• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №13 «Улыбка»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Набережная им. Тукая, д. 67
Телефон: +7(855)-270-60-96
E-Mail: sad13-00@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад № 13 "Улыбка"
Руководитель: Вергизова Елена Николаевна
Год основания учреждения: 2010
У нас учатся: 210 детей
У нас учат: 22 педагога

ФГОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт)    представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и включает в себя требования к:

результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (далее – основная образовательная программа);

структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;

условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим  психолого-педагогическим и иным условиям.

Требования к структуре основной образовательной программы, к результатам ее освоения и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников на уровне дошкольного образования, включая образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Семейного кодекса Российской Федерации, обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и др. особенностей  народов Российской Федерации.

3. Стандарт направлен на обеспечение:

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности.

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

становления основ российской гражданской идентичности детей дошкольного возраста;

формирования социокультурной среды дошкольного детства;

развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

вариативности  дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

преемственности дошкольного и начального уровней общего образования;

4. В основе Стандарта лежат положения культурно-исторической концепции и деятельностного подхода, которые определяют:

необходимость организации образовательной работы с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и принципов развивающего образования;

важность учета специфики организации образовательной работы с дошкольниками через решение образовательных задач в процессе всей жизнедеятельности детей в образовательной организации;

обязательность организации детских видов деятельности и создания условий для развития самостоятельности детей в этих деятельностях;

приоритет в образовательной деятельности задач развития личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста;

обязательность реализации педагогами личностного подхода в образовании.

5. Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ  дошкольного образования;

организации образовательного процесса в образовательных организация, реализующих основные образовательные программы, дошкольного образования независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций,  формирования государственного (муниципального) задания для образовательной организации;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации; организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

6. Стандарт является ориентиром для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

7. Стандарт определяет требования к итоговым интегративным результатам освоения основной образовательной программы.

8. Интегративные результаты освоения основной образовательной программы  являются характеристиками целостного развития ребенка и его общей культуры, и включают в себя:

показатели сохранности и укрепления здоровья детей;  

физические качества и личностные качества,  обусловливающие возможности самореализации ребенка в детских видах деятельности;

предпосылки учебной деятельности;

первичные (допредметные) представления ребенка.

8.1. Физические качества отражают:

развитие скорости, силы, гибкости, выносливости и координации движений;

приобретение опыта и развитие двигательной деятельности в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании и др.), а также при  катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх.

8.2. Личностные качества отражают:

8..2.1. Любознательность и активность:

проявление интереса к новому, неизвестному в окружающем мире (мире предметов, людей, отношений);

инициативность в организации детских видов деятельности, в том числе в исследовании объектов окружающего мира и экспериментировании с ними;

8.2.2. Эмоциональную развитость:

способность адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства;

умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств;

развитие эмоционального восприятия мира искусства и природы;

8.2.3. Самостоятельность:

развитие   саморегуляции  (целеполагания, планирования и организации действий по достижению конкретной поставленной цели) в самостоятельной деятельности, при взаимодействии со взрослыми и сверстниками в процессе деятельностей;

возможность самостоятельно осуществлять детские виды деятельности;

преобразовывать освоенные способы и средства деятельности в зависимости от ситуации;

способность прогнозировать и учитывать последствия собственных действий и изменять свое поведение с учетом этих последствий;

8.2.4. Способность общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками:

готовность взаимодействовать со взрослыми и детьми, изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации, учитывать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, первичные ценностные представления о том "что такое хорошо и что такое плохо";

овладение различными формами и средствами общения со взрослыми и сверстниками и  их адекватное использование;

овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

       

8.3. Предпосылки учебной деятельности:

способность создавать и воплощать собственный замысел в детских видах деятельности;

умение действовать по правилу, образцу или с помощью схемы;

умение слушать взрослого и последовательно выполнять его инструкции;

овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления  детских видов деятельности;

 

8.4.  Первичные (допредметные) представления:

о себе, других людях, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях), их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и других), планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов;

о нормах и правилах поведения человека в социуме, основах здорового образа жизни и безопасности;

 

9. Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы подразделяются на итоговые, которые дошкольник может приобрести в результате освоения им основной образовательной программы, и промежуточные, раскрывающие динамику развития ребенка в процессе освоения основной образовательной программы на протяжении дошкольного возраста.

Планируемые промежуточные результаты устанавливаются основной образовательной программой.

 

10. Оценка результатов освоения основной образовательной программы осуществляется образовательной организацией в виде мониторинга с целью:

обеспечения социальной успешности каждого ребенка;

выявления и минимизации трудностей освоения воспитанниками основной образовательной программы;

выявления индивидуальных особенностей и потребностей детей для уточнения планирования содержания психолого-педагогической работы по реализации основной образовательной программы;

своевременной корректировки форм, методов и условий реализации основной образовательной программы;

раннего выявления и осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

построения продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам развития ребенка;

формирования реалистичных ожиданий родителей (законных представителей) в отношении достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

обеспечения преемственности при переходе ребенка на следующий уровень общего образования.

11. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

12. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность,   в соответствии с требованиями, установленными Стандартом, с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

13. Основная образовательная программа определяет цели, задачи программы, планируемые результаты освоения образовательной программы, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, обеспечивающих социальную успешность каждого ребенка, в том числе на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.

14. Основная образовательная программа  формируется в соответствии с принципами:

возрастной адекватности, предполагающего учет биологического и психологического возраста воспитанников;

развивающего образования, согласно которому правильно организованные воспитание и обучение являются основным средством разностороннего полноценного развития ребенка;

сочетания полноты (направленности на разностороннее развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей), необходимости и достаточности (определения средств, способных обеспечить полноценное развитие ребенка и реализацию его индивидуальных возможностей);

интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность образовательного процесса;

комплексно-тематического построения, обеспечивающего создание структурно-смысловой основы реализации содержания дошкольного образования;

учета гендерной специфики;

учета особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

преемственности с основной образовательной программой начального общего образования.

15. Основная образовательная программа  состоит из обязательной части  и части, формируемой участниками образовательных отношений.

15.1. Обязательная часть основной образовательной программы:

обеспечивает выполнение требований Стандарта по  достижению воспитанниками необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения ими основных образовательных программ начального общего образования;

включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции нарушений развития;

реализуется во всех образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также вне образовательных организаций в форме семейного образования.

15.2. Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, отражает специфику  потребностей участников образовательных отношений, условий (региональных, национальных, этнокультурных  и др.), в которых осуществляется образовательный процесс, а также ориентацию на преобладающие виды детской деятельности.

15.3. Образовательные организации оказывают родителям (законным представителям) воспитанников, получающих дошкольное образование в форме семейного образования,  методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь по реализации основной образовательной программы.

15.4. Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - не более 20% от общего объема основной образовательной программы.

Общий объем основной образовательной программы и ее частей  определяется объемом решаемых задач психолого-педагогической работы.

16. Структура  основной образовательной программы состоит из трех основных разделов:  целевого, содержательного, организационного, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

16.1. Целевой раздел включает в себя:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

16.2. Содержательный раздел определяет общее содержание психолого- педагогической работы по реализации основной образовательной программы, обеспечивающее  разностороннее  полноценное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и  включает  в себя:

программу развития  детской деятельности;

программу первичной ценностной ориентации и социализации;

программу развития первичных представлений.

Для обеспечения коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы содержательный раздел включает в себя программу коррекционной работы.

16.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы и включает в себя:

описание образовательного процесса;

систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

17. Требования к разделам основной образовательной программы:

17.1. Целевой раздел основной образовательной программы:

17.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации основной образовательной программы;

значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников образовательной организации, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных  и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

17.1.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:

уточнять и конкретизировать требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

соотноситься с требованиями стандарта начального общего образования.

являться основой для определения содержания психолого-педагогической работы, формирования системы мониторинга освоения основной образовательной программы.

17.2. Содержательный раздел основной образовательной программы:

17.2.1. Программа первичной ценностной ориентации и социализации  должна обеспечивать:

становление основ российской гражданской идентичности, в том числе формирования чувства принадлежности и уважительного отношения к своей семье, малой и большой родине;

формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме,  природе);

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностных представлений о том «что такое хорошо и что такое плохо»;

овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

формирование гендерной идентичности;

развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

17.2.2. Программа развития детской деятельности должна быть направлена на приобретение опыта следующих видов деятельности:

двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании и др.), а также при  катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой и режиссерской, и игры с правилами); 

коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения); 

познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора; 

элементарной трудовой (самообслуживания, бытового труда, труда в природе); 

конструктивной (конструирования объектов из строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала);  

изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Программа развития детской деятельности должна обеспечивать:

формирование потребности в деятельности и ее мотивов;

развитие механизмов целеполага­ния, планирован­ия действий по достижению конкретной поставленной цели, элементарного прогнозиро­вания и оценки результатов деятельности;

овладение средствами и способами деятельности, в том числе необходимыми умениями и навыками для ее осуществления;

развитие эмоционально-волевой сферы (положительного отношения к деятельности; активности и целеустремленности в процессе достижения результата деятельности);

развитие детского творчества (способности к созданию новых (оригинальных) продуктов детской деятельности, преобразованию приобретенного опыта деятельности).

17.2.3. Программа развития первичных представлений должна быть направлена на формирование целостной картины мира и обеспечивать развитие первичных представлений:

о себе, других людях, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и других).

о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

17.2.4. Содержательный раздел Программы должен включать:

цели и задачи психолого-педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;

описание места программы в организации образовательного процесса и ее роли для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

содержание психолого-педагогической работы по видам деятельности детей с учетом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания психолого-педагогической работы;

описание механизмов и способов интеграции программы с другими программами в образовательном процессе, в том числе через комплексно-тематическое построение.

описание основных технологий реализации программы (форм, методов, приемов, средств образования) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей.

17.2.5.  Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать механизм адаптации основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и предусматривать осуществление квалифицированной коррекции нарушений  развития детей с ограниченными возможностями здоровья в ходе реализации основной образовательной программы совместно с другими воспитанниками в группах общеразвивающей и комбинированной направленности, в отдельных группах  и организациях,  в том числе:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных нарушениями в их развитии;

возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  и особых образовательных потребностей, более полной социальной адаптации;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии).

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможн