• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБУ ДО"Детская школа искусств" Менделеевского муниципального района РТ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423650, Респ. Татарстан, г. Менделеевск, ул. Зеленая, д. 23
Телефон: +7(855)-492-11-33
E-Mail: dshi.mend@tatar.ru
Министерство: Министерство культуры Республики Татарстан
Короткое название: МБУ ДО "ДШИ"
Тип УДО: ХЭН
Руководитель: Абрамова Алия Азатовна
Год основания учреждения: 1967
У нас учатся: 552
У нас учат: 30

Новости МБУ ДО "ДШИ"

История возникновения домры

Опубликовано: 13.05.2020

Появление такого инструмента, как домра, на Руси окутано тайной. Впервые домра упоминается в древних источниках XVI века, из которых ясно, что она была в те времени довольно распространенным инструментом.
Современные историки выделяют две основных версии возникновения домры. Наиболее популярна версия о восточном происхождении домры. Схожие по устройству и звуку инструменты и сейчас существуют в Казахстане, Турции и Таджикистане. Корпусы этих инструментов выполнены круглыми или овальными и имеют плоскую деку, а звукоизвлечение происходит путем ударов по струнам плектром. Специалисты считают, что прообразом данных инструментов был танбур.
Танбур был завезен в Россию либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговли с восточными странами.
Другая версия предполагает происхождение домры от европейской лютни. В те времена лютней называли практически любой струнно-щипковый инструмент, имеющий схожее строение. Кстати, та же лютня также имеет восточное происхождение. Специалисты предполагают, что на внешний облик и устройство домры оказали влияние инструменты западноевропейских славян, такие как бандура или ее прототип кобза.
На основе имеющихся сведений и проведенных исследований можно смело утверждать, что домра – это инструмент, объединивший в себе как русские, так и европейские и азиатские черты.
Как бы то ни было, точно известно одно – домра была на Руси неотъемлемой частью культуры XVI-XVII столетий. А играли на ней, как известно их тех же исторических источников, в основном музыканты-скоморохи. Свои песни они исполняли при царском дворе. Более того, некоторые учение считают, что уже в те времена, домра имела несколько разновидностей для составления ансамбля. Одни из них имели очень низкое звучание, другие, напротив, очень высокое.
В народе домра пользовалась небывалой популярностью, ни один праздник не обходился без нее. На Руси в те времена было принято, чтобы народ развлекали домрачеи, гусельники и прочие музыканты. Игра на домре, либо на гуслях сопровождала чтение народных сказаний и былин. Сложение народных песен также не обходилось без участия домры, на ней создавали основной мотив. Из исторических документов стало известно и о налаженном кустарном производстве домр и струн для них, для дальнейшей поставки их ко двору.
Предполагается, что для изготовления домры, из цельного куска дерева выстругивали корпус, к которому крепили гриф, затем натягивали струны. Играли на домре щепкой или перышком, иногда даже косточкой от рыбы.
Вот такая простая конструкция позволила домре широко распространиться на Руси.



К списку новостей