Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка»

Визитная карточка

Адрес: 423831, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 60
Телефон: +7(855)-252-39-98,52-02-20
E-Mail: sad35@list.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35 "Соловушка"
Руководитель: Мусина Надежда Алексеевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 251
У нас учат: 25

Советы воспитателя (по обучению детей родному языку)

Система работы по созданию языковой среды в обучении дошкольников татарскому языку с использованием УМК: «Говорим по-татарски»

«Система работы по обучению детей татарскому языку с использованием УМК»

 по теме: «Система работы, создание языковой среды по обучению дошкольников татарскому языку с использованием УМК»

Обучение дошкольников государственным языкам в республике Татарстан с использованием новых учебно методических комплектов предполагает создание языковой сред, совместную работу педагогов и родителей.

Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками и определен вектор развития образования детей в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным.

Считается классическим определение У.Вайнраха, где он утверждает, что билингвизм - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения.

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 Министерством образования и науки РТ изданы методические материалы по 6 направлениям., из них 4 УМК.+96

 Обучение русскоязычных детей татарскому языку – УМК для детей 4-7 лет “Татарча сөйләшәбез” (Говорим по татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С.и др.

Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей 2- 7 лет “Туган телдә сөйләшәбез” (Говорим на родном языке), Хазратова Ф.В., Зарипова З.М.

Обучение детей татарской национальности русскому языку – УМК для детей 4-7 лет “Изучаем русский язык” Гаффарова С.М.

 Подготовка к обучению грамоте детей татарской национальности – УМК для детей 6-7 лет “Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы” (Азбука для дошкольников), Шаехова Р.К.

 Ознакомление с художественной литературой - Хрестоматия для детей 2-7 лет “Балачак аланы” (На поляне детства) Закирова К.В.

Музыкальное воспитание.

Итоги проведенного тест-опроса русскоязычных педагогов по владению татарским языком показали что имеет место необходимости провести курсы для данной категории. Составлена база данных о педагогах, нуждающихся в обучении, график обучения. Обеспечили раздаточным и электронным материалом по УМК. Курсы возобновлены, проводятся контрольные тестирования.

В феврале 2012 года в ДОУ были получены первые учебно - методические комплекты, аудио-видео материалы.

 Весь материал оприходован, зарегистрирован в методическом кабинете, демонстрационные материалы закреплены печатью ДОУ и 100% заламенированы.

 Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку, необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т.е. нужно создавать предметно развивающую и языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды.

Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит дидактический и интерактивный характер. Педагогический коллектив сообща с родителями создали специализированный кабинет для занятий татарским языком, работает музей «Говорящих вещей».

Воспитатели групп имеют возможность периодически размещать демонстрационные материалы у себя в группах, для закрепления пройденного материала по обучению татарскому языку в режимных моментах.

Мотив - важнейший компонент в структуре речевой деятельности. Педагоги ДОУ целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течении всего воспитательно-образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений. К этому процессу с удовольствием подключаются и родители наших воспитанников. Участвуют в конкурсах поделок и рисунков по просмотренным мультфильмам. 

Обучение и знакомство с татарским языком в группе происходит в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой. Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду. Мы, педагоги, в течение дня используем татарский язык во время различных режимных моментах (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, на детских праздниках. Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи).

В группах заведены журналы выдачи аудио и видео материалов родителям, для домашнего просмотра совместно с детьми, что позволяет ближе познакомится тем, чем живет их ребенок в саду, что изучает. В свою очередь в методическом кабинете для воспитателей создан аналагичный журнал выдачи не только аудио и видео материала, но и дидиктических пособий, наглядного материала.

Использование рабочих тетрадей даёт возможность ребёнку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процесс развития своего ребёнка. Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. В тетрадях задания даны на русском языке , что позволяет воспитателям и родителям повторять пройденное. После каждого занятия родители имеют возможность радоваться достижениям своих детей, вместе закреплять знания по владению татарским языком, так как тетради дети заберают домой.

Разработаны варианты выполнения заданий из рабочих тетрадей на интерактивной доске, что действительно увлекает и в непринуждённой обстановке погружает ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

Для размещения информации родителям в период апробаци, сейчас уже в период реализации и изпользования УМК творческой группой педагогов ДОУ и родителей разработаны стенды с логотипом Солнышко.

Проводятся презентации УМК по обучению двум государственным языкам. С целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, был рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “Әкият илендә” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК.

Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. Родители наших воспитанников и педагоги имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей не только на открытых просматрах ООД, в повседневной жизни, но и при присмотре телепередач, чтений статей в городских газетах.

В каждой возрастной группе педагогами создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно демонстрационных материалов.

Новая форма планирования воспитательно-образовательной деятельности педагогов позволяет системно вести работу по закреплению пройденного материала и это наглядно прослеживается в структуре планирования ООД. Воспитателям при работе нужно учитывать что НРК это ознакомление с культурой народов Поволжья, а УМК используется для обучения детей языкам.

В целях эффективного использования УМК ведется контроль по следующем направлениям: контроль создания условий в кабинете татарского языка, усвоения программного материала в эксперементальных группах, контроль эффективности формы работы с родителями, создания языковой среды и закрепление пройденного материала в режимных моментах, контроль владенияи русскоязычных педагогов татарским языком и их последующего обучения, проведения развлечений, праздников, утренней гимнастики, прогулок.

 Поддерживать интерес ребёнка во время НОД помогает ярко и красочно оформленный наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи. Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребёнка. Дети с интересом ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки и т.д.

Подведем итоги

Созданные в нашем детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению дошкольниками татарским языком.

Добиться успеха в обучении русскоязычных детей татарскому языку позволило, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, с другой стороны, создание языковой и развивающей среды.

Основные слагаемые успеха педагогов в создании татарской языковой среды для русскоязычных детей

1. Применение новой педагогической технологии (УМК), современных методических пособий, интерактивных оборудований позволяют всем педагогам объединить усилия с родителями и вести работу целенаправленно и последовательно.

2. Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в группах.

3. Формирование мотивации речевой активности. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивом совместной деятельности на неродном языке становится радостью, удовольствием от общения, от взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

4. Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре.

5. Создание предметно-развивающей среды, соответствующим актуальным задачам развития дошкольников. Особую значимость имеет дидактический материал.

6. Формирование профессиональной компетентности педагогов.

Итогом плодотворной работы нашего педагогического коллектива и коллектива родителей по распространению инновационных подходов к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению государственным языкам РТ с использованием нового УМК явилось участие в республиканском конкурсе на получение Гранта МОиН РТ «Лучший билингвальный детский сад». Членами конкурсной комиссии всех трех этапов была дана высокая оценка нашей деятельности в этом направлении и мы стали победителями в республике