Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №95 «Балкыш» города Набережные Челны

Визитная карточка

Адрес: 423814, г. Набережные Челны, ул. Ахметшина, д. 113
Телефон: +7(855)-258-90-38;+7(855)-258-90-23
E-Mail: balkish95@mail.ru; 51118000003@edu.tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад № 95 "Балкыш"
Руководитель: Яруллина Екатерина Хуснеевна
Год основания учреждения: 1990
У нас учатся: 305 воспитанников
У нас учат: 26 педагогов

Страничка старшего воспитателя

                            Ребенок и мультфильмы. 

 

В старшем  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со  взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистические чувства и отношения, например,  внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, а также переживание вины при нарушении норм. Для детей старшего возраста все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека. Дети этого возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и т.д.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления.

Задача взрослых – педагогов, психологов, родителей – состоит в организации условий, способствующих формированию всех компонентов нравственного развития ребенка. 
              Отметим, что в отечественной психологической литературе обращается внимание на различение понятий «мораль» и «нравственность». Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу, и направлено на самоутверждение, подкрепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным).

Традиционно, средствами развития морально-нравственной сферы ребенка являются сюжетно-ролевая игра, через сюжет, который педагог вводит в сферу представлений ребенка знания о нормах общественного развития; организация реальной практики заботы о других. Чтение детских литературных произведений, в процессе которого внимание детей фиксируется на эмоциональном состоянии героев, а дальнейшее обсуждение их содержания подталкивает ребенка к решению социально-нравственных, смысловых задач.
В последние годы появилось еще одно действенное средство морально-нравственного развития детей, а именно, телевидение. Среди всех телевизионных телепередач дети дошкольного возраста предпочитают мультфильмы.
Но мы, взрослые, не до конца представляем, что же на самом деле видит ребенок, что происходит в душе, какие чувства у него возникают, когда он смотрит мультфильм, какое влияние оказывает содержание мультфильма на нравственную сферу.
Поэтому мы решили исследовать особенности восприятия и понимания старшими дошкольниками отечественного мультфильма «Цветик-семицветик», снятого по одноименной сказке В.Катаева. Содержание этого мультфильма хорошо знакомо уже нескольким поколениям россиян, и оно, на наш взгляд, хорошо раскрывает сущность нравственного поведения.
             После просмотра мультфильма дети отвечали на вопросы анкеты, разработанной В.С.Собкиным. Рассмотрим ответы детей на некоторые вопросы, которые определяют общую тенденцию понимания дошкольниками сущности поведения, в том числе и нравственного, главных героев мультфильма.

Отвечая на вопрос «Про что этот мультфильм?», большинство детей (72%) отметили, что этот м/ф «про цветик – семицветик», объясняя это тем, что он волшебный. Меньшее количество детей (12%) отметили, что этот м/ф «про детей и волшебный цветок». Всего 8% детей отметили, что этот м/ф «про бабушку волшебницу». Только 4% детей отметили, что этот м/ф «про девочку». Также 4% детей отметили, что этот м/ф «про то, чтобы слушаться маму, не смотреть по сторонам, не считать ворон».
Рассмотрим ответы детей на вопрос: «Почему бабушка помогла девочке?». Большее количество детей (27%) считают, что бабушка помогла девочке, потому что «она была добрая». Всего (26%) детей отметили, что бабушка помогала девочки для того, чтобы «девочка делала добро и помогала другим». Меньшее количество детей (19%) считают, что бабушка помогла девочке, для того чтобы «она не плакала». Только 12% детей считают, что бабушка помогла девочке, потому что «бабушка волшебница». Также 8% детей считают, что бабушка помогла девочке, для того чтобы «она слушалась маму». И только 4% детей считают, что бабушка помогла девочке, потому что «девочка попала в волшебный сад».
        Таким образом, понимание нравственного аспекта содержания мультфильма доступно только одной пятой части дошкольников, участвующих в эксперименте, что позволяет  наметить конкретные направления работы по морально-нравственному развитию детей.

         Итак, просмотр мультфильмов должен быть составной частью системы нравственного воспитания дома и в детском саду. После просмотра мультфильма нужно обязательно обсудить с дошкольниками его содержание; организовать тематическое рисование героев; организация игр-драматизаций, в которых отражались бы основные нравственные моменты поведения главных героев мультфильма.