• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №34 «Золотая рыбка»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423815, г. Набережные Челны, пр-кт. Автозаводский, д. 15
Телефон: +7(855)-254-18-42
E-Mail: sad34ribka@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №34 «Золотая рыбка»
Руководитель: Карамова Лариса Ивановна
Год основания учреждения: 1975
У нас учатся: 290
У нас учат: 28

Советы логопеда

Для того чтобы работа над правильным звукопроизношением Вашего ребенка шла более эффективно, постарайтесь ежедневно уделять 3-5 минут артикуляционной гимнастике.

  1. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
  2. На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений
  3. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз
  4. Вначале артикуляционные упражнения выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
  5. Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.
       I.       Упражнения для челюстей.
  •  Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд.
  •  Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
  •  То же в быстром темпе.
  •  Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
  •  Повторяется первое упражнение.
       II.       Упражнения для губ.
  • «Улыбка». Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
  • То же с сомкнутыми губами и зубами.
  • «Трубочка». Вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
  • Попеременное выполнение «Улыбки» и «Трубочки».
  • Вращательные движения губами.
  • Отставление нижней губы от зубов и десен.
  • Втягивание нижней губы внутрь рта.
       III.      Упражнения для языка.
 
        (Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти).
  • «Болтушка». Движения языком вперед-назад.
  • «Часики. Движения языком вправо-влево.
  •  «Качели». Движения языком вверх-вниз.
  • «Лошадки». Щелканье языком.
  •  «Лопатка». Широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
  • «Иголочка». Узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 секунд.
  • Попеременное выполнение «Лопатки» и «Иголочки».
  • «Трубочка». Высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
 
Примерный комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
    «Улыбка»
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
 
   «Загнать мяч в ворота»
Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. Загонять шарик на одном дыхании.
 
   «Наказать непослушный язык»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить на выдохе звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
 
  «Лопатка»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Удерживать язык в таком положении под счет от одного до 5-10.

«Кто дальше загонит мяч?»
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
 
 
«Почистим зубы».
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
 
«Желобок»
Высунуть широкий язык, Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
 
Примерный комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)

«Наказать непослушный язычок»
Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить на выдохе звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
 
«Лопатка»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Удерживать язык в таком положении под счет от одного до 5-10.
 
«Приклей конфетку»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Открыть рот на 1,5-2 см. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тонкий кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
 
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
 
«Грибок»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
 
«Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
 
«Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и не отпуская языка, закрывать и открывать рот. В каждом положении рот удерживается под счет от 3 до 10. Губы находятся в положении улыбки.
 
«Фокус».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые его края были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Ватка должна полететь вверх.
 
«Бублик»
Цель: Выработать правильное положение губ.
Сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука О. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
 
Примерный комплекс артикуляционных упражнений для звука Л.
 
    «Наказать непослушный язычок»
Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить на выдохе звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
   
«Лопатка»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться уголков рта. Удерживать язык в таком положении под счет от одного до 5-10.
 
   «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
 
     «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
 
     «Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ.
 
     «Лошадка».
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
 
       «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при присоединении звука Л с гласными А, Ы, О, У.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от1 до 5. Потом, поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
 
 
Примерный комплекс артикуляционных упражнений для звука Р.
 
 «Почистим зубки»
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
     
 «Маляр»
Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
 
 «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  «Лошадка».
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
 
 «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
 
«Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ.
 
«Барабанщики»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами многократно и отчетливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, затем убыстряя темп.
 
  «Чашечка»
Цель: Отработать подъем языка вверх., умение придавать языку форму ковшика.
Широкий язык поднять вверх: к верхней губе, к верхним зубам, к верхним альвеолам. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев, губы округлены.
 
 
Научными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.
 
    Для тренировки движений пальцев рук рекомендуются следующие виды работы:
  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. Специальные упражнения для пальцев (пальчиковая гимнастика).
  3. Игры и действия с игрушками и предметами:
  •  Раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
  •  Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку.
  •  Пришивание, застегивание, расстегивание пуговиц.
  •  Игры с мозаикой.
                  Изобразительная деятельность:
  • Лепка из пластилина и глины.
  • Раскрашивание картинок.
  • Обведение контуров.
  • Штриховка.
  • Рисование карандашами и красками.
  • Разнообразная работа с ножницами.
  • Поделки из природного материала.
 
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
(Проводятся ежедневно по 3-5 минут).
 
Сидя за столом:
  1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.
  3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе).
    а) правой руки;
    б) левой руки;
    в) обеих рук вместе.
  4. Имитация игры на пианино.
  5. Разведение пальцев врозь и сведение их вместе (ладони на столе).
  6. «Бегают человечки» – указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
  7. «Футбол» – забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.
Стоя или сидя:

1. Сжимание и разжимание пальцев в кулак (по 20 раз):

а) ладонями вверх;
б) ладонями вниз;
в) обеими руками одновременно;
г) правой и левой руками по очереди.

2. Вращение кистями рук (по 10 раз):
а) в правую, затем в левую сторону;
б) вовнутрь (обеими кистями);
в) наружу.
3. Выгибание кистей рук (по10-15 раз):
а) одновременно;
б) правой, левой по очереди.

4. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются» (по 10-15 раз):
а) пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;
б) пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;
в) то же одновременно двумя руками;
г) пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой руки.
 
5. «Щелчки» (по 10 раз).
6. «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз)
7. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди.
8. «Ножницы» – разведение пальцев в стороны.
 9. «Фонарики» - вращение свободными кистями рук (по 10 раз).
10. Потряхивание расслабленными кистями:
а) руки вверх;
б) руки в стороны;
в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.