МБУ ДО"Детская школа искусств" Менделеевского муниципального района РТ
Визитная карточка
Адрес: | 423650, Респ. Татарстан, г. Менделеевск, ул. Зеленая, д. 23 |
Телефон: | +7(855)-492-11-33 |
E-Mail: | dshi.mend@tatar.ru |
Министерство: | Министерство культуры Республики Татарстан |
Короткое название: | МБУ ДО "ДШИ" |
Тип УДО: | ХЭН |
Руководитель: | Абрамова Алия Азатовна |
Год основания учреждения: | 1967 |
У нас учатся: | 552 |
У нас учат: | 30 |
Новости МБУ ДО "ДШИ"
История возникновения аккордеона
Опубликовано: 16.05.2020
Путешествуя по миру музыкальных инструментов, не перестаешь удивляться его разнообразию. Но среди этого богатства есть один представитель, который привлекает к себе внимание красивым и благозвучным именем – аккордеон. Когда слушаешь его звучание, сразу ассоциативно представляешь Париж, Монмартр, Елисейские поля - Франция и аккордеон неразделимы. Аккордеон завоевал любовь по всему миру, некоторые города даже признали его официальным инструментом. Но не все так гладко в истории аккордеона - в иных странах его запрещали, признавая пособником враждебной культуры, но он вновь победно возвращался и дарил слушателям истинное удовольствие и творческое вдохновение. Аккордеон, обладающий красотой, демократичностью, мобильностью и актуальностью, способен передавать всю палитру человеческих эмоций: и глубокую печаль, и безудержную радость.
Кирилл Демиан, автор аккордеона, давший ему это чудное название (аккордеон по-французски - "ручная гармоника"), создал свой инструмент не на пустом месте. К моменту появления аккордеона, уже существовали орган, гармоника, губная гармоника и фортепиано, их элементы и впитал в себя новый инструмент.
С историей возникновения аккордеона тесно связано имя мастера-ремонтника музыкальных инструментов Франтишка Киршника. Он не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну из города в город, занимаясь настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Киршник был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде подобных специалистов, у него был огромный опыт работы с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами. В 1770х годах, работая в мастерской, предоставленной ему для экспериментальной работы знаменитым физиком и медиком Христианом Кратценштейном, Киршник изобретает новую конструкцию язычковых планок. Затем он создает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782г приезжает в Петербург.
Русские музыканты и мастера живо подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его к своим новым изобретениям. В 1797г Франтишек Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов - ручных гармоник. А в 1800-1810гг в России игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле.
В 1822 году Христиан Бушман, 17-летний настройщик органов и фортепиано, чтобы облегчить настройку органных труб, создал специальное приспособление - камертон в виде маленькой коробочки, в которую был встроен металлический язычок. Когда Христиан вдувал ртом воздух в коробочку камертона, язычок звучал, давая тон определенной высоты. Однако работать мастеру было неудобно, так как одной рукой нужно было придерживать это приспособление, а для работы оставалось только одна рука. Тогда Христиан приделал к своему усовершенствованному камертону кожаный мех, наподобие кузнечного, который позволил ему во время настройки ставить приспособление рядом с собой, растягивать мех кверху, чтобы, сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. А еще чуть позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так семнадцатилетний мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя, ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. В 1827 году инструмент, названный уже эолиной, в качестве детской игрушки Райт Хон привез в Англию. И вскоре этот маленький элегантный инструмент привезен в Англию из Германии в 1827 году Райтом Хоном
В 1829 году музыкальная игрушка эолина попадает в руки к известному венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Расторопный мастер с сыновьями Гвидо и Карлом совершенствует ее и 25 мая 1829 года получает патент на изобретение музыкального инструмента, названного им аккордеоном (фр.-«ручная гармоника» ). Оперативности Демиана на самом деле можно подивиться: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями начинает производить аккордеоны и продавать их. И совсем скоро, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана становится известным инструментом, а не детской игрушкой. На нем можно было играть, правда, только очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой…
«Универсальность инструмента»
Аккордеоны бывают двух типов - с клавишными и кнопочными клавиатурами. Клавишная клавиатура - имеет форму клавиатуры фортепиано. Кнопочная клавиатура имеет три, четыре или пять рядов кнопок, расположенных в хроматическом порядке. Кроме того, аккордеоны любого типа могут иметь различные системы аккомпанемента в левой руке: готовую и готово - выборную. Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов. Готово – выборная, имеет две системы готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Аккордеоны, что очень важно, выпускают разных размеров: от самых маленьких ученических, до больших концертных. Аккордеоны вобрали в себя черты самых разнообразных музыкальных инструментов. По своей форме они напоминают баян, по техническому устройству – относятся к гармони, клавишами же и способностью переключать регистр близки к фортепиано и органу. Регистры позволяют музыканту импровизировать, комбинировать или полностью менять октавы, а, следовательно, и звучание инструмента.
Иногда аккордеон по своему звучанию очень близок к другим инструментам, а порой и заменяет их. Аккордеон, обладающий разнообразными художественными музыкально–выразительными средствами, имеет характерный, серебристый и приятно вибрирующий звук. Голос его красочный, напевный и величавый может звучать как орган или даже целый оркестр.
К списку новостей