• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

МБУ ДО"Детская школа искусств" Менделеевского муниципального района РТ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423650, Респ. Татарстан, г. Менделеевск, ул. Зеленая, д. 23
Телефон: +7(855)-492-11-33
E-Mail: dshi-mendel_rt@mail.ru
Министерство: Министерство культуры Республики Татарстан
Короткое название: МБУ ДО "ДШИ"
Тип УДО: ХЭН
Руководитель: Абрамова Алия Азатовна
Год основания учреждения: 1967
У нас учатся: 552
У нас учат: 30

Новости МБУ ДО "ДШИ"

Значение музыки в жизни поэта Габдуллы Тукая

Опубликовано: 26.04.2020

 

Музыка сопровождала поэта с раннего детства и до последних дней его жизни. Она была для него и радостью, и печалью, и советчиком в творчестве.

По воспоминаниям современников, маленький Габдулла пел татарские народные песни уже в шестилетнем возрасте. А уже в девяти-десятилетнем возрасте говорил своей сестре Газизе Забировой: "Тетушка, нет ни одной песни, которую бы я не знал". И впоследствии, в период учебы и жизни в медресе "Мутыйгия" г.Уральска, а позже в Казани, музыка сопровождала поэта до последних дней его жизни.

Тукай знал большое число татарских народных песен. Об этом говорит и сборник текстов татарских народных песен "Халык моңнары" ("Народные мелодии"), изданный в 1910 году, и "Тетрадь песен" с записью 29 песен. Именно музыкальность поэта привлекла его внимание к народным песням, глубоко запавшим в его душу. Г.Тукай, будучи от природы музыкально одаренным, можно сказать, состоялся как музыкант еще в детстве, то есть раньше, чем поэт. Самозабвенно любя музыку, он смог глубоко проникнуть в дух татарской народной песенности.

Г.Тукай и татарская профессиональная музыка.

Богатое и разнообразное творчество поэта в дальнейшем явилось богатейшим источником сюжетов и мотивов для создания различных по жанру музыкальных произведений, то есть базой и стимулом для развития татарской профессиональной музыкальной культуры уже в постреволюционное время. Первое музыкальное произведение, связанное с именем поэта и созданное еще до революции - "Марш Тукая" З.Яруллина — положило начало разработке в музыке его тем. На основе сюжетов Г.Тукая создаются оперы, балеты, оратории и кантаты, симфоническая и камерно-инструментальная музыка, вокальная лирика, то есть все жанры профессиональной музыки. Опера "Тукай" Э.Бакирова посвящена памяти поэта (опера не исполнялась). Особенно много произведений и, в первую очередь, молодыми композиторами было создано в год столетнего юбилея поэта, который, как известно, по решению ЮНЕСКО был отмечен во всем мире.

Балеты

На сюжеты произведений Г.Тукая татарскими композиторами созданы три балета. Это - "Шурале" Ф.Яруллина, "Водяная" Э.Бакирова и "Кисекбаш" ("Отсеченная голова") Р.Губайдуллина.

Балет "Шурале" ("Леший") написан Ф.Яруллиным (либретто А.Файзи и Л.Якобсона) по мотивам одноименной поэмы Г.Тукая перед самой войной (1941). Шурале по татарским народным языческим еще преданиям это — однорогий владыка леса. Хотя   в  основу  балета   положена   поэма Г.Тукая, авторы, исходя, по-видимому, из ее сценического претворения, углубили и расширили ее мотивами из татарских народных сказок, связанными с прекрасной девушкой-птицей Сююмбике.

Балет Э.Бакирова "Водяная" (1971, первая редакция под названием "Золотой гребень" — 1957) использует поэму Г.Тукая "Су анасы" ("Водяная") только в прологе, то есть как отправную точку, так как сюжет его очень развит и усложнен.  В него введены Мурза, стражники, Сарви, Алмай, народ (либретто И.Смирнова). Сюжет балета построен на противопоставлении сил реальных и фантастических, которые даны в сложных переплетениях.

В жанре вокально-симфонической музыки заметное место занимает поэма А.Монасыпова "В ритмах Тукая" (1975). Это семичастное произведение, написанное для баритона и оркестра (струнные, ударные, электрогитара и орган). Композитор из огромного и разнообразного поэтического наследия Г.Тукая сумел отобрать наиболее существенные, конечно, ни в коей мере не исчерпав его. Это наиболее яркие произведения, характеризующие поэта с разных сторон и написанные в разные годы.

Кантата для детей И.Якубова "Веселые страницы" (1977) для голоса и фортепиано использует 10 произведений Г.Тукая.

        

Симфоническая музыка

Произведения для симфонического оркестра — наиболее обширная область татарской музыки, связанная с творчеством Г. Тукая. В этом жанре созданы, главным образом, поэмы и частично сюиты. Эти произведения принадлежат известным  композиторам, как Н.Җиганов, М.Музафаров, так и молодым — Р.Ахияровой, М.Шамсутдиновой, Ф.Шарифуллина.

Композитора Н.Жиганова вслед за Ф.Яруллиным также вдохновила поэма Г.Тукая "Шурале". И композитор создает симфоническую поэму "Кырлай" (1946), описанного Г.Тукаем в его сказке. Вдохновленный стихами Г.Тукая, Н.Жиганов предпослал своей поэме описание Кырлая.

Симфоническая поэма М.Музафарова "Тукай" (1957) как программное произведение построено на сопоставлении картины бурного революционного времени 1905-1907 гг., характерного для эпохи Тукая, и темы сиротства поэта. В этом выразилось глубокое сочувствие композитора к трагической судьбе поэта, скончавшегося в двадцать семь лет.

Симфоническая поэма молодого композитора Ф.Шарифуллина "Су анасы" ("Водяная") также создана к столетнему юбилею поэта. Поэма — программное произведение, написанное по одноименной сказке Г.Тукая. Композитора эта сказка привлекла, по-видимому, прежде всего своей фантастикой. Таким образом, изобразительность явилась наиболее сильной стороной поэмы и ей подчинены все средства музыки, гармонические и оркестровые.

Вокальные произведения

Лирика Г.Тукая своеобразна. Она, являясь детищем своего времени, насыщена социальными мотивами. Также она в определенной степени трудна для воплощения музыкальными средствами и требует от композитора гражданственной зрелости и мастерства.

Нужно заметить, что татарские композиторы, каждый в соответствии со своим вкусом, отобрали из богатого наследия Г.Тукая нужные для себя произведения.

К столетию со дня рождения поэта был написан молодым композитором М.Шамсутдиновой вокальный цикл для меццо-сопрано и фортепиано "Песни любви" с использованием лирических произведений Г.Тукая. Цикл оставляет целостное впечатление как по своему сюжету, так и интонационному языку. Композитор раскрыла в музыкальных образах новые страницы из лирики Г.Тукая, представив их в виде целого цикла.

Так, каждый из татарских композиторов, соприкасавшийся с произведениями Г.Тукая в своем вокальном творчестве, сумел найти свой ракурс в богатом наследии поэта

Камерно-инструментальная музыка.

В области камерно-инструментальной музыки пальма первенства принадлежит широко известному "Маршу" З.Яруллина, созданному еще до революции. По воспоминанию педагога и журналиста М.Яхина, этот марш исполнялся шакирдами-учащимися религиозных школ-медресе в день похорон Г.Тукая со словами его стихотворения "Васыятем" ("Мое завещание"). По характеру это - бодрое, жизнеутверждающее произведение.

Фортепианная миниатюра А.С.Ключарева "Шурале" создана по одноименной поэме поэта и воссоздает образ игривого, но злобного лесного существа. Так поэма Г.Тукая "Шурале" получает многократное претворение в разных жанрах.

Струнный квартет №3 "Памяти Г.Тукая" молодого композитора Р.Калимуллина является одночастным программным произведением. Начинающийся с размышления он неоднократно меняет свою эмоциональную окраску, становясь то драматически насыщенным, то созерцательным и т.д.

Квартет получил высокую оценку музыкальной общественности. Он был удостоен 1 премии на Международном конкурсе квартетов в Дрездене в 1987 году.

Заключение.

Таким образом, многие произведения Г.Тукая и, в первую очередь, его поэмы, получили различную интерпретацию в татарской профессиональной музыке. Широк и жанровый диапазон этих произведений — от оперы, балета, симфонической и вокально-симфонической музыки до камерно-инструментальных и вокальных произведений. Их создавали композиторы разного поколения — от маститых до молодых. Это ли не свидетельство многогранности творчества поэта, вдохновившего своим творчеством многих мастеров музыкального искусства! При этом каждый из них раскрыл в этом творчестве какую-то одну грань, воплотив в ней свое индивидуальное его прочтение. Эти произведения, вдохновленные поэзией великого Г.Тукая, вошли в золотой фонд нашей национальной профессиональной музыки

 

 

 



К списку новостей