МБОУ «Основная общеобразовательная татарско-русская школа №66» Московского района г.Казани (реорганизация)
Визитная карточка
Адрес: | 420091, г. Казань, ул. Химиков, д. 55 |
Телефон: | +7(843)-571-83-31;+7(843)-571-84-21 |
E-Mail: | S66.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ "Школа №66" |
У нас учатся: | 293 учеников |
У нас учат: | 29 педагога |
Программа по профилактике суицида
Утверждаю
Директор школы №66
_______ Л.Ф.Шарафуллина
Программа профилактики суицидального поведения подростков "Перекресток"
Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношение к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийства среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.п.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Основные цели и задачи программы
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006, программу по профилактике суицида Черновой Галины Васильевны, учителя начальных классов, педагога-психолога г.Ижевска.
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Основные направления деятельности
1. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Работа с неблагополучными семьями.
Содержание основных понятий
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Принципы реализации программы
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
1. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
2. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
3. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
4. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы
· В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
· В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
· В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Система программных мероприятий
1. Организация работы с детьми, подростками и молодежью
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации |
Постоянно |
Зам.директора по ВР |
|
Составление базы данных по социально неблагополучным детям и под- |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
|
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с детьми |
В течение |
Совет профилактики |
|
Организация оздоровления и отдыха |
Канику- |
Зам.директора по ВР |
|
Организация волонтерского движения |
В течение |
Куратор по профилактике асоциальных явлений |
|
Организация работы по профилактике злоупотребления ПАВ |
В течение |
Куратор по профилактике асоциальных явлений |
|
Включать в ежегодные планы учебно-воспитательной работы ОУ проведение психологических классных часов, |
Ежегодно, |
Классные руководители |
|
Включать в ежегодные планы учебно- |
Ежегодно, |
Классные руководители |
|
Обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся к выпускным экзаменам (тренинги) |
Ежегодно |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс», зам.директора по УР |
|
Организовать психологические тренинги для подростков и старшеклассников согласно следующим тематикам: |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс» |
||
Широкое привлечение дискуссионных |
Постоянно |
Зам.директора по ВР |
|
Организовать проведение цикла занятий для подростков "Я сам строю |
Периоди- |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс» |
|
Организация работы по оказанию своевременной консультативной психоло- |
Постоянно |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс», зам.директора по ВР |
|
Охват асоциальных детей кружковой работой, занятиями в спортивных секциях, общественно-полезной нагрузкой. |
В течение года |
Классные руководители, педагог-организатор |
2. Организация работы с педагогическим коллективом
Организация работы семинаров для |
Постоянно, |
Зам.директора по ВР |
|
Проведение проверок директором по исполнению норм законодательства РФ в части исполнения п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об образовании" о недопущении применения |
В течение года |
Директор |
|
Ориентировать воспитательную работу на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности |
В течение года |
Зам.директора по ВР |
3. Организация работы с родительской общественностью
1. |
Организация педагогических лекториев согласно следующим тематикам: |
Постоянно, |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс», зам.директора по ВР |
2. |
Организация психологического тестирования отдельных категорий родителей на предмет выявления нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин |
По запросу |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс» |
3. |
Организовать работу совместных совещаний-семинаров работников правоохранительных органов, врачей- наркологов, педагогического коллектива и родителей по вопросам эффективной воспитательно-профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи |
В течение года |
Психолог ШПМССЦ «Ресурс», директор. зам.директора по ВР |
10. |
Организовать в библиотеке тематические стенды, книжные выставки, передвижки по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни |
Периодически |
Школьный библиотекарь |
11. |
Организовать серию позитивных публикаций в школьной газете «Школьный меридиан» |
Ежемесячно |
Руководитель школьной газеты |
Литература
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
5. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
8. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
9. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
10. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
11. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
12. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
13. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
14. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41,
Составитель
М.Н.Мурзина, зам.директора по ВР