Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад присмотра и оздоровления №24 «Буратино»

Визитная карточка

Адрес: 423802, Республика Татарстан, город Набережные Челны, переулок имени Газинура Гафиатуллина, дом 1 (8а/3)
Телефон: +7(855)-271-50-30
E-Mail: 51135000003@edu.tatar.ru ; sadik024@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №24 "Буратино"
Руководитель: Алькинская Анфиса Габтелахатовна
Год основания учреждения: 1973
У нас учатся: 56 человек
У нас учат: 12 человек

Летний отдых всей семьей

 

Вот вы получили долгожданный отпуск, и вам предоставляется возможность выехать с семьей из пыльного города на отдых. Форма  и содержание летнего семейного отдыха во многом определяется материальными возможностями родителей. Именно этот фактор является решающим при выборе «куда поехать». Однако не рекомендуется планировать дальние путешествия с маленькими детьми по территории России и ближайшего, а тем более дальнего Зарубежья, т.к. это связано с изменением привычной климатической зоны и может привести к заболеваниям ребенка.

Если ребенку уже исполнилось 5 лет, и он достаточно хорошо закален, родители могут спланировать совместное путешествие и отдых с ребенком на море, в горах и т.д. Впечатления, полученные ребенком в этом возрасте, остаются в памяти на всю жизнь. Комплекс оздоровительных мероприятий, связанных с купанием ребенка в море или прогулками по горам, позволяет приобрести тот запас жизненной энергии, которым он будет «питаться» в течение года. Именно поэтому наибольшее количество детских и семейных здравниц расположено на Крымском полуострове, климат которого – прекрасное профилактическое средство от заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Многие семьи в вопросе выбора места отдыха полагаются на свои знания, привычки, определенные семейные традиции и т.п. Как подсказывает здравый смысл и опыт, поездку с дошкольниками лучше планировать в те места, где родители были ранее (тем более, если семья едет отдыхать «диким» способом), чтобы обезопасить себя от лишних хлопот и трудностей по поиску подходящего жилья, мест расположения автостанции, рынка, почты, аптеки и других необходимых точек. При определении места отдыха с детьми, имеющими отклонения в здоровье, необходимо посоветоваться с лечащим врачом и определить те зоны, которые наиболее благоприятны для малыша и будут способствовать улучшению его состояния.

Необходимо тщательно продумать содержание деятельности ребенка в дороге. Если поездка спланирована на личном автомобиле и достаточно продолжительна во времени (более суток), то она обязательно должна предусматривать кратковременный отдых в лесополосе, где  дети с взрослыми могут выполнить несколько игровых упражнений и поесть. Чувство усталости, возникающее от нахождения долгое время в относительно неподвижном состоянии, однообразия мелькающих за окном картин, быстро проходит, если взрослые предложат выполнить веселую гимнастику. Можно предложить комплекс упражнений на выпрямление позвоночника и улучшение кровотока в нижних конечностях («потянись», повороты влево, вправо, «мельница» - круговые вращения руками, «велосипед» - сгибание и разгибание ног лежа на спине, приседания, подскоки). Достаточно эффективными окажутся подвижные игры типа «Догони», «Выше ноги от земли» и др. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это, в свою очередь, усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания, активизирует деятельность симпатической нервной системы, а в целом способствует снабжению кровью мозга. Все это вместе влияет на восстановление эмоционально-положительного состояния психики ребенка. Исчезает усталость, капризы детей, и они снова охотно продолжают путешествовать. На ночь следует остановиться в кемпинге или заночевать в палатках в лесополосе. Движение лучше начать после короткой гимнастики и завтрака ранним утром (около 6 часов), когда солнце еще низко над горизонтом, и автомагистраль не загружена транспортом.

Если спланировано путешествие железнодорожным транспортом, то  в дорогу необходимо взять настольные игры, дорожные электронные игрушки, книги. Ребенок должен быть чем-то занят, иначе он станет стихийным бедствием не только для вас, но и для ваших попутчиков. В дороге необходимо придерживаться привычного режима дня. А в качестве физкультурных минут предложить ребенку несколько упражнений, которые можно выполнять на ограниченном пространстве.

Для ребенка 5-7 лет это может быть следующая гимнастика:

1. «Потянись». И.п.: лежа на спине на нижней полке. 1 – поднять руки вверх и потянуться как можно сильнее (напрячь мышцы всего тела). 2 – опустить руки вниз, носки ног раскинуть (расслабиться). 4-5 раз.

2. «Складной перочинный ножик». И.п.: то же, прямые руки вверх (открытый ножик). 1 – одновременно подтянуть прямые руки и ноги, сомкнув их на уровне живота (ножик закрылся). 2 – и.п. (ножик открылся). 3-6 раз.

3. «Веселые ноги». И.п.: лежа на животе, подбородок лежит на согнутых в локтях руках. Попеременное сгибание и разгибание ног. Не менее 30 раз.

4. «Велосипед». И.п.: лежа на спине, руки за голову. Вращение ногами перед собой, имитируя движения на велосипеде. 2-3 раза по 15 сек. – в чередовании с отдыхом.

5. «Приседания». И.п.: стоя лицом к столику, держась двумя руками за его край. 1 – приседание, 2 – выпрямление. 8-10 раз.

6. «Дотянись до полки». И.п.: стоя лицом к полке, руки опущены. 1 – подняться на носик и достать руками верхнюю полку (вдох). 2 – и.п. (выдох). 5-6 раз.

Примечание: упражнения необходимо выполнять в присутствии и при непосредственной помощи и страховке взрослого, чтобы колебательные движения вагона не травмировали ребенка.

Во время стоянок необходимо выходить с детьми на платформу, чтобы немного подвигаться (потягивания, прыжки на месте и с продвижением, бег на месте, приседания) и подышать свежим воздухом.

Отдых на море связан, к сожалению, не только с приятными впечатлениями, но и может  быть омрачен переживаниями и болезнями, если родители не придерживаются принципа постепенности и индивидуальности в подборе средств оздоровления. В этом случае солнце и вода могут стать не друзьями, а врагами ребенка и оставить в его памяти и на теле долго незаживающие «раны», здоровью причинить существенный вред. В связи с этим родители должны продумать жесткий режим дня, которому необходимо неукоснительно следовать и  объяснить его целесообразность детям.

Солнце обладает уникальными целебными свойствами. Особенно важно солнце для растущего организма. Только под действием его лучей в коже образуется меланин, и начинает синтезироваться витамин Д. При недостатке этого витамина развивается рахит – тяжелое заболевание, вызывающее патологию опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

   Однако злоупотреблять солнечными ваннами нельзя. В последнее время ученые все чаще отмечают повышенную солнечную активность, способную вызвать нежелательные для здоровья эффекты. Но если пользоваться солнцем правильно, то оно принесет только пользу.

   Известно, что лучшее время для получения солнечных ванн – это раннее утро. Поэтому подъем должен быть ранним (не позже 8 часов). После легкого завтрака можно сразу отправиться к морю. Утренние часы с 8 до 10 являются самыми оптимальными для оздоровления. При этом необходимо заранее позаботиться об оборудовании места отдыха, чтобы ребенок большую часть времени находился под навесом. Прежде чем загорать на солнце, необходимо побыть некоторое время в тени. В первые дни пребывания на море малышу достаточно10-15 минут пребывания на открытом солнце, затем постепенно это время можно увеличить до 20-30 минут. При этом рекомендуется пользоваться защитными кремами, эмульсиями, предохраняющими кожу ребенка от ожогов. Голова ребенка должна быть всегда прикрыта панамой, кепкой, шляпой и  т.п.

Купание в море для большинства детей связано только с приятными ощущениями, и они готовы долгое время проводить в воде. Поэтому родителям следует также дозировать время купания (во избежание переохлаждения и солнечных ожогов).

Однако некоторые дошкольники испытывают страх пред морской стихией, отказываются входить в  воду. Родителям не следует из-за отказов ребенка насильно затаскивать его в море и доводить до истерики. Подобные эксперименты, как правило, не дают положительных результатов. Увещевания типа «смотри – никто не боится купаться», попытки устыдить ребенка вызывают еще большую негативную реакцию. Лучше предоставить ребенку право самому определить, когда и при каких условиях он сделает первый шаг в воду. А помочь ему в этом могут плавающие игрушки (мяч, кораблик, спасательный круг и т.п.), ласковый голос мамы, игры других детей рядом. Можно предложить малышу походить по воде вдоль берега, собрать камушки. Игры в воде около берега быстрее убедят малыша в безопасности и приятности этой процедуры, и постепенно он сам захочет осваивать новые глубины. Родители ни на минуту не должны оставлять детей в воде без присмотра. Следует рассказать им о правилах безопасного поведения на море.

Чтобы времяпровождение на пляже было содержательным, веселым, можно организовать совместные игры детей с родителями «Собачка», «Летающая тарелка», «Салки» и др. Эти игры можно проводить на берегу и в воде на отмели. Дети очень любят игры в воде типа «Невод и морские рыбки» (дети-рыбки заходят в воду, а родители, стоящие поодаль на некоторой глубине, стараются их догнать), «Море волнуется» (под текст «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура на месте замри!» дети изображают разные морские фигуры. На слове «замри» - игроки стараются застыть в определенной позе и удержать равновесие в волне, а водящий (мама или папа) осаливают тех, кто не сумел это сделать). Если дети уже умеют плавать, то можно организовать гонки в воде «Кто быстрее доплывет до берега», соревнования «Кто дальше  пронырнет», игровое упражнение «Достань со дна камушек», «Кувырок в воде» и т.п.

С 11.00 свободное время лучше проводить в тени (в парке, в тенистой аллее, на веранде, где можно почитать, поиграть в спокойные игры, порисовать). Если ребенок отказывается от горячего обеда, не стоит настаивать на меню их трех блюд. Плотный обед можно перенести на более прохладное время (с 16.00 до 17.00), а в полдень приготовить ланч (второй завтрак) из овощей, фруктов, сока.

После ланча – обязательно тихий час в прохладе. Это позволит скоротать самые жаркие часы и эмоционально отдохнуть. После 16.00 можно снова пойти на море, а вечером – отдохнуть в детском парке, погулять по набережной, сходить в музеи, на выставки, в театр, осмотреть местные достопримечательности, устроить пикник у подножия горы, организовать семейный праздничный ужин, покататься на катере… Вариантов много. Дети с удовольствием принимают участие в составлении программы и являются лучшими контролерами  по ее претворению в жизнь.

Вечер у моря – прекрасное время для занятий изобразительной деятельностью. Расположившись всей семьей в живописном месте, можно научить малыша видеть и создавать своими руками прекрасное. На закате интересно посидеть у моря и помечтать. Можно провести различные семейные конкурсы (на самую интересную фантастическую историю, кто споет больше песен на определенную тему и др.).

В семьях с невысоким материальным достатком можно прекрасно спланировать совместный отдых, не уезжая далеко от дома. Главное – обязательно сменить проживание в городской квартире на отдых в природных условиях.

Одной из таких форм отдыха может быть семейный туристический поход. Такие походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное  выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшейся ситуации.

Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Следует тщательно продумывать цель похода, маршрут, готовить снаряжение: рюкзаки, необходимую одежду и обувь, палатку, спальные мешки, обеспечить рациональное питание.

Другим вариантом летнего отдыха может быть отдых на даче, в деревне. На дачном участке можно оборудовать специальное место для  занятий спортом всей семьей. Пусть это будет совсем небольшая площадка, но при рациональной планировке на ней можно разместить качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное кольцо, простейшие тренажеры и т.п. На этой площадке можно проводить и индивидуальные тренировки, и соревнования типа «Кто дольше провисит на перекладине», «Кто самый сильный» «Меткий стрелок», которые доставят удовольствие и старшим, и младшим.

Если на даче имеется веранда, то занятия и игры всей семьей можно организовать вне зависимости от капризов природы. На даче всегда должен быть набор разных настольно-печатных игр, комплект изобразительных средств, бумага, пластилин, клей, чтобы можно было разнообразить деятельность детей.

Чтобы отдых на даче имел не только оздоровительное, но и познавательное и воспитательное воздействие, родители могут продумать некоторые общественно значимые обязанности для каждого ребенка. Так, у ребенка может быть персональная грядка, куст, деревце, за которым он будет ухаживать в течение всего сезона, начиная с посадки и до сбора урожая. Старшим дошкольникам можно поручать кормление домашних животных, мытье посуды, уборку территории и т.п. Вместе с взрослыми можно изготовить календарь погоды и вести наблюдения за ее изменениями. На балконе второго этажа можно оборудовать специальную «обсерваторию», в которой интересно вести вечерние наблюдения за звездами. На чердаке или в сарае – оборудовать мастерскую, в которой мальчишки вместе с папой или дедушкой могут ремонтировать и конструировать мебель, дачный инвентарь, изготавливать поделки из дерева и бросового материала.

Если участок расположен недалеко от леса, водоема, то семейные прогулки могут стать удачным дополнением к отдыху на даче. Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации этого отдыха.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильнодействующей процедурой, так как здесь имеет место одновременно влияние трех факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации – на всю поверхность кожных покровов. Водоем для купания детей должен быть с песчаным дном, пологим и чистым. Течение воды не должно быть сильным. Наибольшая допустимая глубина – не выше пояса детям. Температура воздуха 25-26о и воды не ниже 23о, погода должна быть безветреной. Наилучшее время купания – от 10 до 12 часов. Купание натощак вредно, не следует также купаться раньше чем через 1-1,5 часа после еды. Ребенку разрешается купаться не более одного раза в день. Надо следить за тем, чтобы дети не входили в воду слишком разгоряченными или с охлажденным телом, холодными руками. Во время купания надо следить за состоянием ребенка: при малейших признаках переохлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) прекратить купание. После купания следует досуха растереть тело, быстро одеть и отвести ребенка в тень.

Если подойти к данному вопросу с выдумкой, фантазией, то родители вместе с детьми могут составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. К участию в ней можно привлечь соседей-единомышленников, друзей. И тогда лето на даче получится ничем не хуже, чем в дорогостоящем отеле на море. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы. В этом случае они проявят максимум инициативы и творчества.

Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха даст ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями и детьми от совместного  содержательного времяпровождения.

Природа щедро одаривает нас своими благами – солнцем, водой, воздухом. Давайте же пользоваться этими бесценными дарами, которые способны закалить тело и душу, вдохнуть здоровье и помочь вырастить здоровых, крепких и умных детей.