• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

  • Главная
  • Организации по районам
  • Дрожжановский
  • Школы
  • МБОУ "Стародрожжановский многопрофильный лицей" Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Татарстан Республикасы Чүпрәле муниципаль районы "Иске Чүпрәле куппрофильле лицей" муниципаль бюджет белем бирү учреждениесе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Стародрожжановский многопрофильный лицей" Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: Республика Татарстан, Дрожжановский район, село Старое Дрожжаное, улица Газовая, дом 17
Телефон: +7(843)-752-21-98
E-Mail: S2.Drz@tatar.ru, cdoschN2@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Стародрожжановский многопрофильный лицей"
Руководитель: Маркова Наталия Николаевна
Год основания учреждения: 2003
У нас учатся: 149 обучающихся
У нас учат: 23 учителя

Новости МБОУ "Стародрожжановский многопрофильный лицей"

Итоговое сочинение

Опубликовано: 05.12.2023

Начало экзамена
1. Грамотно выбрать тему
Темы сочинений станут известны за 15 минут до экзамена. Если вы сомневаетесь, то эксперты советуют брать ту тему, которая дана в виде вопроса, а не цитаты или назывного предложения. Ответить на поставленный вопрос, то есть сформулировать тезис и написать сочинение-рассуждение по нему, проще, а вероятность логических ошибок меньше.
При этом брать нужно не ту тему, которая понравилась, а ту, на которую получится привести хорошие примеры из произведений. В отличие от открытых направлений, они будут гораздо более конкретными: рассуждать нужно будет не в целом о верности и измене, а, например, о верности в связи с дружбой.
Соответствие теме — это основный критерий оценивания, поэтому к выбору нужно подойти с умом. Вот несколько советов, которые помогут убедиться, что тема вам подходит.
Вы хорошо понимаете тему
Этот пункт особенно важен, если тема представлена в виде чьего-то высказывания. Представьте, что такое сообщение вам прислал друг. Что вы ответите? Поймете ли, что он имел в виду, или захотите задать уточняющие вопросы? Ничего плохого в том, что вы не сразу вникли в смысл, нет. Экзамен ограничен по времени, поэтому не стоит экспериментировать и браться за сложное задание, когда есть более простые и понятные варианты.
У вас есть примеры из литературы
Чтобы убедиться, что они соответствуют конкретной теме, выделите ключевые слова. Так, в теме «Согласны ли вы с утверждением: „Верность — свидетельство силы“?» ключевыми словами являются «верность» и «сила». Это значит, что вы должны привести в пример такие произведения, в которых героям нужно проявить какое-то усилие, побороть себя для того, чтобы остаться верным. Если на ум ничего не приходит, выберите другую тему.
Вам нравится рассуждать об этом
При прочих равных условиях выбирайте то, что интересно вам самому. Сочинения, которые написаны заинтересованным в теме учеником, сразу заметны: в них меньше клише и чужих мыслей. А это, как мы уже писали, влияет на зачёт сразу по нескольким критериям: композиции, качеству речи и соответствию теме.
2. Провести мозговой штурм
Некоторые пользуются на экзамене заученными заготовками, чтобы побороть страх чистого листа. Не советуем так делать. Во-первых, заученный чужой текст или его фрагмент считается списанным. Как только проверяющие обнаружат это, вы получите незачёт за всю работу. Во-вторых, растёт риск, что вы уйдёте от темы, а это основный критерий оценивания.
Если не знаете, с чего начать, не пытайтесь формулировать конкретные фразы — только потеряете время. Вместо этого фиксируйте в черновике всё, что пришло в голову: мысли по теме, примеры, ассоциации.
Почему в сочинении по русскому стоит и можно использовать аргументы из сериалов
Тема представлена в форме вопроса? Запишите свой краткий ответ и начните постепенно его раскрывать. Допустим, вы выбрали тему «Можно ли судить о человеке по его цели?» Сначала вы просто отвечаете: «Да, судить можно». Попытайтесь понять, почему вы так считаете. Например, потому что цель определяет приоритеты человека, влияет на то, как именно он строит свою жизнь. А с помощью какого произведения это можно доказать? И почему этот пример подтверждает вашу правоту? Эти вопросы помогут вам логично и последовательно раскрыть мысль.
Перед тем, как начать писать, составьте план. Наметьте в нём, о чём конкретно вы будете говорить в тексте — кратко сформулируйте содержание каждого абзаца. Это поможет структурировать мысли и не уйти от темы.
Все, вы закончили писать сочинение. Теперь его нужно проверить, но для начала лучше:
1. Отдохнуть
Когда на протяжении нескольких часов пишешь текст, кажется, что в нём уже ничего нельзя улучшить. Это не так. Чтобы посмотреть на текст свежим взглядом и не пропустить ошибок, сделайте перерыв. Расслабьтесь. Попроситесь выйти и пройдитесь по коридору. Посмотрите в окно, чтобы немного отдохнули глаза.
После того, как встряхнулись, приступайте к проверке. Первый раз перечитывайте черновик сверху вниз, как обычно.
Вот на что следует обратить особое внимание:
-Насколько логично построен текст
Нет ли неожиданных, резких переходов? Не повторяется ли одна и та же мысль несколько раз?

-Соответствуют ли части текста друг другу
Уберите основную часть и прочтите только вступление и заключение. Не ушли от темы? Сделали вывод или перескочили на новую мысль, о которой в начале не было ни слова? Проверьте аргументы по ключевым словам темы. Действительно ли пример подходит именно этой теме?
-Есть ли повторы слов и конструкций
Чаще всего повторы в сочинениях говорят о бедности речи. Старайтесь заменять повторяющиеся слова синонимами и местоимениями, когда это уместно.
2. Прочитать с конца
После того как закончите первую проверку и внесёте исправления в текст, можно приступить к поиску пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок. Для этого начните читать текст с конца — с самого последнего предложения до первого, фраза за фразой.
Дело в том, что при чтении сверху вниз мы следим за смыслом и не обращаем внимания на грамотность. Чтобы избежать этого, корректоры и изобрели такой приём.
Написание некоторых слов можно проверить по словарю, который должен находится в кабинете, где пишут итоговое сочинение. Однако большинство ошибок приходится не на словарные слова. Вот список того, что обычно вызывает затруднение даже у авторов хороших работ:
Орфографические
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением; дифференциация на письме НЕ-НИ; слитно-дефисно-раздельное написание наречий; правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях; правописание производных союзов и предлогов.
Пунктуационные
Запятые в сложных предложениях разных видов; знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения; постановка запятой на стыке союзов; использование вводных слов (конструкций), обращений; знаки препинания при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; запятые при сравнительном обороте.
Грамматические
Употребление деепричастного и причастного оборота; нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; ошибки в построении предложений с однородными членами предложения; неверный порядок слов.
Повторите эти правила, чтобы не пропустить ошибку при перепроверке вашей работы. Удачи!



К списку новостей