• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №72 «Антошка» / Яр Чаллы шәһәренең "Антошка 72 нче балаларның танып-белү-сөйләм үсешен өстенлекле гамәлгә ашыручы гомүмүстерешле балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, 423821 г. Набережные Челны, п-т Сююмбике, д. 76(24/07)
Телефон: +7(885)-254-46-61
E-Mail: sad0072@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №72 "Антошка"
Руководитель: Альмухаметова Ландыш Гилемяновна
Год основания учреждения: 1976
У нас учатся: 284 воспитанника
У нас учат: 20 педагогов

Плавание как положительный аспект в в формировании здоровья ребенка

 

Физическое воспитание в дошкольном возрасте осуществляется в неразрывной связи с развитием игровой деятельности. В процессе физического воспитания ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него формируются элементарные нравственные формы поведения, произвольность, обогащается опыт общения.
Большое внимание уделяется на занятиях плаванием детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата. Акцент делается на развитии выносливости как важнейшего фактора повышения их функциональных возможностей. Этому способствует, прежде всего, правильное сочетание физической нагрузки разной интенсивности, чередующейся с активным отдыхом на воде. Наиболее эффективными для таких детей являются имитационные движения, отличающиеся динамичностью и отсутствием длительных пауз и остановок. Им нравится выполнять имитационные движения, они с удовольствием ходят как цапли и крокодилы, прыгают как лягушки, лежат на воде как морские звёзды и т.д. Из имитационных движений составляются различные сюжетные игры, такие как «Зоопарк», «Лягушачья дискотека», «Цапли на болоте», «Мы спортсмены» и другие.
Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, многопрофильна, является и лечебной, и профилактической: устранение незначительных искривлений позвоночника, стопы предотвращают заболевания внутренних органов.
Занятия на воде одно из самых эффективных средств профилактики и лечения данных заболеваний, так как при плавании и при выполнении различных упражнений на воде, на организм ребёнка вода оказывает равномерное давление и довольно длительное время держит его в статическом положении, выравнивая позвоночник. Во время плавания мышцы ребёнка расслабляются, снимается патологическое напряжение, создающее нарушение осанки. Специфические движения ног и в частности стопы в положении «без опоры», при обучении плаванию и при выполнении упражнений на воде препятствуют образованию плоскостопия и исправляют имеющиеся нарушения в развитии стопы, оказывают укрепляющее воздействие на стопу.
Плавание – мощный эмоционально положительный фактор, который позволяет решать важные для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата задачи. Плавание способствует коррекции нарушения осанки в разгрузочном положении позвоночника; предупреждению плоскостопия, снятию мышечного тонуса, оказывает закаливающее действие, облегчает адаптацию к водной среде. Решение этих задач в условиях дошкольного учреждения весьма важно: дети с нарушением осанки часто болеют.
Упражнения на занятиях по плаванию выполняются в основном в горизонтальном положении, т.е. в положении максимальной разгрузки, что уменьшает его искривление.
Занятия с детьми, имеющими нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, проводятся подгруппами по 4-6 ребёнка индивидуально.
Длительность таких занятий 20-25 минут и проводятся они 1 раз в неделю.
Частые заболевания, даже самые «лёгкие», свидетельствуют о снижении у ребёнка защитных возможностей, что при воздействии или наличии неблагоприятных факторов как биологических, так и окружающей среды могут привести к нарушению гомеостатического равновесия и к возникновению сначала функциональных, затем органических изменений, т.е. хронических заболеваний. Именно показатели резистентности оказались наиболее информативными при оценке влияния комплексной системы оздоровления с акцентом на занятия в бассейне. Анализ показал, что число часто болеющих детей уменьшается год от года. Это и результат использования на занятиях в бассейне комплексов дыхательной гимнастики и её элементов. Дыхательная гимнастика на воде эффективнее способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в лёгких.
Занятия на воде, способствуют изменению у ребёнка кровотока как в сосудах кожи и подкожной клетчатки, так и во внутренних органах. Изменяется частота сердечных сокращений и дыхания, показатели кровяного давления. Это ведёт к повышению уровня обмена веществ, реактивности, сопротивляемости организма, улучшается состояние нервно-психической сферы, эндокринной системы. При регулярном проведении таких занятий организм ребёнка закаливается и вырабатывается привычка к здоровому образу жизни.
В практической части программы «Дельфинчик» разработаны комплексы дыхательной гимнастики на воде для детей разных возрастных групп, которые способствуют развитию дыхательной мускулатуры, особенно мышц, обеспечивающих глубокий вдох. Для часто болеющих детей не менее полезны циклы занятий, включающие в себя упражнения, которые выполняются с задержкой дыхания и на погружение в воду. Упражнения эти игрового характера и с удовольствием выполняются малышами.
Дополнительно с часто болеющими простудными заболеваниями детьми проводится ещё одно занятие в бассейне (кроме двух занятий по расписанию ДОУ). Длительность занятия 20-25 минут. Занятия проводятся подгруппами от 2-х до 6-ти детей, начиная со средней группы.
Занятия на воде для детей с гипер. активностью помогают удовлетворить потребность детей в двигательной активности. Психомоторное воспитание таких детей направлено на устранение нарушений двигательной координации, а также улучшение показателей психических процессов и моторной сферы. Плавание способствует развитию самоконтроля; использование игр и упражнений различной интенсивности развивает концентрацию внимания.
Диагностика показывает, что обучения ребенка с синдромом гипер. активности плаванию в течение одного года, повышает у него уровень произвольности поведения, способности к само регуляции. Упражнения из разных исходных положений, на развитие силы, точности, в парах, выполняемые на воде, создают условия благоприятные для психофизического развития, не происходит перенапряжения нервно-психической сферы. Ребёнок в воде чувствует себя спокойно, контролирует свои действия, согласовывая их с действиями других детей.
Занятия с гипер. активными детьми проводятся по подгруппам по 2-3 ребёнка и индивидуально, один раз в неделю. Длительность занятий 20-25 минут.
Коррекционно-развивающие занятия на воде для гипер. активных детей: для этих детей характерны низкая двигательная активность, слабая выносливость, значительное отставание в показателях развития основных видов движения. Малоподвижные дети не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных подвижных играх. Им присуща однообразная мало интенсивная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства отмечается инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со сверстниками.
С малоподвижными детьми очень часто организуются игры и беседы, вовлекающие их в активную деятельность; создаются «ситуации успеха», которые дают почву для раскрытия собственных возможностей и веры в свои силы. Таким детям предлагаются игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой. Главное правило – упражнения и задания должны доставлять ребёнку удовольствие и «мышечную радость». Важно постепенно вырабатывать у ребёнка чувство скорости, регулировать темп в процессе занятия.
Занятия с малоподвижными детьми проводятся по подгруппам по 3-6 детей, один раз в неделю. Длительность занятий 20-25 минут. Цикл занятий см. в практической части программы.
Культура освоения технологии представленного опыта
В результате обучения детей плаванию на индивидуальных и подгрупповых занятиях наметился сдвиг в сторону усвоения ими норм и правил поведения в детском сообществе, на занятиях познавательного и эстетического циклов. Обучение плаванию позволило детям осознать возможности своего организма, что оказало влияние на планомерность в организации активной двигательной деятельности на воде и «суше». Занятия плаванием оказали влияние на творческий подход к организации игровой деятельности (конструирование игры из нескольких, «уговор» о смене условий и правил игры и т.д.), на стремление к коллективным играм.