• С 01.06.2025 почтовые ящики @edu.tatar.ru будут отключены.
    Просим вас сохранить все необходимые данные/документы и перейти на иные (отечественные) почтовые сервисы.
    Коллеги, не путайте с почтой @tatar.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №29 «Золотая рыбка» Елабужского муниципального района/Алабуга муниципаль районы 29-нчы «Алтын балык» катнаш төрдәге балалар бакчасы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423600, Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, ул. Интернациональная, д. 7
Телефон: +7(855)-573-71-13
E-Mail: Ds29.elb@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №29 "Золотая рыбка"
Руководитель: Кавиева Фарида Фаизовна
Год основания учреждения: 1988
У нас учатся: 190 воспитанников, из них иностранные граждане - 0
У нас учат: 22 педагогов. Язык обучения - русский

Значение плавания для детей,/ Балалар өчен йөзүнең файдасы.

 

                     Особенности  развития  детей                                                        

Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании ребен­ка — содействует разностороннему физическому развитию, стиму­лирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательно­го аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

Тренерам и специалистам, ведущим занятия с детьми в бассей­нах, следует знать особенности физиологии и анатомии ребенка.

Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жиз­ненно важные системы детского организма.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста сращение частей решетчатой кости и затылочной (основной) кости обеих половин черепа, окостенение слуховых проходов и носовой пере­городки не завершены. Между костями черепа еще сохраняются хрящевые зоны, так как продолжается формирование головного мозга. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при проведении физических упражнений и занятий по плаванию, по­тому что даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести к травмам.

Активно развивается позвоночник ребенка. Химический со­став и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливают его высокую эластичность и подвижность. Пра­вильное и своевременное укрепление костной системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно пред­упредить плоскостопие.

Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его ске­лет, несовершенна. Мышцы составляют лишь 20—22% от веса всего тела. У дошкольников мышечная система развивается не­равномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверх­ности бедер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идет развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка.

Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно харак­терно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гиб­кость позвоночника . Следовательно, плавание является сред­ством профилактики и лечения нарушений осанки.

У ребенка дошкольного возраста (по сравнению с периодом новорожденности) размеры сердца увеличиваются в 4 раза, что приводит к интенсивному формированию сердечной деятельно­сти. Усиление сердечной деятельности у ребенка происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Небольшой объем сердца, малая величина выброса крови в единицу времени не позволяют детскому организму увеличить потребление кисло­рода, однако сердечная мышца ребенка обильно снабжается кро­вью за счет широких просветов сосудов и быстрого кровообра­щения. Расширяют функциональные возможности сердца детей также хорошая эластичность сосудов и невысокий уровень арте­риального давления. Поэтому в данном возрасте сердце сравни­тельно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относится и плавание.

При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое , отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благопри­ятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка . В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желу­дочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность ра­ботать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения .

У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути относительно узки, а так как слизистая оболочка богата лим­фатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях ды­хание детей быстро нарушается. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловли­вают частое и неглубокое дыхание. Ритм его у детей неустойчив и легко нарушается. К тому же поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в легких ребенка.

Рядом исследований  доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функцио­нальных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный мо­мент. В отличие от обычного, двухфазного, в воде осуществля­ется дыхание трехфазное: вдох, задержка на вдохе, выдох в воду. При этом вдох гораздо короче, чем выдох. Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруд­нен тем, что он выполняется в воду. Все это увеличивает на­грузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступ­ление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

Нервная система в этот возрастной период также претер­певает существенные изменения. Особенно интенсивно разви­ваются большие полушария мозга, в частности, лобные доли. Это сопровождается сложной перестройкой мозговых микро­функциональных отношений, что свидетельствует о готовности мозговых структур к осуществлению психической деятельности и выполнению упражнений, относительно сложных по коор­динации движений.

Изменения происходят и в основных нервных процессах. Так, увеличивается возможность тормозных реакций. Это по­вышает способность ребенка подчинять свое поведение внеш­ним требованиям — теперь он может сознательно удерживать­ся от нежелательных поступков.

В результате систематических занятий плаванием увеличива­ются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, от­чего ребенок становится более уравновешенным, лучше контро­лирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке .

Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению пи­тательных веществ детским организмом. После занятий про­цессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ре­бенка улучшается аппетит.

Рекомендуемая специалистами температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребенка, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают  благотворный  закаливающий эффект. При вхожде­нии в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что спо­собствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кро­веносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются и повышается температура тела. В результате ре­гулярных занятий плаванием и постепенного снижения тем­пературы воды от занятия к занятию время приспособи­тельной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эф­фект закаливания. В свою очередь, закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внеш­ней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык — базовое движение в пла­вании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место за­нимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий пла­ванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения школьной программой.

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное пси­хологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Но, впервые попав в воду, ребенок чувствует себя неуверенно, скованно, поэтому со стороны педагога (тренера, преподавателя) требуются такт и участие, чтобы не вызвать страх и неприязнь к воде. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные

с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодо­левать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно ор­ганизованные занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисцип­линированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиеничес­кие навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рас­сматривать как эффективное средство нормального развития ре­бенка.