Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад №88" Кировского района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420078, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Яна Юдина, 1 |
Телефон: | +7(843)-294-39-47 |
E-Mail: | Ds88.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад №88" Кировского района г.Казани |
Руководитель: | Соловьёва Алевтина Юрьевна |
Год основания учреждения: | 1983 |
У нас учатся: | 272детей,из них 65 детей с ТНР |
У нас учат: | 27 педагогов |
Учимся читать
Учимся читать буквы, слоги, слова и предложения.
I. Буквы или звуки
Прежде всего обратите внимание на то, что при обучении чтению дошкольника нужно делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить ребенка говорить [б], а не [бэ] и т.д.
Пугаться же того, что Ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв не стоит – через 2-3 года, пойдя в первый класс и уже умея прилично читать, он без труда выучит требуемые имена букв.
При изучении алфавита вовсе не обязательно заставлять малыша заучивать все 33 буквы. Для начала достаточно освоить 15-20 наиболее употребляемых букв: обязательно несколько гласных (А, О, У, И, Ы, Э) и несколько согласных (Б, В, Г, З, К, Л, М, Н, П…). Уже этого набора будет вполне достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы «подтянуться» позже.
II. Слоги с фиксированной гласной
Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв. Здесь важно учесть несколько тонкостей.
Сначала осваиваются только слоги вида согласная + гласная, т.е. БА, НО, ГУ и т.д.
Поскольку слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать слоги только с гласными А, О, У, И, Ы, Э.
Прежде чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их «в уме». Говорите малышу: «Б, А - что получится? Правильно, БА!» и т.д. (Не рекомендуем говорить: «Б и А – что получится?» Союз и будет мешать малышу правильно соединять буквы в слоги.) После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге.
Стремитесь к тому, чтобы Ваш ребенок в конце концов читал слоги сразу, а не по буквам.
Для того чтобы облегчить маленькому ученику работу, сначала предлагайте читать ему «в уме» только слоги с одной фиксированной гласной: БА, ВА, ГА…
Когда этот этап будет пройден, переходите к слогам с другой фиксированной гласной: БО, ВО, ГО…
Обратите внимание на частоту и продолжительность занятий. Одно занятие с детьми 3-4 лет не должно превышать 10 минут. В этом возрасте даже не обязательно заниматься каждый день. Тем не менее, старайтесь не делать большие перерывы (больше 4 дней) в занятиях. С детьми 5-6 лет занимайтесь не больше 15-20 минут за одно занятие.
III. Слоги с первой гласной.
Слоги с первой гласной – АБ, АВ, ОГ, УГ и т.д. (назовем их обратными) дети очень часто, особенно на первых порах, читают наоборот, т.е. вместо слога АБ – слог БА, вместо ОГ – ГО и т.д. Не расстраивайтесь, постепенно все образуется. Каждый раз мягко поправляйте ребенка.
Обратите особое внимание на дикцию Вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте дефекты речи (трудности со звуками Р, Л, Ж, Ш и т.д.) будут мешать чтению. Поэтому желательно в этих случаях обратиться к логопеду.
Слоги с гласными Е, Ё, Я, Ю Слоги с этими гласными даются детям труднее. Это связано с тем, что при произнесении каждой из них мы фактически произносим два звука: Ё = [Й]+ [О], Я = [Й]+ [А] и т.д.
Читая слоги, не забывайте время от времени возвращаться к предыдущему разделу для повторения и закрепления. Можно самим писать слоги на бумажке, предлагая их затем для прочтения ребенку. Это особенно удобно делать в дороге иди гостях, когда под рукой нет книги. Не забывайте только, что надо писать больше печатные буквы.
Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве еще одного «ученика» любимую игрушку (куклу, медвежонка) вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в урок. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог: Вы, Ваш ребенок или кукла (при этом, конечно, Вам нужно поддаться, а за куклу говорить другим голосом.)
IV. Простые трехбуквенные слова
Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам. Однако читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Поэтому, например, слова КО-Т, КИ-Т, СО-Н и т.д. можно предлагать ребенку для чтения даже в том случае, если он еще на читает слоги сразу. Переходите к чтению по горизонтали – сначала ребенок пусть читает слова в первой строчке, затем во второй и т.д.
Предложите ребенку следующую игру со словами. Возьмите 5-6 карточек. Напишите на каждой трехбуквенное слово, обозначающее игрушку, которая есть у вашего ребенка: КО-Т, ПЁ-С, ЛЕ-В и т.д. Попросите малыша положить карточки около соответствующих игрушек.
V. Чтение слов из четырех и более букв
Для чтения слов, состоящих из нескольких букв, ребёнок должен читать слоги сразу, а не буквами. В противном случае чтение будет неэффективным и утомительным. Поэтому, прежде чем переходить к более сложным, двух- и трёхсложным словам, убедитесь, что малыш уверенно и сразу читает слоги.
По возможности помогайте своему ребенку. Иногда можно прочесть первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй слог и догадаться, что это за слово получилось.
Предварительно, как и раньше, отрабатывайте чтение по слогам «в уме» и только потом переходите к чтению написанного.
Старайтесь разнообразить упражнения для чтения. В частности, весьма полезен бывает такой способ. Читая ребенку какую-нибудь книжку, остановитесь на самом интересном месте и попросите прочитать следующее слово, сославшись на усталость глаз и т.д. Например, вы читаете: «И тут Буратино закричал…» «Ой, а что же он закричал, никак не могу прочитать, скорее помоги мне…Правильно! Он закричал Караул!» Или можно сделать следующее. Напишите на листке бумаги слово и попросите ребенка его прочитать. А затем нарисуйте на листочке соответствующую картинку. Детям очень нравится наблюдать, как прочитанное ими слово тут же «проявляется» в виде картинки.
VI. Чтение предложений
Убедившись, что Ваш ребенок более или менее неплохо читает двух- и трехсложные слова, можно переходить к чтению несложных предложений. Не утомляйте ребенка. Занятие нужно вовремя остановить, даже если он сам хочет продолжить чтение, 15-20 минут это предел.
Чаще поощряйте ребенка, просите помочь вам прочитать ту или иную фразу (с крупными буквами!) в газете, книге, на объявлении и т.д. Рекомендуем и такой прием. Напишите большими печатными буквами записку из двух-трех несложных предложений Вашему малышу от имени любимого героя. Скажите, что ему пришло письмо от Карлсона или другого персонажа. Но прочитать должен он сам, так как Вы чужих писем не читаете. Иногда можно спрятать что-нибудь вкусное (конфету, банан) и написать на бумажке, где это находится. Например, «Это лежит на диване» или «Приз у дедушки». Как правило, дети с удовольствием играют в такую игру с поиском клада.