• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №59 «Дружба»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Молодежный, д. 2 (56/29)
Телефон: +7(855)-251-75-54;+7(855)-258-50-29
E-Mail: dou059@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №59 "Дружба"
Руководитель: Хаматова Роза Илгизяровна
Год основания учреждения: 1987
У нас учатся: 144 детей
У нас учат: 13 педагогов

Кружок "Здоровейка"

Руководитель: инстуктор по физкультуре 

 

ПЛАН-ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги «Здоровейка» с использованием нетрадиционных видов оздоровительных систем для детей 4-7 лет

Срок реализации: 4 года

 

Пояснительная записка

Актуальность. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российского государства является осуществление комплекса мер по воспитанию здорового поколения. Но в последние годы отмечается тенденция к существенному ухудшению состояния здоровья детского населения в нашей стране. Особое внимание следует уделить дошкольному периоду - возрасту, когда формируются основные системы жизнеобеспечения и их совершенствования, происходит активная морфологическая перестройка, адаптация к внешней среде, а также новообразования нервной системы и двигательного аппарата.

На лицо резкое ухудшение состояния здоровья дошкольников: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно – сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к шести годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5; от 30% до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, невротические проявления отмечены у 30-40% детей младшего и у 20-30% старшего дошкольного возраста. Таким образом, сегодня около 20 % дошкольников имеют низкий уровень физического развития, а к семи годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27 %.

В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях вводятся дополнительные занятия по иностранному языку, экологии, валеологии и др.  Это ведёт к снижению двигательной активности в режиме дня ребёнка до 30%. Низкий уровень двигательной активности вызывает отклонения в физическом развитии детей,  и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, и  у них снижается сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям.  На организм  дошкольника оказывается длительное статическое напряжение, связанное с поддержанием определённой позы, что влечёт за собой нарушение опорно-двигательного аппарата.

За последние годы в детской популяции вырос показатель общей заболеваемости опорно-двигательного аппарата на 60% и первичной на 87%. Первое место по частоте встречаемости у детей дошкольного возраста  занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе - органов зрения и заболевания нервной системы и третье - болезни органов пищеварения и дыхания.

Одними из самых распространённых заболеваний у детей и подростков являются нарушение осанки и плоскостопие. Количество детей  с данными отклонениями за последние 30 лет увеличилось в 3 раза. В среднем, четыре ребёнка из пяти имеют нарушения осанки. Увеличилась частота  выявления тяжёлых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, в том числе и ранний остеохондроз, распространённость плоскостопия составляет на сегодня 40% .

Осанка является комплексным показателем состояния физического развития и здоровья детей. Одним из эффективных средств формирования правильной осанки человека являются физические упражнения. При этом эффективными из них являются упражнения из разделов лечебной гимнастики, лечебного плавания. В то же время для получения положительного эффекта необходимо очень длительное и целенаправленное их воздействие.  

Физиологи квалифицируют позвоночник как наиболее слабое звено в опорно-двигательном аппарате, в частности, у детей в период костного роста. Костно-мышечная система у дошкольников  сформирована еще недостаточно: в костной системе присутствует много хрящевой ткани, а мышцы и связки еще не обладают достаточной прочностью и силой. Именно из-за этой слабости и незаконченности развития при неумеренной и неравномерной статической нагрузке у ребенка может сформироваться неправильная осанка.

Лечебная физическая культура помогает укрепить опорно-двигательный аппарат дошкольников.  Она  способствует оздоровлению детей, укреплению их опорно-двигательного аппарата, развитию мышечного корсета, профилактике и коррекции нарушений осанки. 

Комплексы физических упражнений содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития. Это также оказывает профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка. Каждый комплекс включает упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики.

Все комплексы выполняются под специально подобранную музыку со специально подобранным инвентарём и оборудованием. Это способствует высокой эффективности в решении поставленных задач и эмоциональной привлекательности для занимающихся.

Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребёнка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке занимающихся на определённый темп работы, повышать работоспособность, отдалять наступление утомления,  ускорять протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач урока возбуждать или успокаивать, снимать нервное напряжение.

Образные музыкальные произведения, тщательно подобранные в данной программе, позволяют преодолевать монотонию при выполнении специальных упражнений на профилактику нарушений осанки, длительное удержание статических поз или многократное повторение одного и того же двигательного действия. Применение музыки в занятии оказывает большое влияние на желание детей заниматься.

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи занятий ЛФК

Год обучения

Годовая цель

Годовые задачи

1-й год обучения

Содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки.

- развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;

- развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы;

- формирование мышечного корсета;

- улучшение функции внешнего дыхания

 2-й год обучения

Осуществление своевременной коррекции имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение   неспецифической  сопротивляемости  организма.

 

- выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

- развитие координационных способностей;

- нормализация эмоционального тонуса;

- приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни;

- воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.

- улучшение функции систем кровообращеня, дыхания, пищеварения

3-й год обучения

Коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей, профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях, стабилизация функциональных систем организма, повышение адаптированности организма к неблагоприятным условиям жизни.

 

- создание условий для профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей в различных видах и формах физкультурной деятельности;

- ознакомление с доступными способами укрепления здоровья;

- обогащение двигательного опыта через различные виды движений;

- формирование

потребности в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать.

4-й год обучения

Овладение дошкольниками основ лечебной физической культуры,  слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья,  овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

 

- формирование  у дошкольников устойчивой мотивации  на здоровый образ жизни, а также потребности к   самостоятельным и систематическим занятиям лечебной гимнастикой.

- развитие  физических качеств, укрепление ОДА и профилактика его нарушений у детей.

- формирование  знаний о функциональных системах организма, о правильной осанке,  о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

- воспитание  нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

- адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы

 

         Данная программа рассчитана на год обучения и составлена для детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на гармоничное развитие функциональных систем организма, профилактику различных заболеваний. Регулярные лечебные упражнения снимают нервно-психическое напряжение, улучшают эмоциональный фон, доставляя радость детям, повышают энергетический потенциал для интеллектуального развития и занятий, требующих повышенного внимания и усидчивости.

          Занятия ЛФК в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды.

          Проводятся занятия групповым методом один раз в неделю. На занятиях используются следующие приёмы: беседы, разъяснения, поощрения, показ, упражнения.

        Занятие, построено на основе распределения физической на­грузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть занятия, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения.

1-й  год обучения – вторая младшая группа (занятия 2 раза в неделю по 15 минут)

2-й год обучения – средняя группа (занятия 2 раза в неделю по 20 минут)

3-й год обучения – старшая группа (занятия 2 раза в неделю по 25 минут)

4-й год обучения – подготовительная к школе группа (занятия 2 раза в неделю по 35 минут).

          Занятия проводятся с 1 сентября текущего года по 31 мая следующего года

         Занятие состоит из 3-х частей:

 1) подготовительной;

 2) основ­ной;

 3) заключительной.

 Первая часть является вводной  ступенью к предстоящей  основной  задаче —  подготовка организма к специальным  упражнениям основной части. Дети выполняют 1-2 упражнения на внимание. Используются упражнения на укрепление мышечного корсета, расслабление, растягивание мышц. В этой части занятия нужно стремиться развить у детей более  свободные движения, устранить скованность, привести те­ло в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение рабо­ты дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитание пра­вильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей. Продолжительность данной части 5-10 минут.

  В основной части  используются физические упражнения, направленные  на воспитание правильного  дыхания, координационных  качеств. Данная часть  обязательно включает в себя разучивание новых лечебных упражнений. У детей повышается настроение, активность, бодрость, усиливается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Продолжительность составляет 12-22 минуты.

В заключительную часть вводятся  игры на воспитание правильной осан­ки. А также те игры, которые развивают пластику, грацию движений. Преследуется цель снижения фи­зической нагрузки на сердечно - сосудистую  систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Поэтому подбираются более спокойные игры. Дыхательные упражнения в данной части урока обязательны. Продолжительность данной части 3-5 минут.

  Занятие заканчивается  выравниванием осанки. На занятиях особое внимание ­ следует уделять дыхательным упражнениям.

  Во время занятия необходимо избегать утомительного однообразия и заботиться об эмоциональной насыщенности. Рекомендуется проводить уроки под музыку.  Помещение должно быть светлым, теплым, уютным, оснащено зеркалами.  Для проведения урока большое дисциплинирующее значение имеет атмосфера в зале: авторитет и внешний вид преподавателя, его умение держаться. Благоприятная обстановка в зале привлекает внимание детей, побуждает заниматься регулярно. Психологическим стимулом к занятиям у детей служит  желание выступить на празднике в детском саду с разученным комплексом лечебной гимнастики, выполненным под музыкальное сопровождение.           

Принципы обучения:

- научность

- наглядность

- систематичность

- сознательность

- активность

- прочность обучения

- индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 

К концу процесса обучения дети смогут:

 

- поддерживать оптимальный  уровень здоровья,  овладеют знаниями в области ЛФК

- смогут самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.

- знакомиться с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью;

- содействовать охране и укреплению здоровья;

 

фотографии