• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №99 «Дулкын»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пер. Гайдара, д. 9, индекс 423800
Телефон: +7(855)-271-32-67
E-Mail: sad99pochta@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №99 "Дулкын"
Руководитель: Борисова Людмила Юрьевна
Год основания учреждения: 2010
У нас учатся: 245 детей
У нас учат: 29 педагогов

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для педагогов на тему

«Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»

 

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

 

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом. Кроме того, благоприятная атмосфера в группе является одним из важнейших факторов хорошего протекания адаптационного периода.

В условиях детского сада благоприятный климат в группе проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и др.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Фактически именно он создаёт определённый климат в группе.

Существуют речевые настройки, которые настраивают на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми, они показывают детям, что им рады.

Примеры психологических речевых настроек:

- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения.

Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания ребёнка в детском саду необходимо: (рекомендации)

- принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет!

- обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить;

- в деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

- участвовать в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, быть затейником и участником детских игр и забав.

- в затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

- привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой и помощью.

- помните: ребёнок нам ничего не должен! Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

- навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

- запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

- тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, улыбчивого, позитивно настроенного и всегда готового прийти на помощь человека.

Я предлагаю проверить воспитателям к какому стилю педагогического общения они относятся: авторитарный, либеральный и демократичный. (РАЗДАТЬ АНКЕТЫ).

 

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения педагогов.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».

3.  Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. В группе создать специальные уголки и зоны для игр.

Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников и т.д. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка: заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.

Обязательным условием правильно организованного взаимодействия с детьми, способствующего формированию положительной эмоциональной атмосферы, является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка: характера, темперамента, привычек, предпочтений, вкусов и пр.

Так, дети с холерическим темпераментом гораздо лучше адаптируются к детскому саду, чем флегматики, которые не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Затруднения в адаптации испытывают также левши, что обусловлено преобладанием у них активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов. Особого внимания требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная помощь и поддержка, поскольку слабых детей любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения. Замкнутых детей, которые не общаются с остальными, нужно привлекать к совместной деятельности группы, чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы за конкретные действия и поступки.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей.

Ø  Это уголок природы. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Ø  Уголок рисования.

Известно, что изо деятельность для ребенка — это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает решать эту проблему. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами, маркерами и теми материалами, которые недоступны ребёнку дома.   

Ø  Уголок релаксации.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, и являются успокаивающим и расслабляющим действием.

 

Для того чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Воспитатели оказывали родителям необходимую им педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними, консультирования через материалы родительского уголка.

Ведь эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на благоприятный климат в детском саду. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками.

Задача педагога состоит в изучении психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинг, беседы; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи, характерных черт поведения, интересов и склонностей самого ребенка.

Воспитатели создают уголки для родителей, где помещают памятки, консультации, буклеты и другую информацию для родителей. В свою очередь родители должны прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. То есть работать в одном тондеме.


Исходя из всего выше сказанного, можно подвести итог, что эмоционально благоприятная атмосфера в группе определяется следующими факторами:

1.                  Отношениями между воспитателем и детьми;

2.                  Отношениями между самими детьми;

3.                  Отношениями между воспитателями;

4.                  Отношениями между воспитателями и родителями.

 

Если все эти факторы будут выполняться в позитивном настрое, то и атмосфера в группе будет благоприятной.

Притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

Уважаемые педагоги! Создание благоприятной атмосферы в группе детского сада в ваших руках!

Анкета «Стиль педагогического общения»

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:

1.                  делится с вами своими мыслями, чувствами

2.                  говорит вам только то, что он сам захочет

3.                  оставляет свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы:

1.                  доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение

2.                  дети сами разберутся в своих проблемах

3.                  известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите:

1.                  похвалите и всем детям покажете его работу

2.                  проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня

3.                  скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

1.                  заставите его поздороваться

2.                  не обратите на него внимание

3.                  сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать:

1.                  спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают

2.                  помочь, подсказать, сделать замечание

3.                  заниматься своими делами (записи, подготовка)

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

1.                  чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания

2.                  эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать

3.                  чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

1.                  ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать

2.                  у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка

3.                  ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребёнка:

1.                  положительно – без неё невозможно полноценное развитие

2.                  отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание

3.                  положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома, ваши действия:

1.                  сказали бы «ну и не надо»

2.                  заставили бы выполнить работу

3.                  Предложили бы выполнить задание

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

1.                  ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём

2.                  если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет

3.                  воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

 

Ответ

Число балов по номеру вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a

                   

b

                   

c

                   

 

Число балов по номеру вопросов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

b

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

c

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

 

ИТОГО: ____________

25-30 очков – тяготеет к демократическому стилю

20-24 очка – преобладает авторитарный стиль

10-19 очков – характерен либеральный стиль

 

Авторитарный стиль

·                     Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители (несамостоятельные, безынициативные)

·                     Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);

·                     Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;

·                     Не учитывает отношения между детьми;

·                     Не признает ошибки;

·                     Низко оценивает возможности детей;

·                     Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

 

Либеральный (попустительский) стиль

·                     Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;

·                     Переоценивает возможности детей;

·                     Выполнение своих требований не проверяет;

·                     Нерешителен;

·                     Во власти детей;

·                     Учитывает взаимоотношения в группе;

·                     Человек настроения.

 

Демократический стиль

·                     Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;

·                     Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;

·                     Проявляет максимум требований, максимум уважения;

·                     Испытывает потребность в обратной связи от детей;

·                     Умеет признавать ошибки;

·                     Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.

Создание благоприятной атмосфера в группе в адаптационный период

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создавать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, следует "одомашнивать" группу: зрительное уменьшение помещения, красивые занавески на окнах для уюта, украшение стены. Мебель можно разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно.

В группе можно также устроить небольшой "домик – русская изба", рядом с "домиком" расположить дворик с игрушками - домашними животными, растениями. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. В каждой группе есть спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей в движении. Важно, чтобы уголок был оформлен так, чтобы у ребенка появлялось желание заниматься этой деятельностью.

Наиболее эффективным методом профилактической работы с детьми раннего возраста является игровая терапия. Малыши любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент надо делать на сенсорных и моторных играх, использовать большие возможности рисования при адаптации малышей. Первые живописные этюды можно выполнять подручными средствами – мыльной пеной, мокрыми ладошками по стеклу, кремом для бритья, пальцем по крупе, чирканье мелками. Для облегчения душевного состояния ребёнка, поднятия настроения также можно проводить пальчиковые игры.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому в группе рекомендуется создать "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Все привычки и особенности ребенка выясняем в ознакомительной беседе с родителями, узнаём каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с близкими.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. 

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок».

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираем с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и игры, которые проводятся несколько раз в день. Также необходимо создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.