• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны "Конноспортивная школа "Тулпар" имени Р. С. Хамадеева"

Визитная карточка

Адрес: 423826, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Чулман, дом 131
Телефон: +7(855)-235-38-88;+7(962)-575-26-06
E-Mail: Tulpar.Nc@tatar.ru, ks6.tulpar@yandex.ru
Министерство: Министерство спорта Республики Татарстан
Короткое название: МАУДО "КСШ "Тулпар" имени Р.С. Хамадеева"
Тип УДО: Спорт
Руководитель: Белькова Татьяна Владимировна
Год основания учреждения: 1982
У нас учатся: 266 занимающихся
У нас учат: 8 тренеров

Общая и спортивная физическая подготовка конника

Роль разносторонней физической подготовки для спортсменов-конников исключительно велика. Она должна проводиться систематически в сочетании с технической, тактической и волевой подготовкой. Однако в настоящее время в системе подготовки спортсменов-конников физической подготовке уделяется явно недостаточное внимание.

Упражнения, специально подобранные и систематически выполняемые, развивают определенные группы мышц и являются поэтому прекрасным средством, помогающим быстрее ликвидировать недостатки в посадке всадников и способах управления лошадью. А легкоатлетический бег, плавание и спортивные игры, в частности, повышают функциональный уровень сердечнососудистой системы и органов дыхания, что значительно улучшает спортивную работоспособность спортсменов-конников.

Анализ недостатков в технике управления лошадью, например при преодолении препятствий, раскрывает их первопричину — слабое физическое развитие спортсменов. Общая и специальная физическая подготовка включает много средств, которые не только содействуют, но и ускоряют развитие необходимых двигательных качеств спортсменов-конников.

Целенаправленный подбор средств этой подготовки должен исходить из следующих основных методических положений:

1. Необходимо подбирать такие упражнения из различных видов спорта, которые имеют сходство по характеру, нервно-мышечных усилий с режимом обычных действий спортсменов-конников (например, троеборцам и конкуристам особенно полезны гимнастические, упражнения в различных поворотах и наклонах туловища, сидя поперек на гимнастической скамейке).

2.Следует подбирать упражнения, которые способствуют, благодаря взаимовлиянию двигательных элементов, более полному развитию основных навыков всадников (например, при преодолении препятствий верхом на лошади нужно регулярно совершенствовать глазомер и точность расчета, поэтому целесообразно включать на практических занятиях упражнения в легкоатлетических и гимнастических прыжках, зимой слалом, фехтование, а верхом на лошади упражнения в сбивании копьем мячей или колец, в рубке лозы, преодолении различных по расчету низких систем, препятствий и т. п.).

3. Нужно выделить время для упражнений на улучшение общей координации движений (например, спортсменам, специализирующимся по выездке, необходимы упражнения с резиновыми амортизаторами, различными динамометрами, хотя бы даже с безменами, для развития точности усилий в управлении поводьями).

Необходимо также применять упражнения, которые являются средством, способствующим более полному и быстрому восстановлению работоспособности спортсменов-конников при напряженной тренировочной работе верхом и повышению общего уровня финкционального состояния организма (упражнения на расслабление, различные подвижные и спортивные игры, плавание, а для троеборцев особенно нужны бег на лыжах зимой и различные, кроссы весной). Кроме этих основных методических, положений, полезно знать, что исследованиями в ряде видов спорта установлено быстрое снижение ранее достигнутого уровня силовой и скоростно-силовой подготовки при исключении из тренировочного процесса приведенных выше видов упражнений, что нарушает стабильность и точность в технике. В частности, у троеборцев и конкуристов это проявляется в учащении различных ошибок в подводе лошади к препятствию и посылу ее на прыжок. Поэтому необходимо выполнять упражнения, развивающие скорость и силу, и в соревновательном периоде, но количество упражнений и их дозировка по сравнению с подготовительным периодом должны быть значительно меньшими.

Так, например, если в подготовительном периоде гимнастический комплекс с различными отягощениями состоит из 5—6 упражнений и каждое повторяется по 10—20 раз, то в соревновательном периоде можно выполнять 1—2 упражнения с повторением их от 5 до 8 раз.

Экспериментальными исследованиями также установлено, что спортсменам высших разрядов более целесообразно применять скоростно-силовые упражнения с различными амортизаторами и отягощениями, так как упражнения без них не дают ощутимых результатов. Эти упражнения необходимо выполнять в конце основной части тренировочных занятий.

Во время подготовительного периода силовые упражнения должны быть направлены на развитие статической выносливости, в частности, способности длительного поддержания правильной посадки, сохранения силы, группы мышц ног (шенкель, шлюз), способности длительного держания в правильном положении рук и пальцев при управлении поводьями и т. п.

Скоростно-силовые упражнения с небольшой дозировкой (4— 5 упражнений, по 3—4 раза каждое) следует выполнять при непосредственной подготовке к соревнованиям, накануне или за день до участия в них. В таких случаях явление положительного силового последействия сказывается в повышении тонуса нервно-мышечного аппарата, в улучшении его мобильности. Эти упражнения особенно полезны конкуристам, так как способствуют повышению спортивных результатов.

Таким образом, развитие общей и специальной выносливости спортсмены-конники осуществляют в основном на тренировках верхом на лошадях, однако этого недостаточно и рекомендуется шире применять комплекс средств разносторонней физической подготовки, а что касается групп, занимающихся по спортивно-оздоровительной программе, необходимо создание специальных комплексов, направленных на физическую подготовку, но учитывающих индивидуальные особенности занимающихся.

 В мировой истории развития государств и обществ лошади занимают особое значимое место. Многие столетия без них не обходилась ни одна война, ни одна торговля, не говоря уже о сельском хозяйстве.

Именно лошадь помогала путешественникам открывать мир, а купцы и торговцы перевозили на них свои товары. Строительство также не обходилось без лошадей, поскольку материалы и грузы, необходимые в строительстве, перемещали также с помощью лошадей.

Лошадь давала людям все: пищу и одежду, возможность охотиться и сражаться, развлечение и наслаждение от езды, скачек и других спортивных состязаний.

За время развития цивилизации создано много великолепных пород лошадей, что обуславливалось различными целями и задачами их использования. Однако, в XX веке отношения лошади и человека во многом изменились. Использование лошади в транспортных, строительных, военных целях ускорило такое позитивное развитие, как прогресс человечества.

Именно долголетнее использование лошадей человечеством находится в прямой причинной связи с развитием технических средств, модернизацией экономики, совершенствованием технических циклов в промышленности, развитием социально-экономических процессов в обществе.

Особый интерес к лошади и ее месту в социально-экономическом развитии общества и государства обусловил развитие научного подхода к изучению лошадей, при этом наука о лошади включала в себя правила разведения, содержания, тренинга, а также искусство верховой езды или конный спорт. Лошадь стала участником спортивных состязаний наряду с человеком. Большинство созданных ранее пород нашли свое новое место в спорте. Потребность и интерес к конному спорту на каждом историческом этапе оставались наиболее значимыми для большого круга населения.

В физиологическом плане конный спорт рассматривается как механизм совершенствования вида, как фактор отбора наиболее сильных и желательных для конкретной цели особей. Вместе с тем конный спорт оказывает большое влияние на человека, способствует его физическому и духовному развитию и совершенствованию, развивает в нем отвагу и чуткость, дарит восторг ощущения могучей живительной силы.

В общении с лошадью человек реализует свое стремление к скорости, полету, к новым ощущениям, конь является как бы естественным и усиленным продолжением человека. Общение с лошадью помогает снять стресс и тревожность. Важным аспектом психологического здоровья человека является повышение уверенности в своих силах и самооценки, возникающие при успешном приобретении навыков управления лошадью, формируются такие качества как самосознание и самообладание.

При занятиях конным спортом у человека задействуются все группы мышц. При верховой езде оказывается укрепляющее действие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, разогреваются и массируются мышцы, улучшается кровообращение, повышается общая эмоциональность человека.

Конный спорт способствует улучшению осанки, снижению веса, хорошей работе внутренних органов. В связи с ростом мегаполисов, ускорением ритма жизни человека все больше влечет к живой природе, где конный туризм играет особую роль.

Туристические фирмы оказывают услуги в виде конных путешествий по разным странам для всадников любого уровня подготовки. Туризм на верховых и вьючных лошадях делает досягаемыми труднодоступные горные вершины и ущелья, глухие районы тайги и джунглей с их прекрасной природой.

Популярность конного туризма растет из года в год, и спрос на данные услуги только увеличивается. Также имеет особое значение воспитательная роль конного спорта для людей всех возрастов, но особенно для детей дошкольного и школьного возраста.

В городах и промышленных центрах человек лишен естественного общения с природой, и одной из возможностей сохранения им своей природной сущности является занятие конным спортом. Одна из главных особенностей конного спорта заключается в том, что в роли спортивной команды помимо спортсмена выступает живое существо, - лошадь, и успех спортсмена в равной степени зависит как от его собственных способностей, так и от способностей лошади. Кроме того, от спортсмена, кроме физических и волевых качеств, требуется особое отношение к лошади. Важным аспектом является выбор подходящей лошади для определенного вида спорта, а также для определенного всадника: спортсмен и лошадь должны соответствовать друг другу по характеру и темпераменту.

Уникальность конного спорта состоит в том, что команда лошадь – человек, выступают как единое целое. Конный спорт, - один из самых дорогих привилегированных видов спорта. Затраты складываются из нескольких основных составляющих: стоимости лошади; стоимости ее содержания, ветеринарного обслуживания; стоимости услуг коваля, стоимости снаряжения, стоимости костюма спортсмена, оплаты труда тренера и спортсмена, аренды манежа, площадок и различных трасс, оборудованных препятствиями; транспортировки лошади к месту соревнований, оплаты труда юристов при заключении договоров и других затрат. В конный спорт входят все виды испытания лошади, которые представлены в зрелищной, азартной форме и преследующие достижение либо установление какого-либо результата, оцениваемого по определенным правилам и критериям.

В конном спорте выделяется несколько групп: классические виды конного спорта, включенные в программу Олимпийских игр: выездка или высшая школа верховой езды, преодоление препятствий, или конкур, и троеборье; национальные конные игры, распространенные у многих народов, особенно на Кавказе и Средней Азии; бега и скачки на ипподроме; скачки с препятствиями, состязания троек, тачанок, конно-лыжный спорт; конная охота.

Одним из важных направлений конного спорта является паралимпийский конный спорт, который является новейшей дисциплиной Международной Федерации Конного Спорта.

В настоящее время паралимпийская выездка – единственный вид пара-эквестриан, включенный в программу Паралимпиады.

Основным принципом паралимпийского конного спорта является то, что инвалидность - не препятствие для занятий любимым спортом, а участие в соревнованиях приносит ощущение полноты жизни.

В соревнованиях по паралимпийскому конному спорту принимают участие спортсмены с различной степенью и характером физических отклонений. В соревнованиях по выездке существует пять классификационных уровней - от первого уровня, к которому относятся спортсмены с наиболее сильными функциональными отклонениями, до четвертого уровня. Для установления критерия квалификационного уровня в расчет берется подвижность, сила, координация и зрение. Спортсмен должен пройти классификацию за 6 – 12 месяцев до начала соревнований. Инвалиды с умственными отклонениями не допускаются к международным соревнованиям, они участвуют в Специальных Олимпийских Играх.

Основная цель Специальной Олимпиады по конному спорту состоит в том, чтобы помочь людям с отклонениями в умственном развитии стать полноправными членами общества, деятельно участвующими в общественной жизни, предоставить этим людям равные возможности для демонстрации своих навыков и талантов в условиях спортивных соревнований и информировать общественность об их возможностях и потребностях.

Особенность соревнований Специальной Олимпиады по конному спорту заключается в том, что здесь приветствуется участие спортсменов всех уровней способностей, и участие каждого спортсмена признаётся соответствующим образом. Для справедливой оценки достижений спортсменов их разделяют на дивизионы по уровню способностей. Все Специальные Олимпийские конноспортивные соревнования проводятся по официальным правилам для Специальных Олимпийских игр. Правилами установлены следующие официальные турниры: выездка, езда с преодолением препятствий, английская школа верховой езды, ковбойская верховая езда, западная верховая езда, рабочая тропа, групповые выступления из 2 или 4 всадников и другие.

Существует также специальная лечебная верховая езда, – иппотерапия.

Иппотерапия является видом анималотерапии, которая в качестве основного лечебного воздействия на людей использует верховую езду и общение с лошадьми. Целью и задачами иппотерапии является помощь человеку в достижении психологической и двигательной независимости, а также развитие в нём способностей по приспосабливанию в новых изменяющихся обстоятельствах. Иппотерапия, которую ещё называют психосоматической терапией, обладает очень широкой областью лечебного применения. В сферу ее влияния входят такие заболевания, как поражение органов чувств, нарушения двигательной функции, психические заболевания, особенно такие, как аутизм, эпилепсия, умственная отсталость, шизофрения, послеоперационная реабилитация, афазия и девиантное поведение. Кроме того, иппотерапия весьма эффективна в случаях рассеянного склероза, атаксии, полиомиелита, потери зрения или слуха.

Успешное использование иппотерапии определяется различными факторами. Прежде всего, лошадь является восприимчивой ко многим реакциям человека эмоционального плана. Для лошади не имеют того значения слова, с которыми человек обращается к ней, по сравнению с интонацией произносящего их человека. Для лошадей значимыми являются жесты человека, его походка и внешний вид. Поведение лошадей достаточно предсказуемо, поэтому лошадь с хорошей подготовкой дает всаднику чувство стабильности и уверенности. Такое ощущение является основой для снятия различных детских страхов, особенно у тех детей, которые страдают нарушением восприятия картины мира. Кроме того, на снятие страхов сильное влияние оказывает доверие, которое всадник оказывает лошади, считая, что она поможет ему справиться с непреодолимыми для него затруднениями.

При поездке на лошади человеку приходится руководствоваться другой системой координат, он постоянно вынужден искать равновесное положение. Лечебное воздействие верховой езды заключается в выработке человеком новых навыков, позволяющих ему приспособиться в изменяющейся среде. Такое состояние примерно соответствует тому моменту в жизни человека, когда он учился сидеть, держать голову, стоять, ходить. Подобное взаимодействие с лошадью снимает у ребенка проявление неловкости связанной с характером таких заболеваний, как ДЦП или аутизм. У всех движений ребенка появляется адекватность и нужность, что снимает страх от своей неуклюжести и уменьшает напряжение мышц.

Успешное применение иппотерапии обусловлено точным учетом специфики проблем пациента и соблюдением индивидуального подхода, в том числе различных ограничений и противопоказаний.

Конный спорт становится все более интересным и популярным для многих людей. Многие увлекаются им более профессионально, а многие предпочитают просто ездить в свое удовольствие на природе.

Ездой на лошадях увлекается много городских жителей, поскольку она снимает стресс шумной городской жизни и успокаивает. Также езда на лошади подтягивает фигуру, совершенствует осанку, укрепляет и оздоравливает весь организм.

Занятие конным спортом позволяет увеличить круг общения, помогает найти себе новых друзей, которые также занимаются на лошадях и в дальнейшем строить с ними отношения в том числе по интересам к лошадям.

Конный спорт участвует в формировании и воспроизводстве здорового,творчески и физически активного поколения, организовывает предпосылки для создания трудоресурсного и оборонного потенциала страны, подготавливает спортсменов высокого класса для повышения международного престижа страны.

Влияние конного спорта на жизнь общества обусловлено важнейшими функциями, которые он выполняет в системе социально-экономического развития и воспроизводства.

Конный спорт регулирует большую часть социально-экономических процессов и затрагивает практически все слои населения: от детей до пенсионеров, от начинающих до выдающихся спортсменов, инвалидов, людей с умственными отклонениями и других групп населения.

Все выше указанное определяет позитивную роль конного спорта для всех слоев населения, независимо от пола и возраста, а особенно положительное влияние оказывает на группу людей, занимающихся спортивно-оздоровительной направленностью в конном спорте.

Методы исследования

Для изучения развития физических качеств занимающихся детей школьного возраста в секции и степени влияния занятий конным спортом на состояние их здоровья применялись следующие методы:

- анализ научно-методической литературы и документальных материалов;

- исследование росто-весовых показателей (индекс массы тела), метод оценки адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы (проба Руфье, проба Мартине);

- тест для выявления координационных способностей (равновесия) в положении стоя (проба Ромберга 2,3,4);

- математическая обработка полученных данных.

В ходе исследования был проведен анализ специальной литературы, посвященной изучению анатомии и физиологии детей дошкольного возраста, были выявлены основополагающие методы формирования и развития физических качеств дошкольников. Во многих работах отечественных исследователей, посвященных рассмотрению вопроса о влиянии конного спорта на здоровье дошкольников, было получено документальное подтверждение эффективности занятий конным спортом на гармоничное и всестороннее развитие ребенка, в частности на его физиологические качества.