодня усилия системы образования необходимо сконцентрировать именно на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможностях организовать качественное обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения без ущерба для физического и душевного здоровья. Реализация этой стратегии на всех уровнях – от программнонормативного, определяемого руководящими органами образования, до технологического, реализуемого каждым учителем на уроке, позволяет подойти к решению двух важнейших задач: воспитанию культуры здоровья школьников и сохранению здоровья педагогов. Все это может быть достигнуто путем реализации в школе концепции экологического и туристического образования и воспитания.
Структура общей культуры и
профессиональной компетенции учителя
Повышение уровня требований, предъявляемых к деятельности школы, расширение направлений развития предполагают изменения в ее организационной структуре и, содержании, формах и методах деятельности. Программа развития, формируя концепцию, модель будущей школы, реализующей в своей деятельности концепцию эколого-туристического образования и воспитания, предусматривает эти изменения и определяет стратегию перехода к новому состоянию. Программа намечает следующие стратегические линии изменения деятельности школы:
· модернизация содержания образовательного процесса через введение интегрированнных курсов на всех ступенях обучения: «Окружающий мир и экология», «Природоведение и экология», «Биология и экология», «География и экология», адаптированных учебных программ по предметам учебного плана, организацию предпрофильной подготовки (8-9 классы) и профильного обучения (10-11 классы), внедрение целевых воспитательных проектов и программ;
· совершенствование механизмов системы управления;
· научно-исследовательская, экспериментальная, инновационная деятельность;
· развитие взаимодействия и интеграции среднего и дополнительного образования;
· становление новой практики в системе ресурсного обеспечения.
Изучение состояния здоровья школьников, неблагоприятное влияние учебного процесса на здоровье детей позволили определить социальный заказ нашей школе.
Структура социального заказа школы направлена на:
- образовательную деятельность, связанную с сохранением и укреплением здоровья учащихся и педагогов, реализующей концепцию эколого-туристического образования и воспитания;
- научное исследование педагогических проблем, разработку научно-обоснованных рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов;
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса в школе;
- оказание помощи в разработке программ на основе индивидуальной траектории развития субъектов образовательного процесса;
- оказание иных образовательных услуг.
Вышеизложенное позволяет определиться с миссией школы. Она заключается в обеспечении:
- сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов в условиях реализации концепции эколого-туристического образования и воспитания;
- предоставления образовательных услуг в соответсвии с государственными стандартами на всех ступенях обучения;
- формирования общей культуры личности, осознающей здоровье как одну из главных жизненных ценностей;
- условий для осознанного выбора профессии.
Миссия школы по отношению к городу: быть ведущей школой, реализующей здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании через реализацию концепции эколого-туристического образования и воспитания.
Миссия школы по отношению к собственному коллективу: обеспечение благоприятного нравственно-психологического микроклимата, условий для творческой самореализации и профессинального, личностного и карьерного роста педагогов.
Цели и задачи развития школы в условиях реализации принципов здоровьесберегающей педагогики
Стратегическая цель школы: способствовать формированию социально зрелой, интеллектуальной, физически и духовно здоровой личности учащегося, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, к быстрой адаптации в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.
Ожидаемые результаты программы
Модернизация школы как общеобразовательного учреждения
1. Сохранена и укреплена позиция школы, выпускающей социально зрелую, интеллектуальную, физически и духовно здоровую личность учащегося, обладающую прочными знаниями, способную к саморазвитию, самосовершенствованию, к быстрой адаптации в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.
- Сформирована команда единомышленников:
· администрация школы знает проблемы субъектов образовательного процесса, владеет информацией о способах их решения;
· члены администрации транслируют одну и ту же позицию во взаимодействии с субъектами образовательного процесса и внешней средой;
· каждый член коллектива школы знает миссию, цели, задачи школы и каждого ШМО, программу развития школы, сроки и перечень мероприятий в системе реализации школой концепции эколого-туристического образования и воспитания.
- Произошел качественный рост педагогического состава школы
- Создан позитивный имидж школы
- Сформирована корпоративная культура:
· определены социальные нормы и ценности школы в соответствии с миссией и стратегией развития;
· нормы и ценности разделяют большинство сотрудников школы, реализует и пропагандируют их в своей деятельности;
· создана система традиций и ритуалов;
· создан благоприятный психологический микроклимат
- Создана гибкая эффективная система управления и ее оптимальная структура:
· управленческий персонал рационально планирует служебное время и трудовую деятельность;
· определены общие цели, задачи и направления деятельности МС школы, ШМО;
· определена трудоемкость деятельности сотрудников школы
- Функционирует система внутреннего и внешнего мониторинга деятельности школы
- Наблюдается положительная динамика количественного роста учащихся, качества образования.
- Создана эффективная система повышения мотивации педагогического коллектива школы:
· критерии оценки труда и эффективной деятельности педагогического коллектива разделяют большинство его членов;
· улучшены качественные показатели профессиональной деятельности педагога, предусмотренные концепцией эколого-туристического образования и воспитания.
- Внедрена система профессионального роста педагога:
· созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя;
· учителями школы освоены новые здоровьесберегающие технологии через аналитические, образовательные программы, экспертизу и т.д.
- Сформирована качественно новая модель общеобразовательной школы, реализующей
концепцию эколого-туристического образования и воспитания, разработана концепция взаимодействия и интеграции школы и учреждений охраны природы, дополнительного и профессионального образования города, заключены договора совместной деятельности школы и других учреждений охраны природы, дополнительного и профессионального образования города, реализующих здоровьесберегающие технологии в своей деятельности; создан общедоступный банк
данных о комплексных и целевых воспитательных программах эколого-туристического направления.
- Разработан и внедрен механизм работы на экспериментальной площадке
- Приведена в соответствие с современными требованиями нормативно-правовая и материально-техническая база школы.
Механизм реализации программы развития школы
Реализация программы основывается на реальных возможностях, которыми располагает школа. Механизм реализации программы предусматривает:
- бюджетных средств;
- внебюджетных средств, полученных от дополнительных платных образовательных услуг;
- освоения методики расчета доходной и расходной части и рационального использования средств;
- спонсорской помощи, оказываемой юридическими и физическими лицами.
- Финансирование программы за счет:
- Социальное партнерство с другими социальными институтами города за счет:
· переосмысления стереотипов взаимодействия школы и других организаций;
· понимания коллективом школы значимости партнерства с субъектами внешней среды как взаимовыгодного взаимодействия;
· освоения механизмов эффективного взаимодействия с субъектами внешней среды;
· осознание функция методического совета как инструмента взаимодействия школы с внешней средой;
· создание позитивного имиджа школы
- Модернизацию системы управления школы за счет:
· понимания участниками сущности и значения стратегического проектирования;
· понимания информационной основы выделения функций управления;
· внедрения последовательности действий по созданию эффективной структуры управления;
· введения инноваций в систему управления
- Создания кадровых, нормативно-правовых, научно-методических условий, позволяющих реализовать программу в полном объеме и в установленные сроки за счет:
· приведения в соответствие с современными нормативными требованиями правовой базы;
· совершенствования системы стимулирования в школе;
· проведения мониторинговых исследований
- Реорганизации образовательной системы, реализующей концепцию эколого-туристического образования и воспитания за счет:
· обновления содержания образования;
· совершенствования образовательных услуг, форм, методов обучения;
· внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
Допущения и риски при реализации программы
1. Программа может быть реализована частично из-за недостаточного финансирования, несовершенства механизма предоставления платных образовательных услуг
2. Частичная реализация программы возможна при сопротивлении педагогов школы введению инновационной деятельности, неприятия большей частью коллектива философии ценностей концепции эколого-туристического образования и воспитания школьников
3. Конфронтация и отсутствие взаимовыгодных проектов с учреждениями дополнительного и профессионального образования может привести к срыву ряда проектов и программ
4. Отсутствие пиар-технологий, информированности о предоставляемых образовательных услугах может отразиться на позитивном имидже школы, привести к спаду спроса и повлечь за собой социальные проблемы и отток учащихся в другие образовательные учреждения
Организация и контроль за выполнением программы
За организацию и контроль за выполнением программы несет ответственность администрация школы. Программа реализуется посредством пошагового планирования и координации действий всего коллектива. Средством отслеживания степени реализации программы развития школы является систематический анализ, корректирование действий, диагностика эффективности в соответствии с затратами.. формы и методы контроля: заслушивание отчетов, защита творческих проектов, анкетирование, тестирование и т.д. Периодичность контроля, осуществляемого за реализацией программы, определяется администрацией школы.