Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №59 «Дружба»
Визитная карточка
Адрес: | Республика Татарстан, г. Набережные Челны, б-р Молодежный, д. 2 (56/29) |
Телефон: | +7(855)-251-75-54;+7(855)-258-50-29 |
E-Mail: | dou059@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад №59 "Дружба" |
Руководитель: | Хаматова Роза Илгизяровна |
Год основания учреждения: | 1987 |
У нас учатся: | 144 детей |
У нас учат: | 13 педагогов |
Кружок "Здоровейка"
Руководитель: инстуктор по физкультуре
ПЛАН-ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги «Здоровейка» с использованием нетрадиционных видов оздоровительных систем для детей 4-7 лет
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Актуальность. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российского государства является осуществление комплекса мер по воспитанию здорового поколения. Но в последние годы отмечается тенденция к существенному ухудшению состояния здоровья детского населения в нашей стране. Особое внимание следует уделить дошкольному периоду - возрасту, когда формируются основные системы жизнеобеспечения и их совершенствования, происходит активная морфологическая перестройка, адаптация к внешней среде, а также новообразования нервной системы и двигательного аппарата.
На лицо резкое ухудшение состояния здоровья дошкольников: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем (сердечно – сосудистой, желудочно-кишечной, нервной и др.); к шести годам их число почти у 50% детей возрастает до 4-5; от 30% до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, невротические проявления отмечены у 30-40% детей младшего и у 20-30% старшего дошкольного возраста. Таким образом, сегодня около 20 % дошкольников имеют низкий уровень физического развития, а к семи годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает до 25-27 %.
В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях вводятся дополнительные занятия по иностранному языку, экологии, валеологии и др. Это ведёт к снижению двигательной активности в режиме дня ребёнка до 30%. Низкий уровень двигательной активности вызывает отклонения в физическом развитии детей, и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, и у них снижается сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям. На организм дошкольника оказывается длительное статическое напряжение, связанное с поддержанием определённой позы, что влечёт за собой нарушение опорно-двигательного аппарата.
За последние годы в детской популяции вырос показатель общей заболеваемости опорно-двигательного аппарата на 60% и первичной на 87%. Первое место по частоте встречаемости у детей дошкольного возраста занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе - органов зрения и заболевания нервной системы и третье - болезни органов пищеварения и дыхания.
Одними из самых распространённых заболеваний у детей и подростков являются нарушение осанки и плоскостопие. Количество детей с данными отклонениями за последние 30 лет увеличилось в 3 раза. В среднем, четыре ребёнка из пяти имеют нарушения осанки. Увеличилась частота выявления тяжёлых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, в том числе и ранний остеохондроз, распространённость плоскостопия составляет на сегодня 40% .
Осанка является комплексным показателем состояния физического развития и здоровья детей. Одним из эффективных средств формирования правильной осанки человека являются физические упражнения. При этом эффективными из них являются упражнения из разделов лечебной гимнастики, лечебного плавания. В то же время для получения положительного эффекта необходимо очень длительное и целенаправленное их воздействие.
Физиологи квалифицируют позвоночник как наиболее слабое звено в опорно-двигательном аппарате, в частности, у детей в период костного роста. Костно-мышечная система у дошкольников сформирована еще недостаточно: в костной системе присутствует много хрящевой ткани, а мышцы и связки еще не обладают достаточной прочностью и силой. Именно из-за этой слабости и незаконченности развития при неумеренной и неравномерной статической нагрузке у ребенка может сформироваться неправильная осанка.
Лечебная физическая культура помогает укрепить опорно-двигательный аппарат дошкольников. Она способствует оздоровлению детей, укреплению их опорно-двигательного аппарата, развитию мышечного корсета, профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы физических упражнений содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития. Это также оказывает профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка. Каждый комплекс включает упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики.
Все комплексы выполняются под специально подобранную музыку со специально подобранным инвентарём и оборудованием. Это способствует высокой эффективности в решении поставленных задач и эмоциональной привлекательности для занимающихся.
Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребёнка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке занимающихся на определённый темп работы, повышать работоспособность, отдалять наступление утомления, ускорять протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач урока возбуждать или успокаивать, снимать нервное напряжение.
Образные музыкальные произведения, тщательно подобранные в данной программе, позволяют преодолевать монотонию при выполнении специальных упражнений на профилактику нарушений осанки, длительное удержание статических поз или многократное повторение одного и того же двигательного действия. Применение музыки в занятии оказывает большое влияние на желание детей заниматься.
Цели и задачи занятий ЛФК
Год обучения |
Годовая цель |
Годовые задачи |
1-й год обучения |
Содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки. |
- развитие физических качеств, двигательных умений и навыков; - развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы; - формирование мышечного корсета; - улучшение функции внешнего дыхания |
2-й год обучения |
Осуществление своевременной коррекции имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение неспецифической сопротивляемости организма.
|
- выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; - развитие координационных способностей; - нормализация эмоционального тонуса; - приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни; - воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования. - улучшение функции систем кровообращеня, дыхания, пищеварения |
3-й год обучения |
Коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей, профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях, стабилизация функциональных систем организма, повышение адаптированности организма к неблагоприятным условиям жизни.
|
- создание условий для профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей в различных видах и формах физкультурной деятельности; - ознакомление с доступными способами укрепления здоровья; - обогащение двигательного опыта через различные виды движений; - формирование потребности в постоянной двигательной активности и способности ее регулировать. |
4-й год обучения |
Овладение дошкольниками основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
|
- формирование у дошкольников устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, а также потребности к самостоятельным и систематическим занятиям лечебной гимнастикой. - развитие физических качеств, укрепление ОДА и профилактика его нарушений у детей. - формирование знаний о функциональных системах организма, о правильной осанке, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья. - воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности. - адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке. |
Структура программы
Данная программа рассчитана на год обучения и составлена для детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на гармоничное развитие функциональных систем организма, профилактику различных заболеваний. Регулярные лечебные упражнения снимают нервно-психическое напряжение, улучшают эмоциональный фон, доставляя радость детям, повышают энергетический потенциал для интеллектуального развития и занятий, требующих повышенного внимания и усидчивости.
Занятия ЛФК в детском возрасте выступает как необходимое условие формирования основных структур и функций организма. В тренированном организме повышается сопротивляемость к негативному влиянию окружающей среды.
Проводятся занятия групповым методом один раз в неделю. На занятиях используются следующие приёмы: беседы, разъяснения, поощрения, показ, упражнения.
Занятие, построено на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть занятия, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения.
1-й год обучения – вторая младшая группа (занятия 2 раза в неделю по 15 минут)
2-й год обучения – средняя группа (занятия 2 раза в неделю по 20 минут)
3-й год обучения – старшая группа (занятия 2 раза в неделю по 25 минут)
4-й год обучения – подготовительная к школе группа (занятия 2 раза в неделю по 35 минут).
Занятия проводятся с 1 сентября текущего года по 31 мая следующего года
Занятие состоит из 3-х частей:
1) подготовительной;
2) основной;
3) заключительной.
Первая часть является вводной ступенью к предстоящей основной задаче — подготовка организма к специальным упражнениям основной части. Дети выполняют 1-2 упражнения на внимание. Используются упражнения на укрепление мышечного корсета, расслабление, растягивание мышц. В этой части занятия нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей. Продолжительность данной части 5-10 минут.
В основной части используются физические упражнения, направленные на воспитание правильного дыхания, координационных качеств. Данная часть обязательно включает в себя разучивание новых лечебных упражнений. У детей повышается настроение, активность, бодрость, усиливается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Продолжительность составляет 12-22 минуты.
В заключительную часть вводятся игры на воспитание правильной осанки. А также те игры, которые развивают пластику, грацию движений. Преследуется цель снижения физической нагрузки на сердечно - сосудистую систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Поэтому подбираются более спокойные игры. Дыхательные упражнения в данной части урока обязательны. Продолжительность данной части 3-5 минут.
Занятие заканчивается выравниванием осанки. На занятиях особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям.
Во время занятия необходимо избегать утомительного однообразия и заботиться об эмоциональной насыщенности. Рекомендуется проводить уроки под музыку. Помещение должно быть светлым, теплым, уютным, оснащено зеркалами. Для проведения урока большое дисциплинирующее значение имеет атмосфера в зале: авторитет и внешний вид преподавателя, его умение держаться. Благоприятная обстановка в зале привлекает внимание детей, побуждает заниматься регулярно. Психологическим стимулом к занятиям у детей служит желание выступить на празднике в детском саду с разученным комплексом лечебной гимнастики, выполненным под музыкальное сопровождение.
Принципы обучения:
- научность
- наглядность
- систематичность
- сознательность
- активность
- прочность обучения
- индивидуальный подход к каждому ребёнку.
К концу процесса обучения дети смогут:
- поддерживать оптимальный уровень здоровья, овладеют знаниями в области ЛФК
- смогут самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
- знакомиться с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью;
- содействовать охране и укреплению здоровья;