Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №48 «Винни-Пух»
Визитная карточка
Адрес: | 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пер. А.Гайдара, д. 14 (3/39) |
Телефон: | +7(855)-270-05-96 |
E-Mail: | sad48@bk.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №48 "Винни-Пух" |
Руководитель: | Хузина Гульнара Фаритовна |
Год основания учреждения: | 1984 |
У нас учатся: | 131 |
У нас учат: | 32 |
Фундамент безопасности
В январе 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ и №421-ФЗ, регламентирующие проведение специальной оценки условий труда ("О специальной оценке условий труда" и соответственно "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Если первый законодательный акт (426-ФЗ) установил правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), а также определил права, обязанности и ответственность участников данной процедуры, то 421-ФЗ, или так называемый закон-спутник, внес значительные изменения в пенсионное и страховое законодательство, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Так, в статью 209 Трудового кодекса РФ были внесены элементы понятийного аппарата в части определения "системы управления охраной труда".
Статья 212 Трудового кодекса, касающаяся обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, дополнена новым абзацем: "работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда".
В связи с этим у органов, осуществляющих управление образованием, в образовательных организациях и профсоюзных организациях назрела необходимость определиться в принципиальных позициях:
1. Как в дальнейшем в целом подходить к вопросам создания и функционирования системы управления охраной труда в сфере образования (в соответствии со статьями 210 и 2016 ТК РФ в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны руда).
2. Какие инструменты и подходы использовать при создании системы управления охраной труда на всех уровнях управления образованием, начиная с федерального и заканчивая уровнем образовательной организации.
Необходимо отметить, что до настоящего времени в системе образования отсутствовал единый комплексный подход к управлению охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса.
Действующие уже почти 30 лет Положения об организации работы по охране труда в системе образования, утвержденные соответствующими приказами Минпроса СССР и Минвуза СССР в декабре 1986 года, морально и юридически устарели.
Поэтому в соответствии с принятым в декабре 2014 года отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы, Минобрнауки России по согласованию с ЦС профсоюза были разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в практической деятельности"Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (письмо Департамента государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России от 25.08.2015 №12-1077).
Данный документ, в основе которого лежат основные принципы и подходы управления охраной труда, определенные Трудовым кодексом РФ, соответствующими стандартами безопасности труда и Отраслевым соглашением, должен стать основополагающим при разработке и утверждении аналогичных актов органами управления образованием регионального, муниципального уровней, и, самое главное, при создании системы управления охраной труда в каждой образовательной организации в зависимости от ее типа, от детского сада и школы до вуза.
Безусловно, этот документ нужно рассматривать как рамочный для разработки более конкретных задач и действий. Он не может быть перенесен в виде кальки на региональный или муниципальный уровень и тем более на уровень образовательной организации.
Необходимо с учетом особенностей субъекта РФ, района, города и типа образовательной организации разработать свои аналогичные документы (положения, рекомендации, методические указания), как это уже сделано в Брянской, Ивановской областях.
В конечном итоге данные Рекомендации, несомненно, принесут практическую пользу в совершенствовании деятельности работодателей, органов, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию безопасных условий образовательного процесса, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья работников и обучающихся.
Принимая во внимание важность этого вопроса, ЦС профсоюза, региональные (межрегиональные) организации профсоюза, технические инспекторы труда профсоюза при осуществлении общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства в части создания и функционирования СОУТ в образовательных организациях и органах управления образованием должны уделить особое внимание этому направлению деятельности по охране труда.
Юрий Щемелев,
заведующий отделом охраны труда и здоровья,
главный технический инспектор труда ЦС Профсоюза
работников народного образования и науки РФ