Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка»
Визитная карточка
Адрес: | 423831, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 60 |
Телефон: | +7(855)-252-39-98,52-02-20 |
E-Mail: | sad35@list.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 35 "Соловушка" |
Руководитель: | Мусина Надежда Алексеевна |
Год основания учреждения: | 1985 |
У нас учатся: | 183 |
У нас учат: | 22 |
Национальное образование
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»
ЦЕЛЬ:
Повышение качества обучения детей двум государственным языкам в рамках реализации учебно-методических комплектов, национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1.Проектировать развивающее пространство, обеспечивающее эффективное развитие и саморазвитие ребёнка при обучении родному, татарскому, русскому языкам в соответствии с ФГОС ДО с использованием учебно-методического комплекта.
2.Развивать познавательный интерес, творческие способности ребёнка-дошкольника, мотивационное отношение к татарскому языку как средству обеспечения выхода в мировую культуру через использование национально - регионального компонента, учебно-методического комплекта.
3.Обеспечить повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их взаимодействие по вопросу обучения воспитанников родному, татарскому языку, их мотивации к достижению планируемых результатов освоения ООП через методическое сопровождение с учётом ФГОС ДО, УМК.
4.Систематизировать работу по обучению русско-язычных педагогов ДОУ татарскому языку (на базе усвоения программы подготовительной возрастной группы) с целью эффективного использования в воспитательно-образовательном процессе.
Категория заинтересованных лиц: заведующие и старший воспитатель, воспитатель по обучению татарскому языку, воспитатели ДОУ
Актуальность:
На протяжении многих десятилетий главным критерием успешности педагогической работы с дошкольниками был уровень сформированности знаний, умений и навыков, которые должны пригодиться в школе. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования в центре, которого находится личность и ее внутренний мир. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей родине, ее истории, достижениях, тем больше будет создано условий для формирования зрелого гражданина и настоящего человека. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни. Приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур; гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит в основе этнокультурного воспитания дошкольников.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, В которых воплощается Родина.» В.М. Сухомлинский «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная» Ж. Рерар В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.
Направления работы по этнокультурному образованию в ДОУ
Этнос и природа. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания.. Многие этнические группы говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики – с естественностью народного воспитания. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», многие народности очень легко определяли роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность не разделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на Земле. Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и закономерностями, постигал их сущность. Рассмотрение потенциальных возможностей традиций народов в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором разностороннего развития детей.
Задачи направления:
1. Осуществлять знакомство детей с жизнью этнических групп соотнося ее с изменениями в живой и неживой природе, с ритмом годовой жизни природы и традиционной деятельностью малых народностей в сезонные изменения;
2.Формировать у детей этно-экологическую культуру;
Этнос и история. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Этнокультурное воспитание базируется на этнокультурном образовании, которое включает в себя знания об элементах культуры и истории народов, населяющих Республику Татарстан (русские, татары, чуваши).
Задачи направления: Формировать элементарные представления у дошкольников об истории и культуре нескольких народов края (русского, татарского, чувашского) доступными детскому восприятию средствами этнографии (предметы быта, детский игровой материал, устное и декоративно- прикладное народное творчество, виды деятельности народов), направляя их на развитие у детей интереса к прошлому малой и большой Родины, поддерживая его и предоставляя возможность отразить знания и отношения в разных видах детской деятельности. На основе представлений об истории и культуре малых этносов РТ обогащать у детей художественное мировоззрение, развивать творческое воображение детей.
Содружество этносов. Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Задачи направления: Средствами народоведения приобщать детей к общечеловеческим ценностям (к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям), объединяющим всех людей Земли, страны, региона. Создавать благоприятные условия в дошкольном образовательном учреждении для одновременного восприятия детьми общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире.
Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляется в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях народов Республики Татарстан, специфике их культуры и ценностей);
Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:
устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; изучение традиций быта народов РТ позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов начинается со сбора и изучения краеведческого материала.
Для реализации задач этнокультурного образования в ДОУ были созданы специальные условия: наличие
- кабинета по обучению татарскому языку и фондовых предметов для показа;
- в каждой групповой комнате уголков «Туган җирем Татарстан»;
- в каждой групповой комнате уголков НРК;
- кукол в национальных одеждах;
- театральной студии «Волшебный мир»;
- связи с педагогами дошкольных учреждений и сетевое партнерство;
- наглядного дидактического материала, костюмов, атрибутов и соответствие их современным требованиям ФГОС ДО;
- технических средств обучения (интерактивные доски, телевизоры, DVD плееры, магнитофон)
Работа по национальному, этнокультурному и поликультурному воспитанию ведется планово, но с учетом текущих изменений. Есть перспективы развития деятельности всех участников образовательного процесса по созданию в ДОУ образовательной среды, способствующей этнокультурному и поликультурному воспитанию: Моделирование образовательной среды как условия формирования этнокультурной компетентности детей, педагогов, родителей. Повышение профессионального мастерства педагогов на основе инновационного опыта. Разработка и совершенствование методик и технологий, обеспечивающих качество образования в условиях этнокультурного образования. Использование вариативных форм организации этнокультурного процесса образования, обеспечивающих систематичность, последовательность и преемственность дошкольного и школьного этапов воспитания и обучения. Совершенствование структуры управления инновационным процессом ДОУ. Развитие и расширение спектра партнерских взаимоотношений с объектами социума.
При всём благополучии в организации деятельности педагогов и специалистов по созданию национальной и этнокультурной образовательной среды в ДОУ у нас есть определённые трудности:
- Недостаточная сформированность компетентности в области национального, этнокультурного и поликультурного воспитания и обучения у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей в ДОУ;
- Несовершенство системы взаимодействия и специалистов социума в сети этнокультурного и поликультурного образовательного пространства поселка и республики.
Пути решения этих трудностей:
- Формирование компетентности в области национального, этнокультурного и поликультурного воспитания и обучения у педагогов в ходе курсов повышения квалификации по данному направлению;
- Расширение сетевого взаимодействия по национальному, этнокультурному и поликультурному воспитанию детей в пространстве поселка, республики; установление связи между центрами национального, этнокультурного воспитания и обучения Республики Татарстан.
Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться поликультурные чувства у дошкольника.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
С учётом ФГОС был разработан план работы муниципальной опорной площадки по реализации национального образования у участников образовательного процесса.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и ДРУГИХ ЯЗЫКАХ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»
2020-2021 учебный год
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Оснащение методическим, практическим, техническим материалом кабинетов по обучению детей татарскому языку УМК |
в теч.уч. года |
Шакирова Р.М. |
2. |
Пополнение экспонатами музея быта тат. и рус. народов. |
в теч.уч. года |
Шакирова Р.М. |
3. |
Продолжать разработку конспектов ООД, дидактических игр с учётом ФГОС ДО, УМК |
в теч.уч. года |
Шакирова Р.М. |
4. |
Пополнение мультимедийных ресурсов в соответствии с реализацией УМК |
в теч.уч. года |
Заведующая Мусина Н.А. |
5. |
Диагностика усвоения программы по обучению родному, татарскому языку |
сентябрь январь апрель |
Мусина Л.А. Шакирова Р.М. педагоги |
6 |
День татарского языка |
в теч.уч.года по вторникам |
воспитатели узкие специалисты |
7 |
День ЭРК |
в теч.уч.года по пятницам |
воспитатели узкие специалисты |
|
РАБОТА С КАДРАМИ |
|
|
1. |
Продолжать изучение Закона РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ» |
постоянно |
Заведующий Мусина Н.А.. |
2. |
Оснащение национальных уголков материалами в соответствии ЭРК и УМК |
в теч.уч.года
|
Мусина Л.А. Шакирова Р.М.
|
3 |
Семинар-практикум «Азбука билингвального образования в ДОУ» |
ноябрь |
Шакирова Р.М.
|
4. |
Открытый показ ООД с использованием УМК средние группы 1.«Магазин игрушек» 2.«Гости пришли» ст.группы
подготовительные группы
|
1 раз в квартал |
Шакирова Р.М.
|
5 |
Обучение русскоязычных воспитателей татарскому языку |
3 занятия в месяц 4-тест-ние |
Шакирова Р.М.
|
6 |
Мастер-класс
|
ноябрь апрель |
Шакирова Р.М.
|
7 |
День языка-музыкальный досуг |
февраль |
Шакирова Р.М.
|
8 |
Моделирование развивающей предметно-пространственной языковой среды |
в теч.года |
воспитатели |
9 |
Обогащение библиотеки произведениями писателей и поэтов республик Поволжья |
в теч.уч. года |
воспитатели |
10 |
Посещение культурно-массовых мероприятий татарского, русского драматического театров, органный зал, музей города, картинной галереи |
в теч.года |
сотрудники |
11 |
Консультации:
|
В теч.уч. года |
Шакирова Р.М.
|
11 |
Анкетирование воспитателей по УМК |
сентябрь |
Шакирова Р.М.
|
12 |
Включить в меню национальные блюда, с оформлением на 2-х языках. |
в теч.уч. года |
Арслангараева Р.М. Гатина Л.Н. |
13. |
Проведение педсовета«Духовно- нравственное воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в детском саду»
|
|
|
|
САМООБРАЗОВАНИЕ |
|
|
1. |
Выписать журналы :
Газеты:
|
2 раза в год |
Мусина Л.А.
|
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
|
|
1. |
Оформление холлов на двух языках |
в теч.года |
Шакирова Р.М.
|
2. |
Ярмарка дружбы народов Поволжья |
февраль |
Шакирова Р.М.
|
3. |
Консультации:
|
в теч.уч. года |
Шакирова Р.М.
|
4. |
Учимся говорить на татарском языке (папка в каждой возрастной группе) |
в теч.уч. года |
Шакирова Р.М.
|
5. |
Открытый показ ООД для родителей средние группы
ст.группы
подг.группы
|
1 раз в квартал |
Шакирова Р.М.
|
6. |
Приглашение родителей на национальные праздники и развлечения:
|
в теч.уч. года |
Шакирова Р.М.
|
8. |
Развлечение «Ярмарка Дружбы народов»-ЭРК |
февраль |
Шакирова Р.М.
|
9. |
Организация и проведение семейных праздников «Гаилә бәйрәме» |
в теч.уч. года |
Воспитатели групп |
10 |
День языка-музыкальный досуг |
февраль |
Шакирова Р.М.
|
11 |
Анкетирование
|
сентябрь
|
Шакирова Р.М.
|
|
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
|
|
1. |
Включить в сценарии праздников, развлечений татарские песни, стихи, танцы, подвижные игры |
постоянно |
Шакирова Р.М.
|
2. |
Просмотры
|
в теч.года |
воспитатели родители |
3. |
Провести:
|
в теч.года |
Муз.руководители Галиуллина А.И. |
4.
|
Конкурсы:
|
в теч.года |
Шакирова Р.М. Муз.руководитель Галиуллина А.И., Измайлова Д.М. |
5. |
Экскурсии:
|
в теч.года |
Воспитатели
|
6. |
Викторина:
• Угадай и скажи правильно название сказки из |
в теч.года |
воспитатели Шакирова Р.М.
|
7. |
Беседа с детьми
|
в теч.года |
Шакирова Р.М. воспитатели
|
8 |
Ау театралы (татарские группы) |
февраль |
Шакирова Р.М. воспитатели |
|
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО |
|
|
1. |
Рассматривание иллюстраций к произведениям татарских писателей. |
в теч.года |
Шакирова Р.М.
|
2. |
Образовательная деятельность по рисованию, лепке, аппликации по произведениям татарских писателей, по ознакомлению с национальным орнаментом |
в теч.года |
воспитатели
|
3. |
Рассматривание предметов быта татарского народа в мини-музее детского сада |
в теч.года |
Шакирова Р.М.
|
|
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ТАТАРСКИХ ГРУПП |
|
|
1. |
Консультации:
|
в теч.года |
Шакирова Р.М.
|
2. |
Оформление татарских групп с учетом национально-регионального компонента |
в теч.года |
воспитатели |