Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №29 «Золотая рыбка» Елабужского муниципального района/Алабуга муниципаль районы 29-нчы «Алтын балык» катнаш төрдәге балалар бакчасы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе
Визитная карточка
| Адрес: | 423600, Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, ул. Интернациональная, д. 7 |
| Телефон: | +7(855)-573-71-13 |
| E-Mail: | Ds29.elb@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №29 "Золотая рыбка" |
| Руководитель: | Кавиева Фарида Фаизовна |
| Год основания учреждения: | 1988 |
| У нас учатся: | 181 воспитанников, из них иностранные граждане - 0 |
| У нас учат: | 23 педагогов. Язык обучения - русский |
Детские страхи./ Баладагы курку.
Существует несколько причин возникновения страха.
Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".
Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже.
Виды страхов
Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.
Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Советы педагогам: что делать, если ребенок боится
- Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
- Следует поговорить с воспитанником о его страхах. Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" – "нет" или "боюсь" – "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а также не стоит зачитывать список страхов с листочка.
- Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
- Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.
- Нарисовать страх – это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
- Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.
- Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
- Все виды коррекции стоит применять в комплексе.
Норма страхов для дошкольников
|
Страх |
Возраст, лет |
|||||||||
|
мальчики |
девочки |
|||||||||
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 (дошк.) |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 (дошк.) |
|
|
Остаться дома в одиночестве |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
Нападения |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
Заболеть, заразиться |
|
|
V |
|
|
|
|
V |
|
|
|
Умереть |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
Смерти родителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чужих людей |
V |
|
|
V |
|
V |
|
|
V |
V |
|
Потеряться |
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
|
Мамы и папы |
|
|
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
|
Наказания |
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
Бабы-яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т. д. |
V |
V |
V |
|
|
V |
V |
|
|
|
|
Страшных снов |
|
V |
|
V |
|
|
V |
V |
|
V |
|
Темноты |
V |
V |
|
V |
|
V |
V |
|
|
V |
|
Животных |
|
V |
|
V |
|
|
|
V |
|
|
|
Транспорта |
|
|
V |
|
|
|
|
V |
|
|
|
Стихийных бедствий |
V |
|
|
|
V |
|
|
V |
|
V |
|
Высоты |
|
|
V |
|
V |
|
|
|
V |
V |
|
Глубины |
|
|
|
|
V |
|
|
|
V |
V |
|
Маленьких тесных помещений |
|
|
|
|
V |
V |
|
V |
|
|
|
Воды |
|
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
|
|
Огня |
V |
|
|
|
|
V |
V |
|
|
V |
|
Пожара |
|
V |
|
|
V |
|
V |
|
|
|
|
Войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
Больших помещений, улиц |
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
Врачей |
V |
|
|
V |
|
V |
|
|
V |
|
|
Уколов |
V |
|
V |
|
|
V |
|
|
V |
V |
|
Боли |
|
|
|
|
V |
|
|
V |
V |
|
|
Резких, громких звуков |
V |
V |
|
|
|
V |
V |
|
|
|
Конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет
Задачи:
- помочь детям справиться с собственными страхами;
- обучить методам релаксации и саморегуляции;
- переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить;
- с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;
- повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.
Ход занятия:
Знакомство. Игра "Ласковое имя"
Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт.
Педагог-психолог:
Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.
(Дети выполняют упражнение.)
Упражнение "Иголка и нитка"
Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение.
(Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего.
Первый ребенок – "иголочка". Он бегает, меняя направление.
Остальные – "нитка" – бегут за ним, стараясь не отставать.)
Игра "Чужие рисунки"
Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
(Каждый ребенок рисует свой страх.
Педагог-психолог вывешивает рисунки на доске.
Дети рассматривают их и по очереди рассказывают,
что они нарисовали и чего боятся.)
Игра "Боюська"
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
(Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тот
или иной страх ("боюську") и передать мяч следующему.)
Прощание
Педагог-психолог и дети прощаются, вспоминая, что интересного было на занятии.
Источник: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения"















