Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42»
Визитная карточка
Адрес: | 423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Аделя Кутуя, здание 7 |
Телефон: | +7(855)-291-01-42 |
E-Mail: | sch42_chelny@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «СОШ №42» |
Руководитель: | Матюшин Вадим Николаевич |
Год основания учреждения: | 2019 |
У нас учатся: | 1376 учеников |
У нас учат: | 80 учителей |
Условия охраны здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия охраны здоровья обучающихсяв том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ "СОШ №42" создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
В школе созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В школе оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой.
Организации питания учащихся.
Горячее питание осуществляется в школьной столовой. Основное питание школьников организовано в соответствии с требованиями санитарных правил. Столовая оборудована всем необходимым технологическим оборудованием. Обучающимся предоставляется возможность получать горячее питание во время перемен. 2-х разовое горячее питание получают 32% детей, посещающих ГПД. Ассортимент выпускаемых готовых блюд разнообразный: холодные блюда и закуски (салаты из свежих и отварных овощей), молочные блюда (каши, сырники, запеканки), гарниры (овощные, макаронные, крупяные), вторые блюда из мяса, рыбы, птицы. Охват горячим питанием составляет 92% .
Постановления Исполнительного комитета муниципального образования «Город Набережные Челны» №4847 от 18.08.2017г. «О мерах по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организаций» //Скачать
Положение об организации питания в МБОУ "СОШ N42" //Скачать
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
• предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (торговотехнологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
• предусмотрено помещение для приёма пищи;
• разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
На основании пунктов 15—17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказа Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» школа создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
На основании Указа Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и письма Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных, городских спортивных мероприятиях. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.
Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ.
Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Школьными психологами ежегодно проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Система обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в школе.
Формируется и достигается комплексная безопасность школы в процессе реализаций следующих направлений:
• работа по организации и управлению безопасным образовательным пространством (письмо Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 марта 2007' г. № 17—1/45 «О введении в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности»);
• работа по антитеррористической защищённости и противодействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);
• работа по обеспечению охраны образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г.№ 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»);
• Информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);
• Пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
• Электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).
- Официальный сайт школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- Инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
- Воздушно-тепловой режим
- Сквозное проветривание до и после занятий
- Проветривание учебных помещений во время перемен (при температуре до -10 гр. 5-10 мин, при температуре ниже -10гр. не более 2 мин). В теплое время года занятия желательно проводить при открытых фрамугах. Температура в учебных помещениях должна составлять примерно19-21 гр. по Цельсию.
Освещение
Наличие естественного освещения обязательно. Необходимость левостороннего бокового освещения. При глубине уч. Помещения более 6 м необходим правосторонний подсвет. Недопустим основной световой поток спереди и сзади учащихся.
Водно-питьевой режим
В связи с низкой влажностью воздуха в помещениях во время отопительного сезона особенно важно соблюдение водно-питьевого режима. Питьевая вода должна быть доступна детям в каждом классе. Норма потребления воды - сугубо индивидуальная величина, которая зависит от активности ребенка, биохимических особенностей детского организма, от температуры и влажности окружающего воздуха. В среднем суточное потребление воды должно быть не менее 55-95 мл на кг массы ребенка. Наличие одноразовых стаканчиков обязательно. Питьевая вода должна быть сертифицирована.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
В профилактических и оздоровительных целях в должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении, которая может быть реализована при ежедневной двигательной активности детей и подростков в зависимости от их основного диагноза и физического состояния. Необходимый объем двигательной активности складывается из:
- утренней гимнастики, которую должен выполнять дома ежедневно каждый обучающийся (упражнения подбираются с помощью специалистов по адаптивной физкультуре);
- гимнастики перед началом учебных занятий;
- физкультминуток на уроках;
- подвижных игр на переменах;
- динамических пауз в режиме продленного дня;
- уроков физкультуры;
- школьных соревнований, дней здоровья и других мероприятий;
- дополнительных занятий в группах и индивидуально адаптивной физкультурой.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И СТОПЫ
Необходимо уделять внимание формированию правильной позы, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, рекомендуется корректировать нарушения в рабочей позе обучающихся. Правильная поза ребенка во время занятий
1. За столом (партой)
Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.
2. При письме
Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) ребенка поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.
3. При чтении
Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.
4. Стоя
Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.
Примеры упражнений для профилактики сколиоза
Упражнение «Травинка»
И.П.: стоя, руки опущены вдоль тела.Поднимите руки медленно вверх через стороны.Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу. Покачайтесь, как травинка на ветру, из стороны в сторону, а теперь – вперед-назад.Медленно опустите руки через стороны вниз. Выполняется 3- 5 раз.
Упражнение «Винтик» (выполняется по образцу или сопряженно).
И.П. –сидя, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, ступни параллельны, руки опущены вдоль тела, ладони лежат на полу по обе стороны бедер.Поднимите вверх правую руку, и с силой потянитесь – вы «винтик».«Ввинчивайтесь» в пол, старайтесь не отрывать пятки от пола. Теперь «вывинчивайтесь», не отрывая пятки от пола. Опустите руки, положите ладони на пол. Поднимите вверх левую руку, и с силой потянитесь – вы «винтик».«Ввинчивайтесь» в пол, старайтесь не отрывать пятки от пола. Теперь «вывинчивайтесь», не отрывая пятки от пола. Опустите руки, положите ладони на пол. Почувствуйте, какой у вас подвижный гибкий позвоночник. Выполняется 3–5 раз. Упражнение «Чайка» И.П.: стоя, руки опущены вдоль тела. Сделайте глубокий медленный вдох через нос.Поднимите руки до уровня плеч. Задержитедыхание.Подожмите правую ногу. Закройте глаза и постарайтесь удержать равновесие.Сделайте медленный выдох через нос, одновременно опустите руки через стороны вниз, станьте на обе ноги и откройте глаза.Снова медленно вдохните через нос, подняв руки в стороны до уровня плеч, задержите дыхание, закройте глаза и подожмите левую ногу.Не открывая глаз, медленно, с силой выдохните через нос. Опустите руки и станьте на обе ноги. Откройте глаза.
Упражнение «Ракета»
И.П.: стоя, руки опущены вдоль тела. Сделайте глубокий вдох через нос, медленно поднимаясь на носки, – руки через стороны вверх, ладони сомкнуть над головой.Задержите дыхание, потянитесь с силой вверх, поднимаясь на носки и удерживая равновесие, – подготовка ракеты к старту.Медленно выдохните с открытым, свободным, длительным звуком ААААА →, опуская при этом руки через стороны вниз, одновременно опускаясь на полную ступню.Затем снова сделайте глубокий вздох через, нос, так же потянитесь и задержите дыхание, а выдохните с силой, резко и кратко А [3].
Упражнение на релаксацию шейного отдела позвоночника
Цель: релаксация напряженных мышц шейного отдела позвоночника (элемент антистрессовой терапии) Выполняется не менее 2 раз в день.
И.п.: сидя. При занятиях лечебной гимнастикой данным комплексом можно завершать занятие. Руки в «замок» на затылке. На вдохе давление затылком на ладони 5 - 7 сек. На выдохе наклон головы вперед с растяжением мышц 10-15 сек. Из крайнего положения повторить упражнение 2 – 3 раза. В и.п. вернуться медленно. Наклоны головы с аналогичным сопротивлением. Правая рука через голову, пальцы на уровне левого уха. На вдохе наклон головы к левому плечу, давление на пальцы правой руки (5-7 сек), на выдохе медленный наклон вправо с растяжением мышц 10- 15 сек. Повторить упражнение 2 – 3 раза. Аналогично в другую сторону. Повороты головы с сопротивлением. Основание большого пальца правой руки приставить в правой скуловой кости. На вдохе поворот головы вправо до ощущения напряжения (5 - 7 сек), на выдохе поворот головы влево с растяжением мышц (10 -15 сек.). Повторить 2 – 3 раза. Аналогично в левую сторону [4].
Примеры упражнений для профилактики нарушений стопы Упражнение «Каток» Ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку сначала одной ногой, потом другой.
Упражнение «Разбойник»
Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной ногой, потом другой. Упражнение «Маляр» Ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами (колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
Упражнение «Сборщик»
Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. То же самое делает другой ногой. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Упражнение «Художник» Ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой. Упражнение «Кораблик» Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика). Упражнение «Мельница» Ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.
Упражнение «Серп»
Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз. Упражнение «Барабанщик» Ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. Упражнение «Окно» Ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ
В связи с тем, что в последние годы резко возросла нагрузка на зрительный анализатор, и большую часть информации дети воспринимают через зрительную модальность, значительно увеличилось число детей с нарушениями зрения. Поэтому необходимо несколько раз в день проводить мини-гимнастики для глаз (продолжительность не более 1-2 мин). Проведение такой гимнастики особенно необходимо после работы на компьютере. Занятия с использованием компьютеров следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена (для детей 5 лет до 7 минут, для детей 7 лет - до 10 мин.)
Примеры упражнений для профилактики нарушений зрения
Цель: тренировка аккомодационной мышцы, профилактика нарушений зрения, вызванных переутомлением и эмоциональной перегрузкой. Выполняется 1 раз в день (вторая половина) Сесть (или лечь) удобно, чтобы плечи, шея и голова были в расслабленном состоянии: Закрыть глаза и так посидеть (полежать) 1 - 2минуты Массаж точек под лобной костью с внутренней стороны бровей. Массаж указательными пальцами переносицы. Кончиками указательных пальцев массировать скулы на расстоянии приблизительно в толщину одного пальца от носа. Легкий круговой массаж участков вокруг глаз (начинать с точек под бровями, двигаться к их краям, затем под глазами). Потереть ладони, согревая их. Затем положить их на закрытые глаза, не касаясь век. Двигать глазами вправо-влево (10 – 15 сек.), вверх-вниз (10 – 15 сек.), голова неподвижна. Рисовать геометрические фигуры глазами по часовой стрелке и против (не более 10 – 15 секунд в одну и другую сторону, голова неподвижно зафиксирована). Сконцентрировать внимание на кончике карандаша, отодвинув его на 30 см от глаз, медленно приближать карандаш к лицу на расстояние 15 см и так же медленно удалять его назад (10 – 15 раз). «Написать» глазами себе несколько комплиментов Потянуться, не открывая глаз, руками в стороны, вверх и открыть глаза
ПРОФИЛАКТИКА ОРВИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ
Для преодоления и внутренней эмоциональной, и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии необходимы дыхательно-голосовые упражнения. Такие упражнения способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются профилактикой острых респираторных заболеваний. Дети с церебральными параличами боятся звучания своего голоса и при попытках форсирования замыкаются, напрягаются еще больше. Вводить дыхательные упражнения желательно в любые занятия с ребенком независимо от возраста и степени его умелости. Продолжительность таких дыхательных разминок не должна превышать 3 – 5 минут. Ребенок должен поверить в свои силы, поэтому сначала задания даются таким образом, чтобы ребенок мог справиться с ними с незначительной помощью взрослого или самостоятельно после показа. Различные дыхательные упражнения известны человечеству с незапамятных времен и имеют обширную географию. Согласно древним восточным обычаям главный секрет сохранения молодости и долголетия заключен в умении регулировать свое дыхание. С годами уменьшается продолжительность вдоха и выдоха, следовательно, уменьшается количество кислорода, поставляемое клеткам мозга, кожи, различным органам, что в свою очередь ускоряет процесс старения [9]. Предлагаемые нами дыхательно-голосовые и координационные упражнения способствуют развитию различных видов внимания, общей координации движений, регуляции и укреплению голоса. Дыхательные упражнения выполняются стоя, если дети в состоянии удерживать равновесие самостоятельно или при незначительной поддержке взрослого, а также сидя или лежа. Приведенные ниже дыхательные упражнения вполне доступны детям дошкольного и младшего школьного возраста. ВНИМАНИЕ! Детям с судорожной готовностью категорически не рекомендуются упражнения, выполняемые с задержкой дыхания. Примерные комплексы дыхательно-голосовых упражнений Упражнения выполняются стоя или сидя. Количество повторений от 3 до 5 раз. Комплекс должен состоять из 4 - 5 упражнений с частичной сменяемостью в течение 2 – 3 недель. Общее время выполнения комплекса не должно превышать 5 – 7 минут. Выполняются упражнения ежедневно.
КОМПЛЕКС1
Плечи поднять – вдох, опустить – выдох, руки свободно опущены. Свести лопатки – вдох, развести – выдох. Плечи вперед – вдох, назад выдох. Правое плечо поднять – вдох, опустить – выдох. То же с левым плечом. Наклон вправо – вдох, выпрямиться – выдох. То же влево. Скручивание вправо – вдох, исходное положение выдох. То же влево (ноги не отрываются от пола, таз неподвижен). Круговые движения плечами вперед, затем назад – дыхание свободное. Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю – вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю средним пальцем, безымянным…(остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони). То же с левой ноздрей и левой рукой. Закрыть левую ноздрю – вдох через правую, закрыть правую ноздрю – выдох через левую, а затем вдох через левую. Закрыть левую ноздрю и выдохнуть через правую. Вдох – руки вверх. Выдох – теплый воздух выдыхается с длительным звуком Х ХХХ или Ш ШШШ , руки при этом свободно опускаются вниз («задуть свечу»). Вдох – руки вверх, выдох с силой. Теплый воздух выдыхается тремя порциями Х – Х – Х или Ш – Ш – Ш («задуть три свечи»). Вдох – руки вверх. Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбородку вниз со звуком С ССС – руки при этом медленно опускаются вниз. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С - С- С[1].
КОМПЛЕКС 2.
Глубокий вдох через нос. Продолжительный выдох через рот. «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. Выполнять молча на одном выдохе. {C}«Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, дуть длительно холодным воздухом по подбородку на тыльную сторону ладони. Выполняется на одном выдохе. «Погреем ладошки» - дуть теплым воздухом на ладони, руки согнуты в локтях. Ладони на расстоянии 15 – 20 см от рта. Повторить упр.2,3 с дополнением: шепотом произносится слог ФА на 1 усиленном выдохе. {C}Повторяем упр. 4 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносится слог ХА. {C}Произнесение на одном выдохе сначала тихим, затем громким голосом гласных звуков поочередно А, Э, У, О, Ы, И. В течение нескольких дней произнесение (пропевание) проводится вместе со взрослыми с контролем в зеркале положения артикуляционного аппарата (губ). В дальнейшем участие взрослого сводится только к показу (беззвучному) артикуляционной позы звука. Ребенок отгадывает и произносит его самостоятельно. {C}8. {C}Произнесение на одном выдохе сочетаний 2, а затем 3 гласных звуков А) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ… Б) АИУ, АУИ, ИУА, ИАУ, АОИ, ОИА… Произнесение на 1 выдохе одинаковых слогов ФА-ФА-ФА ХА-ХА-ХА ФО-ФО-ФО ХО-ХО-ХО ФУ-ФУ-ФУ ХИ-ХИ-ХИ 10.Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными ХА-ХО-ХЫ ФА-ФО-ФУ-ФЫ ХО-ХЫ-ХА ФО-ФЫ-ФУ-ФА ХА-ХЫ-ХО… ФЫ-ФА-ФО-ФУ…
КОМПЛЕКС 3
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать произвольно эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения. Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Норма 12 раз по 8 вдохов-движений. "Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).
"Погончики"
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте.
"Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола".
"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии
Допускается отступление от предложенной последовательности упражнений, нет четких временных рамок. Предложенная процедура релаксации может быть использована при работе как с детьми с достаточным уровнем мышечного контроля, так и с родителями при индивидуальной и малогрупповой работе. Причем этот комплекс может применяться как самостоятельное занятие, направленное на коррекцию тревожности, а также отдельные релаксационные упражнения могут быть включены в коррекционные занятия психолога, логопеда, дефектолога.
Информация и практические рекомендации по теме здоровьесбережения достаточно широко представлены в материалах
- Всероссийского съезда «Здоровое поколение - здоровая Россия» в разделе «Здоровьесберегающее образование»,http://www.sinergi.ru/p36aa1.html
- на информационном портале департамента образования Москвы в разделе «Здоровье и образование», http://www.mosedu.ru/health/ на сайте ЮОУО г.Москвы («Образование и здоровье» в разделе «Направления деятельности ЮОУО»),
- http://www.sinergi.ru/p36aa1.html на сайте ГБОУ ЦЛПДО ЮАО г.Москвы в разделе «Здоровьесберегающие технологии в работе», http://clpdo.edusite.ru/p160aa1.html
- СанПиН 2.4.2.2821-10, постановление от 29.12. 2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- СанПиН 2.4.1.2660-10, постановлениеот 22.07. 2010 N 91"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"