• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26 комбинированного вида" "АБВГДейка" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районы «26 нчы номерлы катнаш төрдәге балалар бакчасы» «АБВГДейка» мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422980, Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Энгельса, 116А
Телефон: +7(84342) 4-40-82;+7(84342) 4-57-54
E-Mail: ds.26@yandex.ru, DS.26ch@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №26"
Руководитель: Ильина Людмила Николаевна
Год основания учреждения: 2011
У нас учатся: 183 воспитанника
У нас учат: 22 педагога

Почему малышу трудно...

Почему малышу трудно научиться удержи­вать в руке ложку, расстегивать и застеги­вать пуговицы, завязывать шнурки?

 

    Среди всех двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие выс­шей нервной деятельности ребенка.

   Протянуть руку к предмету и взять его - труд­ная задача для младенца первых месяцев жиз­ни: у него отсутствуют координированные, це­ленаправленные действия, которые начнут складываться только в конце первого - на вто­ром году жизни, а сформируются лишь в про­цессе воспитания и обучения.

   И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребен­ка. Он писал, что движения руки человека на­следственно не передаются, а возникают в про­цессе развития как результат образования ассо­циативных связей между зрительными, осяза­тельными и мышечными ощущениями при актив­ном взаимодействии с окружающей средой.

   В истории развития человечества роль руки исключительно велика: она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчи­вающих, изображающих, оборонительных и т.д. - первичный язык, с помощью которого проис­ходило общение первобытных людей.

На ранних этапах детства, когда ребенок еще не владеет словом, не вербализует свои дейст­вия, он усиленно пользуется «языком жеста».

Мимика и жест - первый язык малютки, его пер­вая «речь», обращенная к взрослому, дополняе­мая вокализациями, т.е. возгласами, протяжными гласными звуками (гуление) и фонемами (лепет).

     Первая двигательная функция руки - схваты­вание. Как и другие двигательные акты, оно сна­чала выявляется как врожденный  

 

рефлекс (хва­тательный рефлекс Робинзона): ребенок на­столько плотно прижимает пальчики, что спосо­бен удерживать себя, ухватившись за пальцы взрослого. Правда, этот рефлекс исчезает уже в первые месяцы жизни. Вместо него вырабатыва­ется так называемый «ладонный рефлекс»: ребе­нок накладывает на предмет все пальцы и прижи­мает его к ладони, при этом сами пальцы еще не дифференцированы в своих действиях. Этот ре­флекс формируется исключительно как социаль­ная, условно-рефлекторная активность, т.е. в процессе взаимодействия с взрослым, в процессе усвоения чисто человеческих форм поведения.

     На девятом месяце ребенок начинает брать предмет пальцами, затем появляются первые по­пытки использовать предметы по назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расче­сывать волосы щеткой и т.п. Он умеет захваты­вать предмет из любых положений. Впервые это получилось на шестом месяце жизни, а к концу года малыш уже выполняет три типа ручных «пассажей» - петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки, при­ближаясь к объекту, описывает в воздухе петлю и опускается на него; в планирующем движении рука начинает опускаться до приближения к объекту, а при скользящем - движется по по­верхности стола, пока не достигает объекта.

  Если вы понаблюдаете за тем, как малыш бе­рет в руки предметы, игрушки, то увидите со­вершенно самостоятельную, характерную имен­но для второго года линию освоения предмет­ной действительности. Вначале он часто совер­шает промахи, движения руки неточны. По мере роста они становятся все более координиро­ванными и четкими. Выбор «рисунка» действия руки постепенно начинает связываться с фор­мой, величиной и положением предмета в про­странстве. Теперь рука, приближаясь к предме­ту, начинает как бы приноравливаться к нему. Это можно назвать множественностью «степе­ней свободы» действий руки как исключитель­но человеческого органа. Их трудно смоделиро­вать, так как рука человека в своем развитии не имеет пределов, границ совершенствования. И это величайшее таинство расцвета «ручных» умений начинается на втором году жизни ре­бенка. Именно взрослые помогают ребенку по­степенно открывать себя, познавать себя как «деятеля» в окружающем, овладевать действия­ми с предметами. Очень часто взрослые прохо­дят мимо величайших достижений своих ма­леньких подопечных, не видят всей красоты ос­воения пространства в раннем детстве!

    С чем можно сравнить руку ребенка? Несо­мненно, с цветком! Она, как бутон тюльпана вначале, постепенно раскрывает свои пальчи­ки-лепестки, «расцветает» по мере роста и раз­вития ребенка.

Предлагаем родителям ознакомиться с дина­микой развития умений руки ребенка конца первого и начала второго года жизни.

   Итак, вначале рука ребенка как бы «связа­на», пальцы практически не участвуют в захвате предмета. С возрастом место соприкосновения ладони с предметом смещается от мизинца к большому пальцу.

   Примерно к 1 году 3 месяцам при схватыва­нии начинает активизироваться большой палец руки. Именно к этому времени ребенок овладе­вает умением удерживать в руках чашку, мячик и другие предметы, обхватив их ладонями и большими пальцами обеих рук.

   Умение брать предметы тремя пальцами, большим, указательным и средним, формирует­ся на протяжении всего раннего детства. Чем старше ребенок, тем активнее становится большой палец. Более тонкие движения паль­цев сформируются только к трем годам.

   Вот почему маленький ребенок не может удерживать ложку тремя пальцами, не может за­стегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровы­вать ботинки!

   Поэтому развитие действий руки следует осу­ществлять и в повседневной жизни, в процессе овладения элементарными навыками самообслу­живания (умывание, одевание, прием пищи  и т.п.), и организуя специальные занятия с дидак­тическими игрушками - кольцами, пирамидками, бочатами, матрешками и т.п. Кроме того, малышу следует предлагать специальные пособия для развития мелкой моторики пальцев - шнуровки «Сапожок», «Стручок» и пособия с пуговицами, крючочками, кнопками и т.п.      Полезны пальчико­вые, перчаточные игры, пальчиковый театр.