• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад села Чишма-Баш"/Татарстан республикасы Кукмара муниципаль районынын "Чишмәбаш авылы балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, Кукморский район, с. Чишма-Баш
Телефон: 89172829061/89393340164
E-Mail: Kuk.Chishme-Bash@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад с.Чишма-Баш"
Руководитель: Фахрутдинова Гульназ Рафиковна
Год основания учреждения: 1990
У нас учатся: 30
У нас учат: 3

Советы от музыкального работника

Совет от музыкального руководителя

Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются не в музыкальной школе, а преимущественно дома, в семье и очень часто это происходит в игре, а не в учёбе. Превратите свои домашние занятия музыкой в игру, радость от встречи с ней. Конечно, всегда есть вероятность того, что истинный талант сумеет проявить себя и в самой равнодушной к музыке семье. И наоборот, ребёнок может не проявлять никакого интереса к искусству, несмотря на все старания родителей. Однако время, проведённое с ребёнком в совместных домашних музыкальных занятиях, имеет самостоятельную ценность, потому что оно будет счастливым и даст членам семьи ещё одну возможность почувствовать любовь друг к другу.

Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.

Все мамы могут прекрасно петь для своих детей. Но не все мамы поют. Некоторые стесняются это делать, т.к. считают, что у них нет голоса, что им «медведь на ухо наступил». Но как считает С.Лупан, автор книги «Поверь в своё дитя», важно не то, как поёт мама (чисто или фальшиво), гораздо важнее для ребёнка сам родной мамин голос и настроение, с каким она исполняет песню. Задача мамы – показать ребёнку, как это замечательно – уметь петь. Маме нужно «заразить» пением своего малыша. Конечно, ребёнок должен слышать и чистое, правильное пение, например, в записи. А маме можно пояснить, что она не всегда поёт правильно, но зато она так любит музыку, пение. 

Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вместе с ним. Конечно, это, во-первых, должны быть песни интересные в художественном отношении, а, во-вторых, доступные пониманию ребёнка и его голосу. Но доступные – не значит примитивные. Безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Это истинная музыка и удивительная поэзия. Приемлемы и авторские произведения при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важный момент. К сожалению, в имеющемся на сегодняшний день музыкальном репертуаре не так уж много произведений, которые отвечают этому требованию. Можно использовать классическую музыку, современные детские песни таких авторов, как В.Шаинский, Е.Крылатов, Е.Зарицкая, Е.Поплянова и других, песни для взрослых преимущественно прошлых лет.

Хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. Исполняя песни в семейном хоре, старайтесь не заглушить голос малыша.

Пение с детьми и для детей помогает решать многие задачи:
• создавать у детей определённый эмоциональный настрой: приподнятый, радостный,
или, напротив, спокойный, умиротворённый;
• устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
• развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
• углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.

Задачу формирования у ребёнка эстетического вкуса и приобщения к мировой музыкальной культуре решает слушание музыки. Прежде чем включить магнитофон или плеер с музыкой, которую вы хотите предложить ребёнку, вам стоит:
- прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам, и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему;
- по возможности прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;
- постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несёт та или иная музыка и «о чём хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть просто слушают музыку.

Слушать музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.

Хорошо, если в вашей домашней библиотеке появятся книги о музыке и музыкантах, которые можно рассматривать и читать вместе с детьми.

Вы можете организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр нужны будут детские музыкальные игрушки и инструменты: колокольчики разных размеров, бубны, барабаны, погремушки, музыкальные молоточки, металлофон, треугольник, дудочки и свистульки. Эти игрушки и инструменты можно купить.    Купив игрушку или инструмент, обязательно хорошо ознакомьтесь с ним: как он устроен, что он «умеет».

Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы, каждый из которых имеет свой «голос»:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами;
- шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических, бусин, косточек, колокольчиков;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обёрточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки из дерева разных пород;
- сосуды с разным количеством воды;
- перевёрнутые детские формочки, кастрюли, вёдра, по которым можно ударять;
- нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребёнок сам мог менять силу их натяжения;
- свистки и дудочки из глины и дерева.

Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с другой стороны. Знакомить со звучащими игрушками нужно постепенно, а не сразу со всеми. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

Попробуйте вместе с детьми послушать звуки разного тембра. Договоритесь, кто будет начинать, обсуждайте поочерёдно, что вы услышали. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку, например: звонкий, светлый, мягкий, резкий, глухой, тёмный. Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребёнку, а потом спросите, почему она понравилась ему. По ответу можно судить, какие звуки его привлекают.

Поиграйте в игру «Лесное эхо». В этой игре ребёнок научится производить звук, определённый по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо, как оно отвечает на ваши громкие звуки. Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, у того, кто отвечает, - тихо: ведь это эхо отвечает. Затем можно обменяться ролями и игрушками.

А можно устроить и такие игры: «Музыка звёзд», «Гроза», «Ветерок и ветер». Пусть сначала дети представят соответствующую картину. Как изобразить её звуками? С помощью каких инструментов или игрушек? Пусть дети внимательно вслушаются в окраску звуков, поищут, поэкспериментируют. Пусть взрослые начинают, а дети продолжают.

Экспериментирование со звуками стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков; расширяет способность к различению звучания разных инструментов и предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности; развивает мелкую моторику кистей рук; формирует чувство ритма.

Всегда нужно помнить, что без творчества невозможно полноценное развитие личности ребёнка. В формировании творческих способностей большое значение имеет музицирование: импровизация в песне и танце, подбор аккомпанемента (сопровождения), сочинение музыки. И здесь родители во многом могут помочь детям.

Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребёнка проявляется в пении. А поводом для неё может стать что угодно. Например, вы купили ребёнку игрушку, и он запел от радости. Прислушайтесь – слова и музыка собственного сочинения. Песня льётся легко и свободно. Это истинное творческое самовыражение, которое надо всячески поощрять.

Как стимулировать детское песенное творчество? Дети любят выполнять задания. Предложите им сочинить музыку к небольшому стихотворению или придумать слова к несложной мелодии песенного характера. Кроме того, ребёнок с удовольствием примет участие в разговоре, где нужно не говорить, а петь, самому придумывая мелодию. Например: «Что ты делаешь?» - «Играю». – «Как?» - «В мяч». В дальнейшем такие разговоры приобретают всё более развёрнутый характер.

Большие возможности для развития творческих способностей детей имеются в занятиях танцами. Музыка тесно связана с движением. Она придаёт движениям определённый характер. Но и движения в свою очередь помогают лучше воспринимать музыку. Импровизация в танце лучше всего проявляется в играх. Вот примеры некоторых таких игр. Изобразите под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, клоунов и т.п.  Придумайте интересные танцевальные движения под русский перепляс, под вальс. Как станцевали бы эти танцы сказочные герои – лисичка, зайчик, медведь и др. В таких играх дети учатся владеть своим телом, двигаться под музыку, в них развиваются артистизм, творческие способности.

Хорошо стимулирует детское творчество подбор аккомпанемента (сопровождения). Сначала это может быть ритмический аккомпанемент. Например, ребёнок поёт и сопровождает пение, ударяя в ладоши. Можно попросить ребёнка подобрать инструменты по тембру для сопровождения того или иного куплета, строки песни (по смыслу, по настроению).

Важный метод стимулирования детского сочинительства – личный пример взрослых. Вы начинаете импровизацию и просите детей продолжить. Подобные методы использовал Л.Толстой в яснополянской школе, развивая у учеников творческие навыки.

Побуждает к творчеству и использование других видов искусства, например, живописи. Покажите детям репродукцию картины и попросите рассказать, какое настроение она вызывает. Предложите сочинить музыку, которая бы соответствовала этому настроению. Используйте при этом один или несколько музыкальных инструментов, игрушек. И наоборот, попросите нарисовать картину, слушая ту или иную музыку.

Важная форма музицирования – семейные концерты. Дети не очень-то любят быть солистами. Куда приятнее выступать в ансамбле с мамой, папой или бабушкой. У таких концертов большие возможности: аккомпанемент песни, сопровождение танца, совместное пение, семейный шумовой оркестр.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-либо спеть или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться. Помните, развивая музыкальные способности ребёнка, вы стимулируете развитие и всех других