• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомится на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Чистопольский детский дом»/Ятим һәм ата-ана тәрбиясеннән мәхрүм калган балалар өчен дәүләт бюджет учреждениесе "Чистай балалар йорты"

Визитная карточка

Адрес: 422980, РТ, г. Чистополь, ул. Нариманова, д. 58
Телефон: +7(843)-425-35-78
E-Mail: chist.detdom@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: ГБУ "Чистопольский детский дом"
Руководитель: Валиева Елена Александровна
Год основания учреждения: 1979
У нас учатся: 20
У нас учат: 20

Служба содействию семейному устройству детей/балаларның гаилә коруына ярдәм итү

Цели деятельности

Службы сопровождения замещающих семей:

  • Организация сопровождения замещающих семей
  • Оказание психологической, социальной поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
  • Определение системы мер коррекционной работы с ребенком в семье.
  • Осуществление мониторинга всестороннего развития детей.

 

Задачи педагога – психолога Службы сопровождения:

  •  Оказание       индивидуально-ориентированной       психологической и социальной помощи приемным семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье,   возрастные   кризисы   развития,   проблемы   с   выбором образовательного  профессионального   маршрута, проблемы   взаимоотношений   со сверстниками, родителями.
  • Своевременное   оказание   профессиональной   психолого-педагогической, социальной   помощи   для предотвращения кризисных ситуаций в замещающей семье.
  •  Мониторинг воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социальной ситуации развития воспитанника, его положения в коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения, уровня социальной адаптации и подготовки   к взрослой жизни.
  •  Повышение психолого-педагогической и социальной компетенции замещающих родителей, содействие предотвращению распада замещающих семей.
  • Развитие форм взаимодействия и общения замещающих семей, содействие формированию сообщества приемных родителей.
  • Организация психолого-педагогической и социальной работы с замещающими родителями с целью профилактики возвратов детей из замещающих семей, создания благоприятных условий их развития и воспитания в замещающей семье.
  •  Анализ результатов деятельности   педагога-психолога, социального педагога службы, обобщение опыта и определение приоритетов   дальнейшей работы по психологическому и социальному сопровождению замещающей семьи. 

Направление деятельности:

  •  информирование замещающих семей о деятельности Службы сопровождения;
  • создание и реализация системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка;
  • включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в систему сопровождения;
  • создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного ребенка в условиях созданной семьи;
  • обеспечение соответствия деятельности службы требованиям российского законодательства.

В состав Службы входят:

Руководитель  Службы-  директор ГБУ "Чистопольский детский дом" Валиева Елена Александровна

Социальный педагог - Симонова Ольга Борисовна

Юрисконсульт - Казакова Ирина Александровна

Педагог-психолог- Аглиуллина Гузель Фаридовна

График работы специалистов службы:

Социальный педагог:

пн, вт, ср, чт, пт. с 8.00 до 16.12

Суббота, воскресенье - выходной

Педагог - психолог:

пн, вт, ср, чт, пт. с 8.00 до 16.12

Суббота, воскресение - выходной

Юрисконсульт:

пн, вт, ср, чт, пт. с 8.00 до 17.00

Суббота, воскресенье - выходной

Контактные телефоны:  8 (84342) 5-35-78, факс 8 (84342) 5-28-57

В помощь замещающим родителям:

Особенности подросткового возраста.

Взрослые часто задают вопрос:  «Почему подростки такие эмоциональные, агрессивные, дерзкие?» ответы на этот вопрос лежит в особенностях  подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста:

-Биологическое развитие;

-Психическое  развитие;

-Особенности социальной  ситуации.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Гормональные перестройки   щитовидной и половых желез, которые лежат в основе общих эмоциональных проявлений гормонального криза: 

- частая смена настроения;

- депрессия;

- неусидчивость и плохая концентрация внимания;

- раздражительность;

- импульсивность;

- тревога;

- агрессия и проблемное поведение.

Развитие  костной и мышечных систем: рост в длину,увеличение веса и окружности грудной клетки являются специфическими  моментами  физического  развития в подростковом возрасте,  которые обозначаются особым  термином «скачок в росте»

Изменение деятельности внутренних органов: рост различных органов и тканей предъявляет повышенные  требования к деятельности сердца.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПОЛЯРНОСТЬЮ ПСИХИКИ:

Целеустремленность, настойчивость __________ Импульсивность

Повышенная самоуверенность  ___________         Ранимость и неуверенность в себе

Безаппеляционность в суждениях  __________        Желание уединиться

Потребность в общении   ___________                      Застенчивость

Развязность в поведении  ____________                    Недетская жестокость

Нежность, ласковость

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ.

- ведущей  деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь , в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

- очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт  принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.

- стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать : «Я сам все знаю!»

- чувство взрослости: изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКА.

- в подростковом возрасте происходит снижение продуктивной деятельности в связи  с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

- именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

 

- рост  критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные  для подростка ситуации.

- для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток, утративший самоуважение , находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному  поведению, либо к депрессии, которая  делает невозможным любое поведение. Данные  проблемы  не могут не сказаться  на здоровье подростка. Подросток пытается высказаться , пусть  даже самому себе.(дневники)

- начало взрослости осуществляется по внешнему механизму  (механизму подражания).Я буду как взрослый – игра- копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом  смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться идеалом.

- если значимый взрослый  расценивает подростка как своего главного помощника, это неизбежно  повышает уровень самооценки.

- подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и ..Огромное влияние на  их  формирование оказывают средства массовой информации. 

Из особенностью подросткового возраста видно, что  отличительной чертой является конфликтность. Как же нам взрослым вести себя в конфликтной ситуации с подростком.

Для успешного взаимодействия с подростками взрослый должен обладать : Эмоциональной устойчивостью

Эмоциональной  зрелостью

Коммуникативной компетентностью

Эмоциональная устойчивость- способность  контролировать колебания настроения  и справляться со стрессом, уравновешенность и оптимизм. Эмоционально устойчивые взрослые способны при взаимодействии  с подростком демонстрировать терпимость, оставаться спокойными, честными, открытыми и искренними. Эмоционально  устойчивый взрослый  благотворно влияет на эмоциональное развитие самих подростков. Такой взрослый реально оценивает  факты, открыт для  различных ответов  и вопросов .Он готов рассмотреть любую точку зрения и позволяет  высказывать  ребенку свое мнение, что чрезвычайно  важно в подростковом возрасте, требуя не  «правильных ответов», а аргументированных ответов.

Эмоциональная зрелость- качество , характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях , требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому  дискомфорту. В целом эмоциональная зрелость отражает высокий уровень развития позитивных эмоций и чувств личности: способность к сочувствию и переживанию, проявление доброты, любви и уважения по  отношению к окружающим, взаимопонимание, гуманность.

Коммуникативная компетентность-сформированные навыки оптимизации общения, умение устанавливать  психологический контакт, слушать, ориентироваться в сложных  ситуациях  взаимодействия и использовать в них широкий операциональный репертуар (темп речи, интонационное и лексическое разнообразие ).

 Эмоционально зрелый и компетентный взрослый открыт  получению нового опыта и вступает в ситуацию взаимодействия с подростками без  стереотипных  убеждений и установок,  уважает подростков, принимая их такими, какие они есть.

Такой стиль  взаимодействия  можно назвать авторитетно-демократическим.

Стратегии и тактика поведения взрослого с подростком в ситуации конфронтации.

Правило 1! Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведение), а не на личности подростка. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе»

Эта установка демонстрирует вашу веру в то, что ваши  дети  могут вести себя как следует.

Правило 2! Займитесь своими негативными эмоциями. Контролируйте свои отрицательные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того-мы демонстрируем эти отрицательные эмоции  нашим воспитанникам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим словно подтверждаем решение  ребенка вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание.

Правило 3! Не усиливайте напряжение ситуации. Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

- повышаем голос;

- произносим фразу типа « взрослый   здесь  пока я»;

- оставляем последнее слово за собой;

- начинаем кричать;

- используем уничижительные , оскорбительные, унижающие выражения;

- используем сарказм;

- обращаемся к оценке  характера ребенка;

- действуем как начальник (с превосходством);

- настаиваем на своей правоте;

-  читаем проповеди;

- оправдываемся или защищаемся или «подлизываемся к ученику»;

- командуем, требуем, давим;

- изображаем негодование

Требуя что то от подростка, нельзя торговаться.

Правило4! Обсудите поступок позже.

Поговорить о  некрасивом  поведении ребенка  или его  неверном решении нужно обязательно, но только  не  в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба – и ребенок и взрослый – возбуждены, вам  вряд ли  удастся взаимодействовать конструктивно. Необходимо  действовать только  тактическим   маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать  все, не реагируя тот час же, и только потом, выбрав  подходящий  момент, без раздражения высказать свое мнение,  вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины  неправильных взглядов подростка, показывать , в чем ошибочность его рассуждений, и таким  путем развивать и направлять  его мыслительный процесс необходимыми  источниками.

Правило 5! Позвольте ученику  «сохранить лицо».

- Дети нередко играют в игру «По-своему». Мудрый взрослый умеет играть в игру «По-своему», потому что  он знает- таким образом он позволяет ученику «сохранить лицо» и вместе с  тем получает  то, что ему   нужно.

- Не ставить на подростке крест, ведь  его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно в следствие предыдущих социальных сбоев, которые  постоянно напоминают о себе и подпитывают  нежелательное поведение.

- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное  положение. Не прибегать к физическому наказанию.

- Присутствие умение справедливо распоряжаться данной  ему властью.

Правило 6! Демонстрируйте модели неагрессивного  поведения.

- Отложите «на  потом»  дисциплинарные меры.

- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой-мы тоже имеем  право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

- Наибольшая  польза от этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим  мы .И если мы позволяем эмоциям брать вверх  над разумом, то и подростки позволяют себе это.

ЧЕГО ЖЕ ХОТЯТ ПОДРОСТКИ?

- Спокойная  и уверенная  интонация. Отсутствие  ответной агрессии , успокаивает , не дает  разгореться  конфликту и переложить чувство вины  с себя на другого.

-Уважение  и еще  раз уважение. Оно должно быть взаимным.

- Хороший помощник  взрослого-здоровое  чувство юмора, умение перевести инцидент в шутку. Язвительное замечание, пусть даже  очень остроумное, губительно для отношений с тинейджером.

- Ни в коем случае  не навешивайте ярлыки. Если называть лентяем, это понизит его  самооценку и поведение. Клеймо «Петрушки», грубияна, неряхи  приведет  к ощущению его собственной беспомощности и отчаяния.

- Старайтесь  спокойнее относиться к тому , что « они на  себя  надевают»  .Одежда в  эту сложную пору становится  и прикрытием от всего мира,  и способом  самовыражения.

- Подростки вообще воспринимают критику как нелюбовь, неприятие не чего-то конкретного , а себя в целом.

- Нужно обязательно проводить границу в поведении. Договаривайтесь  о наказаниях  заранее, а не после того , как что –то случится. Вводите умеренные санкции и выполняйте их.   Избегайте пустых угроз, которые  вы никогда не исполните.

-Подростку необходимо преодолевать препятствия, что бы оценить свои возможности. Когда они полностью свободны и предоставлены  сами себе-это потенциально опасно. Ставьте рамки, будьте готовы к компромиссу.

- Если ребенок раздражен, рассержен, расстроен не, спешите выяснять отношения. Отложите разговор на потом.

 

Технология  «решения жизненных  проблем»

Напишите  список проблем

Какую из этих проблем  вы считаете  необходимым разрешить в первую очередь?

Чего вы хотите добиться  в результате?

Проблемы в жизни это нормально и неизбежное  явление. Поэтому  для того, чтобы  решать проблемы , прежде всего, необходимо  поверить  в то, что выход  из данной ситуации может быть найден. Жизненные проблемы  не всегда  связаны  с угрозой жизни человека. Чаще всего они  являются нормальной ситуацией, несущей в  себе изменения.

 

Психологическая травма.

Будучи взрослым и пытаясь разобраться в себе, собственных проблемах, люди даже  не подозревают , что их проблема родом из детства! Психика ребенка настолько хрупка, что причиной психотравмы может стать любое значимое для него  событие  от затерявшейся игрушки до смерти близкого человека. Ребенок может пережить психологический шок, даже если он был очевидцем,  а  не непосредственным участником такого события.

Одна и та же  ситуация для одного будет являться просто стрессом,  мобилизующим его жизненные  силы, для  другого большим потрясением –психотравмой. В этот момент исчезают  как  ощущение защищенности  и целостности собственного тела, также чувство уверенности в себе и своих близких.

Если психологическая травма  ребенка  вызвана серьезными событиями катастрофического характера, смертью близких, насилием  рекомендуется  обратиться к специалисту.

К сожалению , мы не всегда понимаем, что сами травмируем  своих  собственных детей, когда постоянно критикуем или  выражаем. Негативные  замечания типа «Упадешь»….»Не поступишь в институт» травмируют глубже за счет того, что постоянно повторяются .Чувство  безопасности, которое  ребенок должен  получить в детстве ,-самое главное условие его будущего психического  здоровья и жизни без нервов.

РОДИТЕЛИ:

- будьте доступны  для своего ребенка-   позвонить, спросить совета, поделиться

- выслушивайте ребенка до конца –не игнорируйте детские переживания

-примите  эмоциональные  переживания ребенка, даже  если событие  вам кажется не таким серьезным.

Обычно психика  реагирует  одним  из следующих  вариантов:

- ПОДАВЛЕНИЕ – это  попытка  сдержать  вулкан, приводящий  еще к большему  мощному взрыву. Это самый худший  метод, поскольку  подавленные эмоции  и чувства  не уходят, а нарастают  внутри нас , вызывая тревожность , напряжение , депрессию и целый ряд  проблем  связанных со здоровьем. Однако подавление не нужно путать со сдержанностью воспитанного человека

ВЫРАЖЕНИЕ- «взрываясь» иногда или  «теряя терпение », мы освобождаемся от гнета накопившихся эмоций. При этом  можно  даже почувствовать себя хорошо,  поскольку  это переводит внутреннюю энергию в действия. Но это  вовсе  не значит ,что мы избавились от этих чувств. Это приносит только  временное облегчение. К тому же , наше проявление эмоций может быть не приятно  для человека, к которому они обращены. Это, в свою очередь  может вызвать  еще больший стресс, поскольку  мы  начинаем  испытывать вину за то, что    заделали кого-то, выражая свои  естественные  чувства.

ИЗБЕГАНИЕ-  это способ  справляться  с эмоциями,  отвлекаясь от них  посредством различных развлечений: беседа ,телевизор, вредные привычки. Но,  несмотря  на все наши попытки  избегания , эти чувства  остаются  с нами. Таким образом , избегание   - это всего лишь одна из форм  подавления.

А психотравма, полученная в детстве, продолжает жить в теле и психике человека, способствуя  развитию  заболеваний, ограничивая жизнь человека во всех его сферах, сопровождая во взрослой жизни.

К последствиям детской психотравмы  психологи относят:

- неумение выражать свои чувства;

- неспособность доверять кому бы  то ни было;

- Эмоциональная подавленность, склонность к депрессии;

- невозможность реализоваться ни в семье, ни в профессии;

Если ребенок сам не дает вам знать о своих  переживаниях , но при этомвы замечаете изменения в его поведении, такие как:

- резкая  смена  настроения, бытовых привычек,характера питания, сна, игры,усвоения нового материала , характера речи;

- появившаяся  вдруг  и закрепившшаяся  на несколько последних  недель раздражительность, агрессивность, невротические моторные реакции( грызение чего-либо, почесывание, кручение воло), плаксивость,смешливость, молчаливость;

-появление  новых странных  поведенческих привычек;

- длящиймя  некоторое  время энурез, ночные кошмары, рвота, запоры. Частое мочеиспускание.

Если вы ищите и не находите причин, обязательно проконсультируйтесь с психологом.

Уберечь ребенка от психологической травмыне получится, а вот ПОМОЧЬ ПЕРЕЖИТЬ ее можно:

- СОЗДАЙТЕ У РЕБЕНКА ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ-ребенок должен знать, что родители (близкие) его любят и поддерживают.

-РАЗРЕШИТЕ ПРОЖИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЯСЕНИЕ- часто  психическая травма оставляет глубокий след из-за того, что  для страха,боли, обиды или гнва не находится своего  пространства. Скажите ребенку,  что чувства . которые он испытывает. Имеют право на выражение. Не пытайтесь «сделать» ребенка стойким, сильным, смелым.Какой бы  мелочью ни казалось для нас , взрослых, причина-по  мере возможностей стоит прислушаться  к тому . что беспокоит  ребенка, объяснить  ему природу происходящего и дать возможность выплакаться в безопасной  обстановке.Не  стоит прерывать  и останвливать , даже если речь идет  об одном и том же уже который раз – ребенок старается  в этот момент  осознать ситуацию и свое место в ней.

=48 ЧАСОВ! ОСОБЕННО ПРИ ОСТРОЙ ТРАВМЕ, В течении этого времени ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОГОВОРЕНЫ ЧУВСТВА,МЫСЛИ,РЕАКЦИИ НА ПРИСХОДЯЩЕЕ, Если ребенок  выскажется, выплеснет  свои эмоции, то это будет первым шагом решения проблемы, которая привела к психотравме .А значит , половина дела уже сделана!

-БУДЬТЕ РЯДОМ! Травму пережить легче, когда рядом есть кто-то, кто способен сопереживать, разделить боль ,и тем самым оказать поддержку .Таким человеком может стать родитель, брат или сестра, друг, значимый человек .В случае , если ребенок не идет на контакт, попробуйте  поговорить с ним от имени любимой игрушки,  но ни в  коем случае, не позволяйте  уходить в себя. Укладывая ребенка  спать. Не жалейте времени на то ,чтобы  побыть рядом с ним.  

-ОБНИМАЙТЕ РЕБЕНКА Объятия-это возможность для ребенка  почувствовать заботу и защиту. Ребенку легче без слов ,  через прямой телесный контакт почувствовать спокойствие .Так же стратегия  «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное» дает возможность ребенку снять напряжение, связанное  с трудной ситуацией, через  отношение привязанности к близкому человеку, любимой вещи, животному. Детям важен телесный и эмоциональный  контакт, благодаря которому они   могут ощутить одновременно поддержку и защиту со стороны близких людей, даже без слов.

-ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ РАСПОРЯДКА  ДНЯ. Это поможет восстановить стабильность и тем самым  восстановить  у ребенка  ощущение безопасности.

-ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ .Не следует опасаться ,если ребенок  в игре  воспроизведет негативные события. Игра помогает справиться  со страхами и беспокойствами  и благополучно  перевернуть страничку.

-НАСЫТЬТЕ ДЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМИ СОБЫТИЯМИ. Занимайтесь творчеством. Лепка , аппликация , рисование способствуют снятию психоэмоционального напряжения и дают ребенку возможность выразить. Выплеснуть свои чувства

- СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ.  Маленькие  дети не способны  осознать степень опасности, которой  они или их близкие подвергаются. Но, в связи  с особой привязанностью к матери и другим близким, они  очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и  именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Только если  вы сами эмоционально    стабильны  сохраняете самообладание  и спокойствие  вы сможете  оказать психологическую поддержку ребенку.

Упражнение , помогающее пережить психотравмирующие  ситуации  и способствующие поиску ресурсов.

«Вдох- выдох»

Самое эффективное средство всегда  с нами, это – наше дыхание. Многие даже не подозревают , что  дыхание обладает уникальными  восстанавливающими свойствами. В состоянии  нервного возбуждения мы начинаем слишком часто дышать, что в свою очередь, приводит к потере концентрации, головокружению, учащенному сердцебиению, чувству тревоги. Путем удлинения выдоха, в сравнении  с вдохом, примерно в два раза, можно избавиться от чувства тревоги. Желательно обучиться этому навыку заранее.