• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №41«Подснежник»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423832, г. Набережные Челны, пр-кт. Сююмбике, д. 19
Телефон: +7(855)-258-58-61;+7(855)-258-11-32
E-Mail: sad41.00@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41«Подснежник»
Руководитель: Расулова Маргарита Хамитовна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 226 воспитанников
У нас учат: 20 педагогов

Новости ДОУ

Работа по УМК в ДОУ

Опубликовано: 28.03.2016

   В целях реализации Закона Республики Татарстан от  08.07.1992 №  1560–XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» в нашем детском саду организовано обучение детей двум государственным языкам: татарскому и русскому.

    В нашем детском саду функционируют 13 групп, которые посещают дети из татароязычных, русскоязычных и смешанных семей. Вся воспитательно-образовательная работа в соответствии с основной образовательной программой проводится на русском языке в группах №1,2,5,6,7,8,10,11,12,13 и на татарском языке в группах №3,4,9.

      Для решения задачи по обучению русскоязычных детей татарскому языку мы наметили три направления работы:

1. Создание языковой и  предметно-развивающей среды.

2. Проведение обучающих занятий.

3. Взаимодействие с родителями.

    ООД по татарскому языку проводятся три раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 20–30 мин в зависимости от возраста детей. Воспитатель по обучению татарскому языку Фатхуллина З.С.  проводит занятия по подгруппам: отдельно с детьми, владеющими татарским языком, и отдельно с русскоязычными воспитанниками. Дети с удовольствием посещают занятия, где их в игровой форме знакомят с языком, культурой, историей татарского народа, показывают мультфильмы и спектакли кукольных театров на татарском языке.

   Сегодня на смену традиционным методам обучения татарскому языку пришли новые методические комплекты, аналогов которым не было до сих пор в Республике Татарстан. Творческими группами работников дошкольного образования г. Казани и г. Набережные Челны были разработаны учебно-методические комплекты по обучению воспитанников детских садов государственным языкам:

·         «Изучаем русский язык» — комплект по обучению татароязычных детей русскому языку;

·         «Говорим по-татарски» — комплект по обучению русскоязычных детей татарскому языку.

   Учебно-методические комплекты ориентированы на детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.  Цель обучения — формирование у дошкольников связной речи на основе овладения основными коммуникативными способностями на двух государственных языках. Для этого в  учебно-методических комплектах предусмотрены подвижные и пальчиковые игры, мультимедийные технологии, рабочие тетради и технические средства обучения. Эти уникальные методические комплекты дают возможность во всех видах детской деятельности незаметно и легко преподносить дошкольникам языковой материал. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность и теория, то в новых учебно-методических комплектах заложен практико-ориентированный принцип обучения, применение мультимедийных технологий, игр, сказок, мультфильмов. Теперь дети изучают второй язык, играя.

   Кроме того, на сайте министерства образования и науки Республики Татарстан размещены мультфильмы и анимационные сюжеты для занятий по обучению детей татарскому языку. Мы стараемся активно использовать и этот ресурс.

   Однако для создания условий для общения детей на двух языках не достаточно использовать только методические и программные материалы, ведь все основное время ребенок проводит с воспитателями в группе. В связи с этим возникла необходимость в организации соответствующей языковой среды, то есть в обучении русскоязычных педагогических работников татарскому языку.

    Правительством Республики Татарстан была проведена большая работа по организации изучения русскоязычными воспитателями татарского языка. В  онлайн-школе татарского языка «Ана Теле» (дистанционная образовательная программа для всех желающих изучить татарский язык). Таким образом, каждый желающий имеет возможность повысить уровень практического владения татарским языком как средством речевой коммуникации и ознакомления с культурой татарского народа.

   Все воспитатели нашего детского сада прошли обучение в  онлайн-школе «Ана Теле» и получили подтверждающие сертификаты (ст. воспитатель, муз. руководитель, 6 воспитателей). Это эффективный метод обучения языку, однако мы понимали что без практики, без непосредственного общения с детьми не получить желаемых результатов. Поэтому русскоязычные педагогические работники с удовольствием обучаются параллельно с детьми на занятиях по татарскому языку, которые проводит воспитатель по обучению татарскому языку Фатхуллина З.С. В дополнение ко всем способам обучения в нашем детском саду появилась традиция проведения татароязычными воспитателями занятий для русскоязычных коллег. Обычно они проходят в кабинете татарского языка в форме ролевых игр, просмотра мультфильмов на татарском языке, обсуждения художественной литературы.

   В 2015 году наш детский сад проводил городской мастер-класс для начинающих воспитателей по обучению татарскому языку детских садов города Набережные Челны. 

   Все полученные знания помогают воспитателям создать условия для общения детей на двух языках. Для того чтобы научить воспитанников не только отвечать на вопросы, но и самим их задавать, поддерживать разговор, беседу на татарском языке, воспитатели создают ситуации, направленные на появление у детей потребности обращаться ко взрослым и сверстникам с различными просьбами на татарском языке, строят совместные диалоги, разыгрывают сказки, непосредственно участвуют в  сюжетно-ролевых играх, организованных по инициативе детей.

   Помимо языковой среды, конечно, необходима предметно-развивающая среда, способствующая освоению детьми татарского языка. В каждой группе нашего детского сада оформлен специальный уголок «Учим татарский язык», где подобран языковой материал с учетом возрастных особенностей детей; созданы картотеки тематического материала: серии мультфильмов на татарском языке, диски с анимационными сюжетами, музыкальные сказки, детские песни на татарском языке, аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий и др.

    Занятия проводятся в оборудованном кабинете татарского языка, где представлены дидактические игры по активизации речевой деятельности детей, художественная и методическая литература на татарском языке. А в группах воспитатели закрепляют пройденный материал, используя рабочие тетради по возрастам.  

  Широкие возможности для коммуникации на двух языках представляют информационно-коммуникационные технологии, которые имеются в каждой группе, музыкальном зале и кабинете татарского языка.

   Благодаря систематической работе происходит погружение детей в среду татарского языка: они легко осваивают основу языка и начинают говорить на татарском языке.

   Еще одной важной задачей является вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, в частности в обучение татарскому языку. Для решения этой задачи большое значение имеет ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогических работников с родителями, нежели проведение разового мероприятия. Следуя этому принципу, наши воспитатели общаются с родителями на различные темы, в том числе и  билингвизм. Ежегодно, в сентябре на родительских собраниях  знакомим родителей с УМК и проектом обучения в  онлайн-школе татарского языка «Ана Теле». Кроме этого, мы предлагаем родителям просмотр татарских мультфильмов и телепередач на двуязычном телеканале ТНВ-Татарстан. В информационном уголке для родителей представлен наглядный материал по составлению простых грамматических конструкций, образцы построения вопросительных и отрицательных предложений. Данный наглядный материал способствует не только закреплению полученных знаний, но также позволяет родителям познакомиться с процессом обучения их детей татарскому языку.

   Такой подход к работе по билингвальному обучению эффективен и дает хорошие результаты. Диагностика освоения дошкольниками программного материала учебно-методических комплектов показала, что все наши воспитанники показывают достаточный уровень владения  как русским, так и татарским языком.

   Ежегодно дошкольное образовательное учреждение участвует в муниципальном этапе республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад», в 2015 году по итогам муниципального этапа детский сад показал хорошие результаты, по итогам рейтинга занял 9 место (132 балла).  Были даны рекомендации по улучшению работы по данному направлению, над которыми мы ведем целенаправленную работу в течении 2015-2016  учебного года. Была доработана ООП в части вариативного подхода по разделу «Обучение двум государственным языкам РТ», отражающую модель реализации обучения языкам с учётом учебно-методического комплекта и регионального компонента. Педагоги ДОУ разработали и внедряют свои авторские разработки по обучению детей государственным языкам Республики Татарстан (Фатхуллина З.С. – «Татар телен – җыр белән»,  рецензия – НИСПТР; Хуббетдинова Г.Х. – уртанчылар төркемендә «Гаилә», Батаева Н.А. «Использование материалов УМК для закрепления пройденного материала по татарскому через организацию сюжетно-ролевой игры»).

   Таким образом, в ДОУ организована целенаправленная работа по обучению дошкольников государственным языкам Республики Татарстан в рамках реализации УМК: с педагогами, с детьми, с родителями. Считаем, что таких результатов удалось добиться за счет слаженной работы всего нашего коллектива. В дальнейшем будем продолжать систематическую работу по обучению дошкольников государственным языкам Республики Татарстан в рамках реализации УМК.

 

Фотографии можно посмотреть в фотогалерее.



К списку новостей