• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МКУ «Отдел образования" Мензелинского муниципального района РТ/Татарстан Республикасы Минзәлә муниципаль районы "Мәгариф бүлеге" муниципаль казна учреждениясе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423700, Республика Татарстан, Мензелинский район, г. Мензелинск, ул. Тукая, д. 13/423700, Татарстан Республикасы, Минзәлә районы, Минзәлә шәhәре, Тукай урамы, 13-нче йорт
Телефон: 8(85555)3-19-05,8(85555)3-19-06
E-Mail: Oo.Mnz@tatar.ru, Imc.oo@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Руководитель: Ибрагимов Ренат Махмутович

Новости ОО

Психологические характеристики интернет зависимости.

Опубликовано: 11.02.2025

При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

Изучая личностные особенности с помощью опросника Айзенка у интернет-зависимых, израильские исследователи (Hamburger Y.A., Ben- Artzi E., 2000) обнаружили, что интроверты и эктраверты используют разные ресурсы интернета, при этом у мужчин экстраверсия положительно коррелирует с использованием интернета «для развлечения», а нейротизм отрицательно связан с использованием информационных сайтов. У женщин экстраверсия коррелировала с использованием информационных ресурсов интернета негативно, а нейротизм – положительно. Позже те же авторы установили, что для пациентов с интернет зависимостью, преимущественно женского пола, характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах (Amichai- Hamburger Y.A., Ben-Artzi E., 2003).

Американский исследователь Caplan S.E. (2002) выделяет следующие особенности личности интернет-зависимых лиц: склонность к депрессии, одиночество, скромность и самолюбие. О сниженной самооценке у пациентов с интернет зависимостью сообщает Armstrong L. et al. (2000). Обобщив результаты разных исследований, Чудова Н.В. (2002) приводит следующий список черт личности пациента с ИЗ: сложности в принятии своего физического «я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.

Егоров А.Ю. и др. (2005) изучали акцентуации характера с помощью теста личностных акцентуаций Дворщенко В.п. (модифицированный вариант методики пДО) подростков от 16-18 лет с признаками ИЗ, в сравнении с контрольной группой. Было показано, что среди пациентов с ИЗ достоверно преобладают лица с шизоидным (29,8%), истероидным (19,3%), лабильным и эпилептоидным (по 12,3%) типами акцентуации. Реже встречались неустойчивые и психастенические акцентуанты (по 7%) и в единичных случаях астено-невротические (5,3%) и гипертимные (3,5%). В контрольной группе преобладали гипертимные (22,2%), циклоидные (19,4%) психастенические (16,7%) и сензитивные (13,8%) типы акцентуации личности. В отличие от группы аддиктов, истероидные (11,1%), эпилептоидные (8,3%) и шизоидные (5,6%) типы акцентуаций встречались достоверно реже. На наш взгляд, довольно показательно, что именно шизоидные подростки оказались наиболее представленные в данной выборке, а гипертимные практически отсутствовали.

Напомним, что с нашей точки зрения, ИЗ -  это поведенческие аддикции, реализуемые онлайн. преобладание шизоидных акцентуантов среди интернет- аддиктов, по всей видимости, связано с особенностями деятельности в сети, это определенный уход от реальности, что свойственно шизоидам. Неожиданным может показаться достаточно большое число лиц с истероидной акцентуацией, которые, по идее, должны стремиться к постоянному нахождению «на виду», где они могли бы проявлять свои демонстративные черты. Мы полагаем, что это та часть истероидных подростков, чьи потребности фрустрированы в реальном мире,и они стремятся к реализации своих истероидных черт в виртуальном мире (например, это может быть знакомство и общение в чатах, которое со стороны истероидов имеет элементы псевдологии). С фрустрацией потребностей в реальном мире связана и описанная корейскими исследователями т.н. аддикция к перевоплощению в киберпространстве, в последние годы, отмечающаяся среди подростков (Lee O., Shin M., 2004). Полученные результаты частично перекликаются с более ранними исследованиями, где в одном из них говорилось, что риску развития ИЗ в большей степени подвержены неустойчивые и шизоидные акцентанты (Коро- ленко Ц.п., Дмитриева Н.В., 2000), а в другом – сензитивно-шизоидные и неустойчивые (Андреев А.С., Анцыборов А.В., 2002).

Лица с ИЗ имеют высокий риск личностных расстройств и социальной дезадаптации в будущем. 


Источник: МКУ "Отдел образования" Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

К списку новостей