Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка»

Визитная карточка

Адрес: 423831, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 60
Телефон: +7(855)-252-39-98
E-Mail: sad35@list.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35 "Соловушка"
Руководитель: Мусина Надежда Алексеевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 292
У нас учат: 28

Советы старшей медсестры

Старшая медсестра: Ахметова Гульзада Заировна

Федеральный

Государственный образовательный стандарт  в детском саду

Уже в мае на общественное обсуждение будет вынесен проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который с 2015 года должен изменить принципы работы детсадов: по сути, это обновленная программа принципов воспитания и обучения, позволяющая ребенку с ясельного возраста быть мотивированным  на жизненный успех.      

Зачем  вообще  нужен ФГОС для детсадов? Существовавшие в советское время стандарты в дошкольном, как и в общем, образовании за три последних десятилетия разрослись до множества методических программ и наработок. В итоге одни дети покидают детсад, бегло читая, родители других берут эту функцию на себя. Привести к единому знаменателю два главных компонента дошкольного образования: как воспитывать и чему учить дошколенка - и– и призваны стандарты. Требование нового закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

Сегодня действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей — требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, — это принципиальное новшество.

Одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен хотя бы для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов. Да, школа предъявляет к первоклас-снику определенные требования: читать, писать, владеть логикой, но как педагогам-дошкольникам отвечать на них без единых программы и стандарта?

Создатели ФГОС для детсадов утверждают, что его целью является найти баланс между обучением навыкам, воспитанием и игрой, т. е. гармоничное развитие современного ребенка. Разработчики «детсадовского» ФГОС четко говорят: стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр.При работе над «детсадовскими» стандартами разработчики проводили мониторинг мнения родителей об ожидаемых результатах от дошкольного образования. Согласно ему около половины мам и пап уверены: уже с трех лет надо заниматься всем - от иностранного языка до спорта. Едины родители и в плане точки зрения на дополнительное развитие: бассейн, уроки скрипки, рисование-лепка-конструирование и пр. И лишь меньше десяти процентов семей ставят на первое место требования безопасности пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

- Если говорить о дополнительных образовательных услугах, важно соблюсти золотую середину. Дошколенок еще толком не говорит по-русски, а ему уже предлагают учить французский язык - при этом фонетика у двух языков разная: грассирующее произношение, которому его учат на одном занятии, становится предметом борьбы на занятии с логопедом. Есть и еще один важный вопрос: сейчас, когда зарплаты в дошкольном образовании подросли, как будет оцениваться наше качество работы и ее эффективность?

Последнее - главный камень преткновения экспертов и создателей ФГОС дошкольного образования: «В раннем возрасте тестирование детей недопустимо, и к этому вопросу предстоит подойти крайне взвешенно», - говорят «родители» ФГОС. Что ж, каким образом у дошкольников будут проверять освоение стандарта и измерять результаты педагогической деятельности.

Министерством образования и науки Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке проекта федерального государственного стандарта дошкольного образования. В состав рабочей группы входят представители образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций.

По словам председателя рабочей группы, руководителя Федерального института развития образования Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования».

Новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования и предусмотрена разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Ожидается, что по итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

 

 

 

Источники:

«Обсуждение стандарта дошкольного образования», А. Кондаков

Академик РАО А.Г. Асмолов

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации

«Об утверждении и введении в действие федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования» No655 от 05.03.2010г.

 

 

 

 Реализация ФГТ в ДОУ.

«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

«Основные 4 направления развития ребенка» :
социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

10 образовательных областей

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ:
здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.
Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна.
Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область«Коммуникация» – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).
В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:Двигательная · Подвижные дидактические игры
· Подвижные игры с правилами
· Игровые упражнения
· Соревнования
Игровая · Сюжетные игры
· Игры с правилами
Продуктивная · Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
· Реализация проектов
Коммуникативная · Беседа ситуативный разговор
· Речевая ситуация
· Составление отгадывание загадок
· Сюжетные игры
· Игры с правилами
Трудовая · Совместные действия
· Дежурство
· Поручение
· Реализация проекта
Познавательно-исследовательская · Наблюдение
· Экскурсии
· Решение проблемных ситуаций
· Экспериментирование
· Коллекционирование
· Моделирование
· Реализация проекта
· Игры с правилами
Музыкально-художественная · Слушание
· Исполнение
· Импровизация
· Экспериментирование
· Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы · Чтение
· Обсуждение
· Разучивание


Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.

«Самостоятельная деятельность детей» -
одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» –
основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваш ребенок пойдет в детский сад. Какое счастье! Но очень важно решить для себя 2 вопроса:
Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад?
И где будет находиться мама, когда ребенок пойдет в детский сад?
Очень часто бывает: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад, а мама выходит на работу, после декретного отпуска. Через неделю малыш заболевает, а мама берет отпуск по уходу за больным ребенком. В результате у мамы неприятности на работе. Очень важно понять следующее: каким бы замечательным не был детский сад, каким бы отличным не было здоровье ребенка, он все равно чаще будет болеть первое время. Это может быть 3-4 месяца, а может быть, и год. И желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Важно при любом недомогании (насморк, кашель) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. Весьма существенный момент – время года. Желательно начать посещение детского сада в теплое время года, с мая по сентябрь. Т.к. с октября по апрель заметно увеличивается риск заболеваний и, соответственно, удлиняется время адаптации. 
И очень важно к моменту поступления в детский сад определиться с профилактическими прививками. Перед тем, как ребенок пойдет в детский сад ему обязательно делают весь комплекс необходимых профилактических прививок, без этого ребенка не возьмут в детский сад. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляет медсестра детского сада.

 

 

Профилактика гриппа у детей

 Основной путь передачи вируса гриппа А воздушно-капельный, т.е. через капли, выделяемые при разговоре, чихании или кашле. В целях предупреждения возникновения гриппа А необходимо соблюдение правил личной гигиены, которые позволяют защититься от инфицирования:

Избегать тесных контактов с людьми с гриппоподобными симптомами ( стараясь, по возможности, держаться от них на расстоянии примерно 1 метра.

Регулярно и тщательно мыть руки с мылом или дезинфицирующими салфетками.

По возможности, сократить время пребывания в местах скопления людей.

Постоянно проветривать помещения путем открывания окон.

Использовать одноразовые или индивидуальные полотенца.

Во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовыми платками.

При проявлении клинических симптомов заболевания гриппом и ОРВИ (температура выше 36.7 градусов, кашель, боль в горле, ломота в теле, головная боль, озноб, усталость и др.) немедленно информировать медицинского работника.

 

 

Что надо знать о прививках?

 

          Дорогие родители! Врач сказал, что Вашему ребенку пора делать очередную прививку. Наверняка, Вы немного волнуетесь: как малыш перенесет эту процедуру, не опасна ли она, да и зачем вообще нужны прививки?

         От чего можно прививаться?  Прививки делают исключительно от инфекционных болезней, но далеко не от всех, а только от тяжелых, опасных, способных вызвать тяжелые осложнения, а также от тех инфекций, которыми одновременно заболевают множество людей (например, от гриппа). Детей в первую очередь прививают от так называемых «детских инфекций» (коклюш, дифтерия, краснуха, корь, свинка, полиомиелит и других), а также от тех болезней, которым «все возрасты покорны» - туберкулеза, вирусного гепатита, столбняка. Еще бывают прививки от тех инфекций, которыми можно заразиться, путешествуя в определенных странах и регионах (клещевой энцефалит) или которыми заражаются лишь в определенных обстоятельствах (бешенство).

Как работают прививки?  Главная цель вакцинации – формирование иммунитета к болезни. Это возможно при введении в организм человека ослабленного или убитого микроба-возбудителя той инфекции, от которой делается прививка. В результате вырабатываются особые вещества (их называют антителами) и клетки (их образно зовут «киллерами»), которые способны нейтрализовать настоящего возбудителя при заражении.

 О против