• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 79 "Вишенка"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423823, Республика Татарстан г. Набережные Челны, бульвар Солнечный д. 3, (17/08)
Телефон: +7(8552)-38-26-86
E-Mail: vishenka.dou79@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад № 79 «Вишенка»
Руководитель: Хакимова Тансылу Фатиховна
Год основания учреждения: 1978
У нас учатся: 290 воспитанников
У нас учат: 26 педагогов

Поговорим о питании для детей в ДОУ и дома

Организация питания детей в дошкольном учреждении и дома

 Правильная организация питания детей предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:

- Составление полноценных рационов питания;

- Использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;

- Строгое соблюдение режима питания, отвечающее физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;

- Соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и развития детей;

- Правильное сочетание питания в ДОУ с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;

- Строгое соблюдение технологических требований приготовления пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;

- Повседневный контроль за работой пищеблока, доведение пищи до ребенка, правильная организация питания детей в группах;

- Учет эффективности питания детей.

- Индивидуальный подход к  каждому ребенку, учет состояния  его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, нали­чия хронических заболеваний.

документы:

                     "Продукты, которые не допускаются в питание детей",

                      "Питание дошкольников"

                      "Таблица замены продуктов"

 Правила составления пищевого рациона:

 1)  в  основу  меню должно быть положено использование набора продуктов, утвержденного для каждой возрастной группы (в соответствии с СанПиН 2..4.1.1249-03 и другими нормативными документами);

2)     каждый день в рацион пи­тания необходимо включать всю суточную    норму молока, масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день;

3)     следует соблюдать правильное распределение продуктов в течение дня: блюда, содержащие мясо и рыбу, давать детям в первую половину дня - на завтрак и обед, поскольку продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, задерживаются в желудке ребенка и требуют для переваривания большого количества пищеварительных соков. На ужин следует давать овощные и фруктовые блюда, так как молочно-растительная пища усваивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются;

4)     в  меню необходимо ежедневно включать салаты из овощей, свежие фрукты;

5)  рациональное сочетание блюд достигается следующим образом: если первое  блюдо овощное, то ко второму мясному подается гарнир из круп или макаронных изделий; в один прием пищи не следует включать несколько блюд с кислым вкусом (щи, борщи на первое в сочетании с киселем из клюквы, смородины на третье); если суп заправлен крупой, то на гарнир можно давать только овощи; если на завтрак дается каша, то обед лучше приготовить овощные блюда;

6)  при составлении меню необходимо следить за тем, чтобы в отдельные дни дети не получали только овощные или только крупяные блюда. Принять за правило, что ребенок ежедневно получает два овощных блюда и один раз кашу. На обед к мясным и рыбным блюдам рекомендуется готовить сложные гарниры;

7)  следует контролировать разнообразие блюд в течение недели, обращать внимание на  то, чтобы блюдо не повторялось не только в течение дня, но и в ближайшие дни. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд из одного и того же продукта;

 Режим питания.

Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.

У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжается примерно 3-3,5 ч, в течение этого периода происходит опорожнение желудка, и у ребенка появляется аппетит. Поэтому дети должны получать питание не менее 4 раз  в сутки с интервалами между кормлениями 3,5-4 ч. .

Детям рекомендуется нахо­диться за столом во время обеда не более 25—30 мин, во время зав­трака и ужина — не более 20, пол­дника — 15.

Правильная организация пи­тания детей предусматривает не­обходимый объем пищи, опреде­ляющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими осо­бенностями пищеварительной системы.

Соблюдение указанных объе­мов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может сни­зиться аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожи­рению. При недостаточном объе­ме порций ребенок не испыты­вает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

Один из важных моментов ре­жима питания — запрещение давать детям в промежутках меж­ду кормлениями сладости, пече­нье, булочки. На это надо обра­щать внимание обслуживающе­го персонала и родителей. Даже фрукты и ягоды дают детям во время очередного приема пищи.

 Организация правильного ре­жима питания предусматривает также обеспечение преемственно­сти между ДОУ и семьей в питании детей. Домашнее питание должно дополнять рацион до­школьного учреждения. С этой целью следует вывешивается в группах дневное меню, а также рекомендации для родителей по питанию.

 Эстетика питания

Большое значение при прове­дении процесса кормления имеет все, что включает в себя понятие «эстетику питания». За время пребывания в ДОУ ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой), приоб­ретает  определенные   навыки культуры питания.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, кото­рые могут затормозить выработ­ку у детей  пищеварительных  соков и подавить пищевой ре­флекс.

Перед едой дети приводят в порядок свою одеж­ду, тщательно моют руки, дежур­ные (начиная с 1,5—2 лет) при­нимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за сто­лом. Столы и стулья должны соответствовать росту.

Для детей необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, столовые приборы по объему соответствующие возра­сту детей. Столы застилают ска­тертями или салфетками, ставят вазочки с цветами.

Нельзя торопить детей, отвлекать их посторонними раз­говорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о при­ятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредото­чить внимание каждого ребенка на еде. Необходимо следить за поведением детей за столом, со­блюдением чистоты и опрятно­сти, приучать хорошо, пережевы­вать пищу, не глотать ее больши­ми кусками, съедать все, что предложено, пользоваться салфет­ками. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5— 2 лет едят ложкой самостоятельно, с 3 лет пользуются вилкой. С 5лет дети должны уметь пра­вильно пользоваться ножом и вилкой, держа ее как в правой, так и левой руке. По окончании еды дети аккуратно промокают сал­феткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

Питание детей в период адаптации к ДОУ.

 Поступление в ДОУ для каж­дого ребенка сопровождается определенными психологически­ми трудностями, связанными с переходом из привычной домаш­ней обстановки в обстановку детского коллектива. Период адаптации к детскому саду у раз­ных детей продолжается от 3 не­дель до 2—3 мес. и может сопро­вождаться различными наруше­ниями в состоянии их здоровья. В это время может снизиться аппетит, нарушиться сон, появля­ются невротические реакции (за­торможенность или повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, рвота и др.). В результате снижается устойчи­вость к неблагоприятным факто­рам внешней среды, отмечается повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Нередко в период адаптации у детей значительно снижается масса тела, задерживается нервно-психическое развитие.

Учитывая важную роль белков, витаминов, особенно группы В, в приспособительных реакциях детского организма, следует об­ратить внимание на качество питания и его сбалансирован­ность до поступления ребенка в новый коллектив и при адапта­ции к нему. В первые дни пре­бывания ребенка в детском уч­реждении нельзя резко менять стереотип его поведения, в том числе и сложившиеся привычки в питании. Ребенку не следует предлагать необычные для него блюда. Если у него имеются ка­кие-то особые привычки в пи­тании (даже отрицательные), не надо стараться сразу их менять.

Если ребенок не умеет или не хочет, есть самостоятельно, воспи­татель или младший воспитатель первое время кормит его. Неко­торых детей, трудно привыкаю­щих к коллективу, можно кор­мить за отдельным столиком или после того, как остальные дети закончат еду.

Если ребенок отказывается от приема пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно, в этих случаях можно допустить мать или другого близкого ре­бенку человека к кормлению его в группе. Необходимо чаще пред­лагать ребенку теплое питье. Обычно в дошкольные учреждения дети поступают в осенний период, когда имеется наиболь­ший риск возникновения и рас­пространения в коллективе ост­рых респираторных заболеваний, для их профилактики рекомен­довано использование овощей и фруктов с фитонцидным эффек­том (лук, чеснок, хурма, черника, черноплодная рябина), продукты, обогащенные витамином С.

Важно установить тесную связь с родителями вновь посту­пивших детей: ежедневно ин­формировать их о поведении ребенка, его аппетите, о том, ка­кие продукты и блюда ребенок недополучил в течение дня, да­вать конкретные рекомендации по дополнительному питанию ребенка дома.

 Питание детей с избыточной массой тела.

 Если на физиологической ди­ете, сбалансированной по основ­ным пищевым веществам, не происходит потери избыточной массы тела, можно снизить кало­рийность питания за счет огра­ничения легкоусвояемых углево­дов и тугоплавких жиров. При составлении рациона для детей с избыточной массой тела количе­ство белка должно соответствовать возрастной потребности. Пропорционально степени избы­точной массы тела снижается количество жира на 15—30%, углеводов — на 25—50% . Пред­почтение отдается растительным маслам. Из меню исключаются сладости, кондитерские изделия, консервированные соки, манная крупа. Необходимо приучать ре­бенка принимать пищу без под­слащивания. Овощи, фрукты, яго­ды в питании этой группы де­тей не ограничиваются. Хлеб используется только ржаной, не более 60 г в сутки. Нежирные сорта мяса и рыбы даются в воз­растном объеме, супы — в объе­ме 1/2 возрастной порции, исклю­чают мясные, рыбные, грибные бульоны. Картофель дается в объеме 2/3 возрастной порции, макаронные изделия — из пше­ницы твердых сортов, молочные продукты не ограничиваются, однако желательно использовать нежирный творог [1].

В рекомендациях родителям по домашнему питанию следует советовать пользоваться преиму­щественно овощами и молочными продуктами. Последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч до сна. Учитывая, что полным детям рекомендуется более частый прием пищи, но соответственно в меньших коли­чествах, можно посоветовать ро­дителям дать ребенку утром лег­кий завтрак (стакан кефира, ржаной хлеб, яблоко), сообщив об этом воспитателю. В этом случае педагог снижает питательную ценность получаемого ребенком в ДОУ завтрака. В домашних условиях также рекомендуется использовать пшеничные отру­би. Кроме рационального пита­ния полных детей важно пра­вильно организовать их двига­тельный режим, активный отдых.

 Питание детей с аллергическими заболеваниями.

В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничива­ются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные, гриб­ные бульоны. Продукты, являю­щиеся индивидуальными аллер­генами, исключаются полностью. Замену продуктов проводят в соответствии с переносимостью ребенком тех или иных продук­тов. В рационе ребенка рекомен­дуется уменьшить количество углеводов, ограничивая количе­ство сладостей, сахара. Полезно вводить растительное масло, ока­зывающее положительное влия­ние на кожные проявления. На каждого ребенка с пищевой ал­лергией заводится лист питания, в котором четко указывается, какие продукты противопоказа­ны и чем их можно заменить.

 Питание детей, перенесших острые заболевания и часто болеющих

Эти дети, как правило, страда­ют пониженным аппетитом и физически ослаблены. Их в пер­вую очередь обеспечивают дос­таточным количеством животных белков, богатых незаменимыми аминокислотами. Необходимо следить, чтобы ребенок полнос­тью съедал полагающуюся ему порцию мяса, рыбы, творога. Луч­ше, если эти порции будут не­сколько увеличены (на 10—15%) за счет уменьшения количества гарнира. Количество жира в пи­тании детей должно соответство­вать возрастной норме.

Для улучшения аппетита и повышения защитных сил орга­низма ослабленным после болез­ни детям снижают потребление животных жиров, заменяя их растительным маслом, богатым полиненасыщенными жирными кислотами, при этом общее ко­личество растительных жиров в рационе ребенка должно состав­лять около 20% всего количества жира. Полезно давать салаты с растительным маслом несколько раз в день. Родителям можно порекомендовать дать ребенку такой салат утром, до ухода в детский сад, и вечером перед ужином.

Рекомендуется включать в их рационы разнообразные фрукты и овощи, фруктовые, овощные и ягодные соки, отвары из овощей и фруктов, избегать избыточного употребления сладостей, сахара. Молоко ослабленным после бо­лезни детям целесообразно заме­нять кисломолочными продук­тами, стимулирующими процес­сы пищеварения. Например, можно порекомендовать родите­лям дать ребенку перед сном стакан кефира.

У переболевших детей повы­шается потребность в витаминах. Рекомендуется в течение двух недель вводить витамины груп­пы В, С, А, Е (в возрастных лечеб­ных дозировках). Желательны пищевые добавки: гидролизат из мидии пищевой, фитолон, моринид, бумевит С, паста из пекар­ских дрожжей, рыбий жир. Пища детей, перенесших острые заболевания, должна быть легко­усвояемой, разнообразной, краси­во оформленной.

 Организация питания в ДОУ (Видео)                                        О питании для детей, о витаминах (Фото)