• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46 имени кавалера ордена Мужества Дмитрия Бадретдинова»/“Батырлык ордены кавалеры Дмитрий Бәдретдинов исемендәге 46 нчы урта гомуми белем бирү мәктәбе” муниципаль белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423831, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Чулман, дом 56/Татарстан Республикасы, Яр Чаллы шәһәре, Чулман проспекты,56 нчы йорт
Телефон: +7 (8552) 52-15-93
E-Mail: S46.Nc@tatar.ru, sch46_chelny@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Средняя школа №46 имени кавалера ордена Мужества Дмитрия Бадретдинова"
Руководитель: Камалова Танзиля Ильхамовна
Год основания учреждения: 1987
У нас учатся: 1260 учащихся/1260 укучы укый
У нас учат: 65 преподавателей/65 укытучы белем бирә

Программа информатизации

 
 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»
 
                                              «УТВЕРЖДЕНО»
                                                          педагогическим советом
                                                                  протокол от              2011  г. №
 
                                                                 Введено в действие приказом
                                                 от           2011 г.       №
                                                                 Директор МБОУ «СОШ №46»
                                                            _____________Т.И.Камалова
 
 
 
 
Программа информатизации
на 2010-2013гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Набережные Челны РТ
СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Общие положения
1.1. Актуальность программы
1.2. Анализ готовности участников образовательного процесса к внедрению информационных технологий
1.3. Задачи программы
2. Программа информатизации учреждения
2.1. Основные разделы программы
2.2. Сроки и этапы
2.3. Ожидаемы результаты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Наименование программы – школьная целевая «Программа информатизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» г. Набережные Челны РТ на 2010-2013 годы».
Нормативно–правовая база программы: Устав школы, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России» на период до 2010 года, Приоритетный национальный проект «Образование»
Механизм реализации программы: Программа реализуется через работу учителей-предметников и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и школьников по созданию единого информационного пространства в школе, взаимодействие всех участников образовательного процесса через сайт школы.
 
1. Общие положения
1.1.          Актуальность программы
 За последние два десятилетия произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно, владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценки возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Как показывает практика, без использования новых информационных технологий уже не возможно, представить современную школу. Для современной системы образования характерны использования новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базами современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения воспитания.
 
1.2. Анализ готовности участников образовательного процесса к внедрениюинформационных технологий:
1.        Снижение качества преподавания.
2.        Недостаточный уровень подготовки педагогов к использованию ИКТ – технологий на уроках.
3.        Неравенство в доступе к образовательным услугам; отдалённость от областных центров (восполняется путём формирования системы дистанционного обучения).
4.        Недостаточная готовность учащихся ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.
5.        Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования (в уставе школы и локальных актах не прописаны задачи информатизации образования).
6.        Нет единой локальной сети, системных администраторов.
 
1.3.         Цель и задачи программы:
Цель программы – создание в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №46» единой образовательной информационной среды; включение школы в единую образовательную информационную среду г. Набережные Челны и Республики Татарстан.
 
Задачи программы:
1.     Разработка и реализация плана повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников школы;
2.     Внедрение в работу администрации и учителей школы программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др.;
3.     Оснащение предметных классов современной компьютерной техникой;
4.     Выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов и учащихся с программными продуктами, ресурсами Интернет, электронными средствами информационно-технологической поддержки для учебного - воспитательного процесса (в кабинете информатике №421);
5.     Организация дистанционного обучения школьников, имеющих высокую и низкую мотивацию к обучению;
6.     Использование в учебном процессе разнообразных электронных учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и авторских курсов учителей школы;
7.     Формирование ученических цифровых портфолио, необходимых для оценки успешности обучения школьников;
8.     Повышение качества обучения школьников за счет использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
 
 
2.     Программа информатизации учреждения
2.1.          Основные разделы программы
Программа информатизации учреждения рассчитана на 3 года и включает 4 основных раздела:
1. Материально- техническое оснащение школы;
2. Повышение компетентности и грамотности педагогического и административного состав а школы, внедрение в образовательную среду инновационных методик;
3. Использование информационных технологий для непрерывного      профессионального образования педагогов, оптимизации и эффективности учебного процесса;
4. Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся, родителей, учителей;
5. Создание условий взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
 
Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.
В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»
Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.
 
Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:
1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).
2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.
Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи динамичностью развития этого общества.
Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы. Специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.
В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:
1. Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.
2. Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.
3. Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.
4. Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.
5. Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.
6. Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.
7. Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.
8. Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.
9. Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.
Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки концепции развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 46» и  организации мероприятий для ее реализации.
 
Информационные технологии в образовании.
Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.
Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.
Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:
·       Техническая среда (вид используемых технических средств);
·       Программная среда (набор программных средств);
·       Предметная среда (содержание конкретной предметной области);
·       Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).
 
В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
 
Условия эффективного применения информационных технологий в образовательном учреждении. 
·       Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при  выполнении следующих условий:
·       Наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;
·       Достаточное количество технических средств соответствующего уровня;
·       Наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;
·       Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);
·       Наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.
 В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.
 
Психологический аспект. 
Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.
 
Дидактический аспект.
Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.
Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.
 
Технологический аспект.
Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения, как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:
·       Отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;
·       Соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.
 
Создание в МБОУ «СОШ № 46» условий для внедрения и развития информационных технологий должно стать первоочередной задачей, решение которой позволит решить ряд наиболее острых проблем:
·       Значительно повысить уровень качества знаний обучающихся;
·       Поднять престиж школы на должный уровень и обеспечить равные условия конкуренции с другими школами города;
·       Сделать доступным для каждого обучающегося качественное образование, в соответствии с индивидуальными потребностями;
·       Приостановить отток обучающихся из 10 классов, сохранить контингент учащихся на третьей образовательной ступени, что позволит сократить расходы родителей на обучение детей, тем самым обеспечит выполнение гарантий на получение качественного, бесплатного, общедоступного образования всеми учащимися;
·       Стабилизировать педагогический коллектив, способствовать повышению его профессионализма, обеспечивая условия для развития творческого потенциала и педагогического роста каждого педагога.
 
2.2. Сроки и этапы – Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет, с 2010 по 2013 год и включает в себя три основных этапа:
 
I этап – 2010-2011 учебный год:
·       Оборудование классов мультимедийной техникой для работы учителей-предметников с электронными учебными материалами;
·       приобретение  интерактивного оборудования;
·       оборудование первого мультимедийного класса;
·       переоборудование второго компьютерного класса;
·        разработка плана подготовки педагогических и руководящих кадров к работе с информационными технологиями в организации образовательного процесса;
·       внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов;
·       разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения, либо персональных сайтов учителей-предметников;
·       развитие и поддержка школьного сайта в Интернет;
·       пополнение и развитие школьной медиатеки современными образовательными ресурсами.
 
II этап – 2011-2012 учебный год:
·       Обеспечение школы средствами информатизации и доступа учащихся к информационно-образовательным ресурсам;
·       приобретение интерактивного оборудования;
·       оборудование второго мультимедийного класса;
·       оборудование и организация работы второго компьютерного класса с выделением рабочих мест «свободного доступа» для педагогов и учащихся;
·       развитие и поддержка школьного сайта в Интернет;
·       переподготовка педагогических кадров;
·       внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов;
·       создание условий и организация дистанционного обучения учащихся;
·       разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения, либо персональных сайтов учителей-предметников;
·       пополнение и развитие школьной медиатеки современными образовательными ресурсами.
 
III этап – 2012-2013 учебный год:
·       Обновление средств информатизации в школе;
·       приобретение интерактивного оборудования;
·       включение школы в систему открытого образования на основе дистанционных технологий обучения,
·       оборудование и открытие третьего мультимедийного класса для учащихся начальной школы;
·       внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов;
·       разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения, либо персональных сайтов учителей-предметников;
·       пополнение и развитие школьной медиатеки.
 
2.3.         Ожидаемы результаты:
1.     создание единого информационного пространства
·       повышение эффективности образовательного процесса;
·       автоматизация организационно- распорядительной и информационной деятельности школы.
 
2.     повышение уровня информационной - коммуникационной компетенции как составляющей профессионального мастерства учителя
·       создание условий для творческого роста всех участников образовательного   процесса через использование информационных технологий;
·       повышение качества и эффективности образования за счет модернизации на основе информационной - коммуникационнойтехнологии;
·       использование учителями-предметниками формы дистанционного обучения и консультаций;
·       повышение квалификационной категории учителей;
·       распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, Интернет - конференциях, публикации, в том числе в Интернет - форумах;
·       создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету;
·       создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
·       эффективность использования сайта школы и базы данных.
 
3.     повышение информационной - коммуникационной компетенции обучающихся
·       использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;
·       увеличение числа учащихся участвующих в Интернет - конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах, форумах;
·       участие в дистанционных формах обучения, консультациях, проводимых учителями- предметниками
·       компьютерный мониторинг уровня обученности школьников.