• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423831, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 60
Телефон: +7(855)-252-39-98,52-02-20
E-Mail: sad35@list.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35 "Соловушка"
Руководитель: Мусина Надежда Алексеевна
Год основания учреждения: 1985
У нас учатся: 183
У нас учат: 22

Национальное образование

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ  ЗАКОНА  РЕСПУБЛИКИ  ТАТАРСТАН

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЯЗЫКАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и ДРУГИХ ЯЗЫКАХ

В   РЕСПУБЛИКЕ  ТАТАРСТАН»

 

 

ЦЕЛЬ:

Повышение качества  обучения детей двум государственным  языкам в рамках реализации учебно-методических комплектов, национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации  ФГОС ДО.

 

Задачи:

1.Проектировать развивающее пространство, обеспечивающее эффективное развитие и саморазвитие ребёнка при обучении родному, татарскому, русскому языкам в соответствии с  ФГОС ДО  с использованием  учебно-методического комплекта.

 

2.Развивать познавательный интерес, творческие способности ребёнка-дошкольника, мотивационное отношение к татарскому  языку как средству обеспечения выхода в мировую культуру через использование национально - регионального компонента, учебно-методического комплекта.

 

3.Обеспечить повышение уровня профессиональной  компетентности педагогов, их взаимодействие  по вопросу обучения воспитанников родному, татарскому языку, их мотивации к достижению планируемых результатов освоения ООП через методическое сопровождение с учётом ФГОС ДО, УМК.

 

4.Систематизировать работу по обучению русско-язычных педагогов ДОУ татарскому языку (на базе усвоения программы подготовительной возрастной группы) с целью эффективного использования в воспитательно-образовательном процессе.

 

Категория заинтересованных лиц: заведующие и старший воспитатель, воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели ДОУ

Актуальность:

На протяжении многих десятилетий главным критерием успешности педагогической работы с дошкольниками был уровень сформированности знаний, умений и навыков, которые должны пригодиться в школе. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования в центре, которого находится личность и ее внутренний мир. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей родине, ее истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, В которых воплощается Родина.» В.М. Сухомлинский «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная» Ж. Рерар В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Направления работы по этнокультурному образованию в ДОУ

Этнос и природа. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.. Многие этнические группы говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», многие народности очень легко определяли роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность не разделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на Земле. Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность. Рассмотрение потенциальных возможностей традиций народов в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором разностороннего развития детей.

Задачи направления:

1. Осуществлять знакомство детей с жизнью этнических групп соотнося ее с изменениями в живой и неживой природе, с ритмом годовой жизни природы и традиционной деятельностью малых народностей в сезонные изменения;

2.Формировать у детей этно-экологическую культуру;

Этнос и история. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Этнокультурное воспитание базируется на этнокультурном образовании, которое включает в себя знания об элементах культуры и истории народов, населяющих Республику Татарстан (русские, татары, чуваши).

Задачи направления: Формировать элементарные представления у дошкольников об истории и культуре нескольких народов края (русского, татарского, чувашского) доступными детскому восприятию средствами этнографии (предметы быта, детский игровой материал, устное и декоративно- прикладное народное творчество, виды деятельности народов), направляя их на развитие у детей интереса к прошлому малой и большой Родины, поддерживая его и предоставляя возможность отразить знания и отношения в разных видах детской деятельности. На основе представлений об истории и культуре малых этносов РТ обогащать у детей художественное мировоззрение, развивать творческое воображение детей.

Содружество этносов. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

Задачи направления: Средствами народоведения приобщать детей к общечеловеческим ценностям (к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям), объединяющим всех людей Земли, страны, региона. Создавать благоприятные условия в дошкольном образовательном учреждении для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляется в трех направлениях:

Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях народов Республики Татарстан, специфике их культуры и ценностей);

Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:

устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; изучение традиций быта народов РТ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов начинается со сбора и изучения краеведческого материала.

Для реализации задач этнокультурного образования в ДОУ были созданы специальные условия: наличие

- кабинета по обучению татарскому языку и фондовых предметов для показа;

- в каждой групповой комнате уголков «Туган җирем Татарстан»;

- в каждой групповой комнате уголков НРК;

- кукол в национальных одеждах;

- театральной студии «Волшебный мир»;

- связи с педагогами дошкольных учреждений и сетевое партнерство;

- наглядного дидактического материала, костюмов, атрибутов и соответствие их современным требованиям ФГОС ДО;

- технических средств обучения (интерактивные доски, телевизоры, DVD плееры, магнитофон)

Работа по национальному, этнокультурному и поликультурному воспитанию ведется планово, но с учетом текущих изменений. Есть перспективы развития деятельности всех участников образовательного процесса по созданию в ДОУ образовательной среды, способствующей этнокультурному и поликультурному воспитанию: Моделирование образовательной среды как условия формирования этнокультурной компетентности детей, педагогов, родителей. Повышение профессионального мастерства педагогов на основе инновационного опыта. Разработка и совершенствование методик и технологий, обеспечивающих качество образования в условиях этнокультурного образования. Использование вариативных форм организации этнокультурного процесса образования, обеспечивающих систематичность, последовательность и преемственность дошкольного и школьного этапов воспитания и обучения. Совершенствование структуры управления инновационным процессом ДОУ. Развитие и расширение спектра партнерских взаимоотношений с объектами социума.

При всём благополучии в организации деятельности педагогов и специалистов по созданию национальной и этнокультурной образовательной среды в ДОУ у нас есть определённые трудности:

- Недостаточная сформированность компетентности в области национального, этнокультурного и поликультурного воспитания и обучения у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей в ДОУ;

- Несовершенство системы взаимодействия и специалистов социума в сети этнокультурного и поликультурного образовательного пространства поселка и республики.

Пути решения этих трудностей:

- Формирование компетентности в области национального, этнокультурного и поликультурного воспитания и обучения у педагогов в ходе курсов повышения квалификации по данному направлению;

- Расширение сетевого взаимодействия по национальному, этнокультурному и поликультурному воспитанию детей в пространстве поселка, республики; установление связи между центрами национального, этнокультурного воспитания и обучения Республики Татарстан.

Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться поликультурные чувства у дошкольника.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

 

С учётом ФГОС был разработан план работы муниципальной опорной площадки по реализации национального образования у участников образовательного процесса.

 

 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  РАБОТЫ

ПО  ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА  РЕСПУБЛИКИ  ТАТАРСТАН

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЯЗЫКАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и ДРУГИХ ЯЗЫКАХ В   РЕСПУБЛИКЕ  ТАТАРСТАН»

2020-2021 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Оснащение методическим,  практическим, техническим материалом кабинетов по обучению детей татарскому языку УМК

в теч.уч.

года

Шакирова Р.М.

2.

Пополнение экспонатами музея быта тат. и рус. народов.

в теч.уч.

года

Шакирова Р.М.

3.

Продолжать разработку конспектов ООД, дидактических игр с учётом ФГОС ДО, УМК

в теч.уч.

года

Шакирова Р.М.

4.

Пополнение  мультимедийных ресурсов в соответствии с реализацией УМК

в теч.уч.

года

Заведующая

Мусина Н.А.

5.

Диагностика усвоения программы по обучению родному, татарскому  языку

сентябрь

январь

апрель

Мусина Л.А.

Шакирова Р.М.

педагоги

6

День татарского языка

в теч.уч.года

по вторникам

воспитатели

узкие специалисты

7

День ЭРК

в теч.уч.года

по пятницам

воспитатели

узкие специалисты

 

РАБОТА  С  КАДРАМИ

 

 

1.

Продолжать изучение Закона РТ «О  государственных языках РТ и других языках  в РТ»

постоянно

Заведующий

Мусина Н.А..

2.

Оснащение национальных уголков материалами в соответствии ЭРК и УМК

в теч.уч.года

 

Мусина Л.А.

Шакирова Р.М.

 

3

Семинар-практикум «Азбука билингвального образования в ДОУ»

ноябрь

Шакирова Р.М.

 

4.

Открытый показ ООД с использованием УМК

средние группы

1.«Магазин игрушек»

2.«Гости пришли»

ст.группы

  1. «Есть у нас огород»
  2. Накрываем стол»

подготовительные группы

  1. «В кафе»

1 раз в квартал

Шакирова Р.М.

 

5

Обучение русскоязычных воспитателей татарскому языку

3 занятия

в месяц

4-тест-ние

Шакирова Р.М.

 

6

Мастер-класс

  • «Играя, изучаем татарский»
  • «Играем и поем»

 

ноябрь

апрель

Шакирова Р.М.

 

7

День языка-музыкальный досуг

февраль

Шакирова Р.М.

 

8

Моделирование развивающей предметно-пространственной языковой среды

в теч.года

воспитатели

9

Обогащение библиотеки произведениями писателей и поэтов республик Поволжья

в теч.уч.

года

воспитатели

10

Посещение культурно-массовых мероприятий татарского, русского драматического театров, органный зал, музей города, картинной галереи

в теч.года

сотрудники

11

Консультации:

  1.  «Обучение детей устной речи»
  2.  «Родной язык»
  3. Речь развивается и проявляется в общении детей
  4. Обучение татарскому языку русскоязычных детей в ДОУ поУМК
  5. Использование воспитателями групп дидактических, сюжетно-ролевых игр для закрепления и повторения с детьми пройденного материала по татарскому и родному языку.
  6. Обучающие занятия по проектам УМК

В теч.уч.

года

 

Шакирова Р.М.

 

11

Анкетирование  воспитателей по УМК

сентябрь

Шакирова Р.М.

 

12

Включить в меню национальные блюда, с оформлением на 2-х языках.

в теч.уч.

года

Арслангараева Р.М.

Гатина Л.Н.

13.

Проведение педсовета«Духовно- нравственное воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в детском саду»

 

 

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ

 

 

1.

Выписать журналы :

    • Татарстан
    • Казань
    • Фән һәм мәктәп
    • Салават күпере
    • Мәйдан

Газеты:

    • Шахри Чаллы
    • Көмеш кынгырау

2 раза в

год

Мусина Л.А.

 

 

РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

 

 

1.

Оформление холлов на двух языках

в теч.года

Шакирова Р.М.

 

2.

Ярмарка дружбы народов Поволжья

февраль

Шакирова Р.М.

 

3.

Консультации:

  • «Актуальность обучения детей языкам по УМК”
  • Роль семьи в деле развития языка детей
  • Цели и задачи по обучению детей государственным языкам в ДОУ с использованием УМК
  • Оба языка нам нужны, одинаково важны
  • Баланы бишектән өйрәт

в теч.уч.

года

Шакирова Р.М.

 

4.

Учимся говорить на татарском языке  (папка  в каждой возрастной группе)

в теч.уч.

года

Шакирова Р.М.

 

5.

Открытый показ ООД  для родителей

средние группы

  • Моя семья»
  •  «я считаю до пяти»

ст.группы

  • магазин
  •  кто что любит?

подг.группы

  • «В кафе»

1 раз в квартал

Шакирова Р.М.

 

6.

Приглашение родителей на национальные праздники и развлечения:

  • Сөмбелә -развлечение
  •  «Нәүрүз»-развлечение
  • Масленица –развлечение
  • Сабантуй
  • Карга боткасы

в теч.уч.

года

Шакирова Р.М.

 

8.

Развлечение «Ярмарка Дружбы народов»-ЭРК

февраль

Шакирова Р.М.

 

9.

Организация и проведение семейных праздников

«Гаилә бәйрәме»

в теч.уч.

года

Воспитатели групп

10

День языка-музыкальный досуг

февраль

Шакирова Р.М.

 

11

Анкетирование

  • с  родителями вновь поступивших детей тат.нац-ти

 

сентябрь

 

Шакирова Р.М.

 

 

РАБОТА  С  ДЕТЬМИ

 

 

1.

Включить в сценарии праздников, развлечений татарские песни, стихи, танцы, подвижные игры

 

постоянно

Шакирова Р.М.

 

2.

Просмотры

  • Знакомство с тетрадями УМК
  • ТНВ-”Күчтәнәч”
  • Мультфильмы на тат.языке (русском)(УМК)
  • Анимационные диски по УМК
  • Татарские народные сказки
  • сказки Г.Тукая, А.Алиша

в теч.года

воспитатели

родители

3.

Провести: 

  • Мой  Татарстан»-праздник
  • День знаний-развлечение
  • Сөмбелә -развлечение
  •  «Нәүрүз»-развлечение
  • Масленица -развлечение
  • Карга боткасы-развлечение
  • Сандугач сайрый өздереп-халыкара телләр көне
  •  «Тукай-халкым горурлыгы»
  • Сабантуй-праздник

в теч.года

Муз.руководители

Галиуллина А.И.

4.

 

Конкурсы:

  • әкияттә кунакта-рисование (УМК)
  • городской конкурс «Татар малае. Татар кызы»

в теч.года

 Шакирова Р.М.

Муз.руководитель

Галиуллина А.И., Измайлова Д.М.

5.

Экскурсии:

  • Школа №46
  • Красная книга Татарстана-презентация слайда
  • Парк Победы

в теч.года

Воспитатели

 

 

6.

Викторина:    

  • "Из какой сказки" (по мультфильмам)

•    Угадай и скажи правильно название сказки из
аудиокниги (УМК)

в теч.года

воспитатели Шакирова Р.М.

 

7.

Беседа с детьми

  • Экология моего  края
  • Столица -город Казань?
  • государственные символы РТ
  • Камаз-наша гордость
  • Наши Челны

в теч.года

Шакирова Р.М.

воспитатели

 

8

Ау театралы (татарские группы)

февраль

Шакирова Р.М.

воспитатели

 

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

 

 

1.

Рассматривание иллюстраций к произведениям татарских писателей.

в теч.года

Шакирова Р.М.

 

2.

Образовательная деятельность по рисованию, лепке, аппликации по произведениям татарских писателей, по ознакомлению с национальным орнаментом

в теч.года

воспитатели

 

3.

Рассматривание предметов быта татарского народа в мини-музее детского сада

в теч.года

Шакирова Р.М.

 

 

РАБОТА  С  ВОСПИТАТЕЛЯМИ

  ТАТАРСКИХ   ГРУПП

 

 

1.

Консультации:

  • “Тәрбияле бала-ил терәге”
  • «Әгәр бала курка»
  • «Бала тәрбияләүдә дөрес аралашуның роле»
  • «Балалар нигә ялганлый?»
  • Бала белән бергә уйныйбыз

в теч.года

Шакирова Р.М.

 

2.

Оформление татарских групп с учетом национально-регионального компонента

в теч.года

воспитатели