МБУ ДО"Детская школа искусств" Менделеевского муниципального района РТ
Визитная карточка
Адрес: | 423650, Респ. Татарстан, г. Менделеевск, ул. Зеленая, д. 23 |
Телефон: | +7(855)-492-11-33 |
E-Mail: | dshi.mend@tatar.ru |
Министерство: | Министерство культуры Республики Татарстан |
Короткое название: | МБУ ДО "ДШИ" |
Тип УДО: | ХЭН |
Руководитель: | Абрамова Алия Азатовна |
Год основания учреждения: | 1967 |
У нас учатся: | 552 |
У нас учат: | 30 |
Новости МБУ ДО "ДШИ"
Скрипка – это красота формы
Опубликовано: 13.04.2020
Скрипка – это красота формы
Создана по образу и подобию ... человека. Почему? А давайте посмотрим... сначала на внешность. Ни один инструмент не сравнится с ней в этом. Она красива не красотой вещи, а красотой человека. Причем речь идёт не только о сходстве очертаний скрипки с женской фигурой. Это общий принцип пластики линий и пропорций. Свой современный вид скрипка обрела в эпоху Возрождения, именно тогда, когда тело женщины изображалось особенно женственным и пропорциональным. Та же музыка линий, гармоничность и покой вечной женственности.
А если копнуть еще глубже, Скрипка - фактически, музыкальный клон человека. Об этом говорят названия её частей. У неё есть "головка" (другое название - "завиток") и "шейка", которую охватывает рука скрипача:
"Шейка" переходит в корпус скрипки. По-английски корпус "body" - тело. У неё есть "спина" - back, "живот" - belly (по-русски их называют верхней и нижней деками) и "рёбра" - ribs (у нас они называются обечайками). Посередине у скрипки изящная "талия", а внутри - душа. Внутри скрипки есть маленькая, но чрезвычайно важная еловая палочка-распорка, от которой зависит звук скрипки. Если её убрать, скрипка будет звучать, как пустая деревянная коробка. На многих языках она так и обозначается - "душа". А по-русски звучит в ласково-уменьшительном варианте - "душка".
Звучание скрипки - это пение, голос. У неё поюще-говорящий, "очеловеченный" звук: он обладает трепетностью, вибрацией, свойственной человеческому голосу, способностью менять окраску, звучать с разной эмоциональной окраской - сердито, нежно, ласково, жалобно, ярко или едва слышно, так же как и голос человека
Скрипки, как и люди, имеют свои имена и фамилии. Это, конечно, касается заслуженных, старых и очень дорогих инструментов знаменитых скрипичных мастеров.
Их называли по фамилиям их великих владельцев-скрипачей или изготовителей. Например, есть скрипки работы Страдивари под названием "Крейцер", "Виотти", "Ойстрах". Некоторые названы в честь знатных особ: "Lady Blunt", «Lady Tennant», «Lady Harmsworth», «Lord Newlands". Это расписное совершенство принадлежало в 18 веке некому сэру Самуэлю Хеллиеру, и носит его имя - "Hellier".
Есть легендарные скрипки, называющиеся «Мессия» , «Дева» , «Спящая красавица», «Дельфин» «Император», «Тициан».
Вот эта скрипка работы Гварнери, на которой играл Паганини, знаменитая "Пушка".
Скрипка - абсолютно совершенный инструмент, причём, пика своей музыкальной формы она достигла ещё в 17 веке. За эти 400 лет утекло много воды и полностью обновился музыкальный инструментарий. Ушли в прошлое изысканные клавесины и клавикорды, было забыто целое семейство благородных виол, сверх популярные когда-то лютни, бассетгорны, изменились до неузнаваемости барочная гитара, кларнет, флейта. Всё, на чём музицировала Европа в 16-17-18 веках:
Кроме скрипки. Она по-прежнему царствует на правах самого идеального инструмента, созданного когда-либо руками человека, может быть потому что она наиболее человечна?
Как объясняется то, что скрипка развивает ум и воображение
Игра на скрипке (особенно виртуозная, связанная с изощренной техникой левой руки) раскрывает в человеке творческие способности, которые применять потом можно в любом деле. Скрипка дарит человеку мощное воображение и гибкость ума, увеличивает способность к творческим озарениям, развивает интуицию.
Это никакая не мистика, этот факт объясняется научно.
Дело в том, что когда мы играем на скрипке какую-нибудь виртуозную вещь (что-нибудь из Паганини, к примеру), мы делаем множество быстрых, точных движений пальцами левой руки.
Между тем любой психолог или биолог вам подтвердит, что если человек будет изо дня в день разрабатывать пальцы рук, развивать мелкую моторику — это напрямую будет влиять на работу мозга, ускорит протекающие к мозгу процессы. Причем есть одна тонкость. Правая рука активизирует работу левого полушария мозга (отвечающего за логические способности): ее лучше тренировать математикам и всем людям, связанным с точными науками. А левая рука связана с правым полушарием, «специализация» которого — образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях, не говоря уже об искусствах.
Спортивные психологи знают об этой особенности человеческого организма и используют ее при подготовке олимпийских чемпионов. Например, в книге спортивного психолога Р. Загайнова «Проклятье профессии» рассказывается о шахматистке, которая перед ответственным матчем специально готовилась — сжимала и разжимала пальцы правой руки, чтобы активизировать работу левого полушария мозга.
Так что наша техника левой руки, все эти пассажи, двойные ноты и прочее, что можно найти в виртуозной скрипичной музыке — крайне полезная штука. Они созданы не просто для творческого удовольствия. Они для того, чтобы придать мозгу «ускорение», придать играющему «волшебные» или «мистические» способности, как сказали бы несколькими веками ранее.
Вероятно, отсюда вытекают многочисленные мифы и легенды о «волшебной» скрипке. Отсюда же — расхожее, вредное и неправильное представление о том, что якобы скрипачи-виртуозы (тот же Паганини — яркий пример) как-то были связаны с потусторонними силами.
Знаменитые персонажи (вымышленные и реальные), увлекавшиеся скрипкой
Занятия скрипкой отлично развивают мозги. Играя на скрипке какую-нибудь (даже самую невинную) пьесу, человек может случайно решить некую сложную интеллектуальную задачу, на первый взгляд никак не относящуюся к скрипке и вообще к музыке.
Это свойство скрипки прекрасно было известно Шерлоку Холмсу. Согласно Конан Дойлу, сыщик играл на скрипке, когда ему надо было что-то обдумать.
Шерлок Холмс (Ливанов)
Скрипичная тема проходит через многие холмсовские сюжеты. Скрипка — настолько важный момент в биографии легендарного (хотя и вымышленного) сыщика, что без нее не обошелся даже музей на Бейкер-стрит в Лондоне: среди прочих экспонатов там хранится «скрипка Холмса».
Музей Шерлока Холмса был бы невозможен без скрипки
Не только вымышленным, но и реальным интеллектуалам скрипка помогала решать сложнейшие задачи.
Пожалуй, самый известный физик — Эйнштейн — был страстным скрипачом.
Он не раз говорил о том, что если бы он не занялся наукой, то наверняка стал бы музыкантом. Занятия скрипкой он не оставлял всю жизнь, играя сонаты и квартеты попутно с совершением открытий в науке.
Значение этих скрипичных занятий, на первый взгляд не связанных с идеями и теориями Эйнштейна, огромно; мы просто не можем оценить его как следует, потому что наши знания в том, что касается связи вещей друг с другом, пока ограничены.
Но уже сейчас говорят о том, как скрипичный способ мышления повлиял на то, как Эйнштейн действовал в науке; сам ученый не раз повторял: лучший способ объяснять физику — делать это, пользуясь терминами из мира музыки.
(Вот, кстати, и еще один прекрасный пример того, что не надо разделять «физиков» и «лириков» и что одно на самом деле не мешает, а помогает другому).
К списку новостей