• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районының "6-нчы номерлы төп гомуми белем бирү мәктәбе" муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422980, Республика Татарстан, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. Крупской, д. 32
Телефон: +7(843)-425-06-61
E-Mail: S6.Ctp@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №6"
Руководитель: Габитова Лейсан Ахтямовна
Год основания учреждения: 1912
У нас учатся: 161 учащихся
У нас учат: 15 педагогов

Экологическое воспитание

Доклад

 “Формирование экологической культуры подрастающего поколения в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России”

 В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначено, что национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.     

Следующим важным пунктом концепции являются базовые национальные ценности и источники нравственности.  Базовыми национальными ценностями являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

 Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Основы формирования экологического воспитания в  общеобразовательных учреждениях

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно — это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода — морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Не имея морителей, которые и нельзя давать маленьким детям, ребёнку ничего не остаётся, как оторвать крылья, затем ноги и наконец голову своей жертве или живьём наколоть её на иголку. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формировании личности влияют:

 - природа и родной язык;

- общение в семье, в школе, окружающая среда;

- его деятельность;

- средства массовой информации, искусство, литература;

- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;

- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;

- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы.  Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.  Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

 Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что « экологическое образование- это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса – уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

 1. Непосредственное познание природы;

2. Школьное экологическое воспитание;

3. Средства массовой информации.

 Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были прочувствованы, понятны.  Социализация личности – это поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа.

Многообразие экологического воспитания

 Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности.

Главные задачи экологического воспитания  школьника - формирование экологической культуры, т. е. грамотного и искреннего отношения ребёнка к окружающей его природе, понимание им своего места в мире живого и неживого, установление личного влияния каждого на окружающую природу, создание предпосылок  для понимания необходимости  бережного и доброго отношения к людям как к части живой природы.

Целью этого учения: воспитание экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством - природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатств родной природы. Поэтому важно научить школьников чувствовать, понимать, что природа представляет огромную? ни с чем не соизмеримую ценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как средство духовного развития личности.

Система работы по экологическому воспитанию в нашей школе строится на следующих уровнях учебно-воспитательного процесса:

•   Предметная деятельность (через предметы: биология, география, природоведение, окружающий мир и ОБЖ, литературное чтение, включение экологических знаний в учебные предметы различных циклов, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, уроки-игры, уроки-театры);

•   Внеклассная  деятельность (внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, игры, утренники, экскурсии, классные часы, уроки здоровья, мероприятия в ГПД);

•   Практическая деятельность (работа на пришкольном участке, летняя трудовая практика, рейды, субботники, деятельность тимуровского отряда, участие в программе «Больше кислорода»)

•   Предпрофильная подготовка реализуется в курсе «Выбор профессии»

•   Дополнительное образование  (кружковая работа) (кружок «Юный эколог»);

•   Работа с родителями (совместная деятельность учащихся с родителями в трудовых делах, конкурсах, акциях, экскурсиях);

•   Научно-исследовательская работа ( проектная деятельность, участие в муниципальных и республиканских НПК, конкурсах)

•   Досуг учащихся (походы в каникулярное время, пришкольный лагерь «Подсолнушек»)

•   Ученическое самоуправление «Город ШКИД» (акции, рейды,)

 Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, природоведения, биологии эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете школы:

·   Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.

·   Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

·   На уроках русского языка работу по формированию экокультуры проводится на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой.

Одно из направлений решения проблемы формирования экологической культуры у школьников является - внеклассная работа

Огромный вклад в дело экологического воспитания вносят классные руководители. В воспитательных планах классных руководителей   предусматривается раздел «Экологическое образование и воспитание», планируются общешкольные мероприятия по ступеням развития, проводятся творческие отчеты учащихся на секции «Экология».

Во время бесед, классных часов учащиеся приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы в повседневной жизни, грамотно себя вести в природе, чтобы не навредить своему здоровью и, прежде всего, окружающей среде. Работа в системе помогает формированию у школьников бережного отношения к природе, ответственность за ее сохранение.

 В нашем школьном дворе любят отдыхать не только дети, но и жители микрорайона. Поэтому с ранней весны до поздней осени ребята трудятся на пришкольном участке. За время работы на учебно-опытном участке учащимся прививается любовь к земле, к растениям, они приобретают навыки работы с лопатой, граблями, мотыгой, учатся сеять семена, поливать, рыхлить, пересаживать комнатные растения, высаживать рассаду, пикировать. Воспитывается любовь к прекрасному, природе, родному городу и к Родине. 

Предпрофильная подготовка в нашей школе существует уже несколько лет. Само название ориентирует на подготовку учащихся к выбору профиля обучения, но в нашей  школе большинство учеников продолжают своё обучение в профессиональных училищах города  и получают рабочие профессии. Поэтому цель предпрофильной подготовки в нашей школе - помочь одним учащимся выбрать профиль обучения, а другим выбрать профессию. В школе разработаны следующие программы Элективных курсов: «Путь в профессию» автор Мельникова С.М, «Лечебное дело» автор Зиганшина Г.В., «Человек и его здоровье», «Основы цветоводства», «Здоровье и химия» автор Минсабирова С.Г.

В 2010 году было организовано экологическое объединение «Юный эколог», целью которого является воспитание экологически грамотной личности, гармонично взаимодействующей с окружающей средой. Задачи, поставленные перед экологическим объединением: развитие экологического самосознания, норм поведения в окружающей среде; заложение основ культурно - экологического сознания как базиса личностной культуры; развитие творческого мышления, группового взаимодействия, поиск решений экологических проблем, овладение методами анализа; получение расширенных экологических знаний; формирование правосознания; формирование умения рационального природопользования.

Разнообразная природоохранная деятельность учащихся реализуется во всех типах кружковых занятий: индивидуальных, групповых, массовых.

При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются нравственные и волевые качества, такие как дружба и взаимопомощь, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем  мире. Правильно спланированная системная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, умеют сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.

В нашей школе  ежегодно функционирует  лагерь экологического  направления   «Подсолнушек». Пришкольный лагерь помогает  неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Проблема, над которой работают воспитатели лагеря: “Экологическое воспитание и укрепление здоровья учащихся на основе здоровье сберегающих  и игровых технологий”.

Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, помощь избавиться от вредных привычек; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

    Цель экологического воспитания в семье - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

     Направления экологического воспитания  в семье:

- обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

- формирование у членов семьи культуры потребления и понимания  необходимости вторичного использования бытовых отходов; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;

- обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

Департамент экологии является одним из органов школьного ученического самоуправления. Возглавляет департамент экологии  председатель     который является членом правительства школьного города. Целями департамента экологии являются:

·                    Содействие в развитии у школьников навыков  экологического поведения;

·                    Воспитание у учащихся школы любви к природе;

·                    Привлечение школьников к активному и осознанному озеленению школьных помещений;

·                    Проводит работу по озеленении школы и отдельных классных помещений;

·                    Формирует  в школе группы озеленителей- экологов;

Департамент экологии в первую очередь свои силы направил на благоустройство родника «Аксакал». Разработали проект «Живи родник».                                                                                  

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.