МБУ ДО"Детская школа искусств" Менделеевского муниципального района РТ
Визитная карточка
Адрес: | 423650, Респ. Татарстан, г. Менделеевск, ул. Зеленая, д. 23 |
Телефон: | +7(855)-492-11-33 |
E-Mail: | dshi.mend@tatar.ru |
Министерство: | Министерство культуры Республики Татарстан |
Короткое название: | МБУ ДО "ДШИ" |
Тип УДО: | ХЭН |
Руководитель: | Абрамова Алия Азатовна |
Год основания учреждения: | 1967 |
У нас учатся: | 552 |
У нас учат: | 30 |
Новости МБУ ДО "ДШИ"
Композитор Салих Замалетдинович Сайдашев
Опубликовано: 17.04.2020
Начинаем курс лекций посвяшенные 100 лет ТАССР. Выдающиеся деятели культуры ТАССР. Композиторы Татарстана. Сегодня хотелось вам рассказать о композиторе Салихе Замалетдиновиче Сайдашеве.
В истории татарской музыки Салих Сайдашев (1900-1954) занимает особое место. С его именем мы часто связываем такие определения, как «первый», «основоположник», «новатор». Имя этого композитора слоено излучает особое сияние, освещающее путь татарского искусства».
В.Р. Дулат-Алеев, доктор искусствоведения,
проректор по научной работе, зав. кафедрой истории
музыки
Салих Замалетдинович Сайдашев родился 3 декабря 1900 г. в Казани в семье городских ремесленников, в недавнем прошлом выходцев из крестьян средней руки Высокогорского района Татарстана. Окончил медресе и начальную русско-татарскую школу, в 1914—1917 годах учился в Казанском музыкальном училище по классу фортепиано. Благотворное влияние на становление личности композитора оказала атмосфера семьи его родственника Ш.Ахмерова, где он воспитывался, будучи сиротой. Ш.Ахмеров, книгоиздатель и педагог по роду своей деятельности, общался с видными деятелями татарской культуры - Ф.А.Амирханом, Г.Ибрагимовым, Г.Кариевым и другими.
Неизгладимое впечатление оставило на подростке Салихе знакомство и общение с великим Г.Тукаем в последний год его жизни. Годы революции формируют С.Сайдашева прежде всего как организатора музыкального дела в Буинске, Оренбурге, куда он попал в качестве добровольца Первой Армии Туркестанского фронта в 1919 г. В армии Сайдашев выполнял различные обязанности музыканта - от корнетиста и капельмейстера оркестра до руководителя музыкальной части драматической труппы и концертмейстера. Демобилизовавшись по болезни, Сайдашев в 1921 г. становится заведующим Восточной музыкальной школой в Оренбурге, где создает первые свои сочинения, продолжая углублять и свое музыкальное образование. С 1922 года С.Сайдашев по приглашению Наркомпроса ТАССР становится заведующим музыкальной частью и дирижером оркестра Татарского драматического театра "Красный Октябрь” в Казани. Наиболее интенсивными для его творчества явились 1922-1932 годы, когда он сделал музыкальное оформление многих спектаклей в Татарском театре. Среди них драмы и комедии К.Тинчурина ("Казанское полотенце", "Угасшие звезды", "Голубая шаль", "На реке Кандр"'), поэта Ф.Бурна-ша ("Старик Камали", "Тагир и Зухра", "Молодые сердца", "Хусаин Мирза"), М.Файзи ("Вдоль берегов реки Урал", "Талиябану", "Возлюбленная"), Т.Гиззата ("Мониста.",. "Наемщик"), А.Кутуя ("Свояченица", "Нянькеджан", "Девушки в калфаках", "Сизый голубь"), Г.Минского ("Шлем") и др. Сайдашев в содружестве с драматургами К.Тинчуриным, Т.Гиззатом и другими авторами явился создателем нового для татарской музыки жанра - музыкальной драмы, первой из которых стала мелодрама К.Тинчурина "Голубая шаль" (1926). Сайдашев сумел татарские народные мелодии связать с формами европейской музыки, создав развитые вокальные арии, песни и хоры, а также инструментальную музыку в виде увертюр к спектаклям ("Галиябану", "Угасшие звезды") и симфонические сюиты из танцев ("Восточный балет" из драмы "Тагир и Зухра"). Богатый мелодический дар и дар импровизатора снискали Сайдашеву большую популярность. С 1934 года он вместе с группой татарских музыкантов обучался в Татарской оперной студии Московской консерватории. По возвращении в 1938 году в Казань продолжает творческую деятельность и создает музыку к драматическим спектаклям Т.Гиззата ("Бишбуляк". "Священное поручение", "Заря"). Х.Фатхуллина ("Очи"), Г.Насретдинова ("Дорогие минуты"), Г.Камала ("Милая Хафиза" совместно с композитором М.Юдиным) и др., работает над второй редакцией драмы "Наемщик".
Последние полтора десятилетия жизни композитора были омрачены незаконными репрессиями ряда его друзей, в том числе и К.Тинчурина. Упразднение в 1948 г. в театре музыкальной части и оркестра также не способствовало творчеству композитора. Одним из последних сочинений Сайдашева явился балет "Гюльнара", созданный по восточным мотивам. Лебединой песнью стало произведение С.Сайдашева "Песни мои" на слова М.Джалиля из "Моабитских тетрадей", где композитор вторит поэту в том, что и его жизнь была полностью отдана народу.
С.Сайдашев в своем творчестве проделал работу, адекватную деятельности многих поколений композиторов, если сравнить с другими культурами. Он с полным основанием может быть назван основоположником татарской профессиональной музыки. Все это и обусловило народность в полном смысле этого слова музыкальных образов, созданных великим композитором, и доступность их широким слоям общества. Этим и только этим можно объяснить неувядаемость и долгую жизнь музыки Салиха Сайдашева и музыкальных образов, им созданных. Как чуткий композитор, он сумел выразить в полной мере дух своего времени. И в этом - бессмертие его музыки.
К списку новостей