МАДОУ "Детский сад №372 комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания" Московского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420102, РТ, г. Казань, ул. Галимджана Баруди, д. 15 |
Телефон: | (843) 555-25-04, (843)554-32-25 |
E-Mail: | Ds372.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад №372" Московского района г.Казани |
Руководитель: | Габидуллина Алсу Фидаилевна |
Год основания учреждения: | 1982 |
У нас учатся: | 203 |
У нас учат: | 26 педагогов |
Внедрение УМК
Наш детский сад реализует новый
учебно-методические комплект (УМК).
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты(УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий.
По окончании начальной школы все дети свободно владеют двумя государственными языками Республики Татарстан.
Программа
n Аудиоматериалы
n Диагностика
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по новому учебно-методическому комплекту (УМК),
4-5 лет
АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)
Бабай – дедушка Әби – бабушка
Әти - папа Әни – мама
Кыз – девочка Малай – мальчик
Мин – я Рәхмәт – спасибо
Исәнме – здравствуй Исәнмесез – здравствуйте
Сау бул – до свидания Сау булыгыз – до свидания
Эт – собака Песи – кошка
Әйе – да Юк – нет
Әйбәт – хорошо Ю – мой, стирай
Ипи – хлеб Алма – яблоко
Сөт – молоко Чәй – чай
Мә – на Бир – дай
Аша – ешь Эч – пей
Тәмле – вкусный Матур – красивый
Зур – большой Кечкенә – маленький
Пычрак – грязный Чиста – чистый
Кил монда – иди сюда Хәлләр ничек? – Как дела?
Утыр –садись Уйна – играй
Туп – мяч Курчак – кукла
Куян – заяц Аю – медведь
Бер – один, раз Ике – два
Өч – три Дүрт – четыре
Биш - пять
ПАССИВ СҮЗЛӘР (пассивный словарь)
Утырыгыз - садитесь Басыгыз - встаньте
Ал – возьми Бу кем? – Это кто?
Кем юк? – Кого нет? Син кем? – Ты кто?
Кем анда? – Кто там? Ничә? – Сколько?
Нинди? – Какой?
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку
по новому учебно-методическому комплекту (УМК),
5-6 лет
АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)
Кишер – морковь Алты – шесть
Суган - лук Җиде – семь
Кыяр – огурец Сигез – восемь
Кәбестә – капуста Тугыз – девять
Бәрәңге – картофель Ун – десять
Нинди – Какой? Кызыл – красный
Баллы – сладкий Сары – жёлтый
Ничә – Сколько? Яшел – зелёный
Кирәк – надо Зәңгәр – синий
Юа – стирает Күлмәк – платье
Нәрсә кирәк? – Что надо? Чалбар – брюки
Аш – суп Ки – одевай
Ботка – каша Сал – снимай
Кашык– ложка Яратам – люблю
Тәлинкә – тарелка Бар – есть
Чынаяк– чашка Чәй – чай
Йокла – спи Өстәл – стол
Бит– лицо Урындык – стул
Кул – рука Карават – кровать
ПАССИВ СҮЗЛӘР (пассивный словарь)
Бу нәрсә? – Это что? Хәерле көн – Добрый день
Нәрсә бар? – Что есть? Күп – много
Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку
по новому учебно-методическому комплекту (УМК),
6-7 лет
АКТИВ СҮЗЛӘР (активный словарь)
Син кем? –Ты кто? Хәерле көн – Добрый день
Тычкан – мышка Бу кем? – Это кто?
Бу нәрсә? – Это что? Нишли? – Что делает?
Йоклый – спит Утыра – сидит
Ашый – ест, кушает Эчә – пьёт
Нишлисең? – Что делаешь? Ашыйм – ем, кушаю
Эчәм – пью Уйный – играет
Уйныйм – играю Утырам – сижу
Барам – иду Кая барасың? – Куда идёшь?
Син нишлисең? –Ты что делаешь? Сикер! – Прыгай!
Сикерәм – прыгаю Сикерә – Прыгает
Йөгерә – бежит Йөгер! – Беги!
Йөгерәм – бегу Чәк-чәк – чак-чак
Өчпочмак – треугольник Яшь – молодой
Бүре – волк Керпе – ёж
Тавык – курица Әтәч – петух
Төлке – лиса Үрдәк – утка
Чана – санки Шуа – катается, катится
Шуам – катаюсь Бие! – Пляши! Танцуй!
Бии – пляшет, танцует Биим – Пляшу, танцую
Ак – белый Кара - чёрный
Җырла! – Пой! Җырлыйм – пою
Китап укый – читает книгу Рәсем ясыйм – рисую
Зур рәхмәт – большое спасибо Укыйм - учусь
Дәфтәр – тетрадь
ПАССИВ СҮЗЛӘР (пассивный словарь)
Нәрсә яратасың? – Что любишь?
Ягымлы сүзләр - Вежливые слова!
Исәнмесез! Здравствуйте!
Сәлам! Привет!
Хәерле иртә! Доброе утро!
Хәерле көн! Добрый день!
Хәерле кич! Добрый вечер!
Рәхим итегез! Добро пожаловать!
Хәлләрегез ничек? Как у вас дела?
Рәхмәт! Спасибо!
Гафу итегез! Извините!
Керергә мөмкинме? Можно войти?
Бәйрәм белән! С праздником!
Ашыгыз тәмле булсын! Приятного аппетита!
Сәламәт булыгыз! Будьте здоровы!
Сау булыгыз! До свидания!
Внедрение новых УМК по обучению детей
государственным языкам РТ в ДОУ
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов. «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Минобрнауки РТ.
По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. «Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей. Важно, чтобы все дети хорошо владели обоими языками», - подчеркнул министр.
Планируется, что в Татарстане дети возрастом 4-5 лет должны владеть 62 словами на татарском и русском языках, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Премьер-министр республики поинтересовался у участников встречи, почему именно такое количество слов должно быть в арсенале школьников. Как выяснилось, за основу были взяты сложившиеся в мире методики преподавания языков.
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә” для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.
В каждом выпуске ведущая программы, веселая и заводная Гульчачак, вместе с симпатичными героями, в увлекательной игровой форме знакомит маленьких зрителей с новыми словами, культурой и традициями татарского народа. Важнейшими элементами программы являются интерактивные развивающие задания, которые вовлекают в тематические игры как детей в студии, так и малышей у телеэкранов, что способствует развитию речи, словарного запаса, а главное — интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности.
В телепередачах использованы новые развивающие образовательные технологии изучения татарского языка как средства общения. Хронометраж программы — 10 минут, что соответствует оптимальной продолжительности просмотра телепередачи, рекомендованной детскими специалистами. Программа подготовлена по заказу Министерства образования и науки Республики Татарстан при содействии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям.
Смотрите новую программу «Әкият илендә» с 5 февраля по по воскресеньям в 9:30 на телеканале ТНВ! Если же у вас нет возможности посмотреть телевизионную версию передачи, тогда вы cможете увидеть или скачать выпуск передачи «Әкият илендә» на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Кроме того, на татарский язык было переведено 8 популярных мультфильмов, создан комплект из 3 дисков с музыкальными сказками и детскими песнями.
Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:
1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой Сабили Муллануровны;
2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой Зифы Мирхатовны;
3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Туган телдә сөйләшәбез», творческая группа под руководством Хазратовой Файрузы Вакилевны;
4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Резеда Камилевна.
«Изучаем русский язык» С.Гаффарова
Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.
Пособие для воспитателей содержит примерное распределение программного материала по темам, где выделены лексика, речевые образцы, микродиалоги, песни и стихи, каждая тема рассчитана для работы от 3 до 5 недель. Изложение материала каждой темы начинается с формулировки задач, которые будут решаться воспитателем по ходу работы. Приводятся необходимые для работы наглядные пособия. Тематический принцип планирования занятий позволяет легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур. Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т.д.
Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.
«Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» З.Зарипова
Творческая группа под руководством З.М.Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей : “Минем өем” (для средней группы), “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы), “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы). Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
«Туган телдә сөйләшәбез» Ф.Хазратова, З.Шәрәфетдинова, И.Хәбибуллина
Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Туган телдә сөйләшәбез». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.
Основная цель УМК “Туган телдә сөйләшәбез” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.
УМК “Туган телдә сөйләшәбез” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.
Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
В пособии предлагается перспективное планирование образовательной деятельности детей первой младшей группы, которое включает тематику образовательной деятельности, задачи (развивающие, воспитательные, образовательные), структуру и средства обучения и воспитания. Перспективное планирование даётся в удобной табличной форме, которое позволит педагогам ДОУ чётко вести образовательную деятельность с детьми. Оно разработано в соответствии с тематическим принципом: «Детский сад», «Осень», «Я-Человек», «Мое окружение», «Зима», «Новый год», «Папы и мамы, дедушки и бабушки», «Народное творчество», «Весна», «Лето». Два раза в год с помощью диагностической методики проводится мониторинг. Результаты мониторинга фиксируется в персональных карточках детей. Также разработаны конспекты образовательной деятельности. Образовательная деятельность детей организовывается с учётом Федеральных Государственных требований к структуре ООП дошкольного образования. Прослеживается интегрированный подход к организации деятельности малышей.
«Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып»,
В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.
Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы: авазларны уйнатып».
«Раз - словечко, два