• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №26 комбинированного вида" "АБВГДейка" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районы «26 нчы номерлы катнаш төрдәге балалар бакчасы» «АБВГДейка» мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422980, Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. Энгельса, 116А
Телефон: +7(84342) 4-40-82;+7(84342) 4-57-54
E-Mail: ds.26@yandex.ru, DS.26ch@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Детский сад №26"
Руководитель: Ильина Людмила Николаевна
Год основания учреждения: 2011
У нас учатся: 183 воспитанника
У нас учат: 22 педагога

Формирование культурно-гигиенических навыков

Педагогические условия

формирования  культурно-гигиенических навыков

 

      Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеничес­ким навыкам начинается со знакомства с пред­метами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, бан­ная простынка, небольшая расческа (по руке малыша) с тупыми зубчиками, стаканчик для по­лоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

     Гигиеническое воспитание после года на­правлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

 - мыть руки перед едой и после каждого за­грязнения;

 - умываться после ночного сна и после каж­дого загрязнения;

 - принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

 - мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

    - полоскать рот после приема пищи (с 2 лет);

    - пользоваться зубной щеткой (с 2 лет);

    - пользоваться носовым платком по мере на­добности в помещении и на прогулке (самосто­ятельно с 2,5 лет);

     - пользоваться расческой, стоя перед зерка­лом (с 1,5-2 лет);

     - ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с 2,5 лет);

     - не брать грязными руками пищу (под кон­тролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

    - мыть ноги перед сном.

    Любую гигиеническую процедуру с малень­ким ребенком следует проводить аккуратно, ос­торожно, чтобы не испугать его, не вызвать не­приятных ощущений. И никогда, даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно вы­полнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

     Приступая к гигиенической процедуре, зара­нее продумайте все действия, расположите не­обходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к ку­панию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить по­лотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

    Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

- разместите крючок для полотенца на уров­не роста (но не глаз!) ребенка;

- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиени­ческого душа;

- положите коврик (решетку) в ванной, пре­дотвращающий скольжение.

  Предметы, которыми ребенок будет пользо­ваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; по­лотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и по­весить его; стаканчики для зубной щетки и по­лоскания рта должны быть устойчивыми, удоб­ными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить неж­ную кожу малыша, а ее размер должен соответ­ствовать его руке.

   Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запомина­нию. Годовалый ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в опреде­ленном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т.п.).

 

 

 

   Удобная организация условий для гигиени­ческой процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

 

Учим умываться

 

•  Завернуть рукава одежды ребенка.

• Проверить температуру воды.

Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиг­рать: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (доч­ки)!» и т.п.

• Смыть мыло под струей воды, побуждая ма­лыша к самостоятельным действиям.

• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием «выдуть» струю воздуха.

Еще раз обмыть водой руки ребенка.

Закрыть воду.

Снять полотенце, привлекая малыша к уча­стию в этом.

Насухо вытереть лицо и руки, называя час­ти тела и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: «Вот ка­кой ты стал чистенький и красивый!».

   При умывании взрослый называет все дейст­вия, которые происходят перед глазами ребен­ка («Это водичка. Вот как бежит водичка. Какая водичка? Теплая, прозрачная, резвая, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»).

      Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно с 1 года 6 месяцев учить малы­ша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки.

 

 

     Его возросшая актив­ность требует частого мытья рук. Помните: если при этом их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться «грубая» кожа (т.н. «цып­ки»), трещинки и т.п.

 

Учим пользоваться полотенцем

 

Предложить ребенку

Снять полотенце с крючка.

Положить его на одну руку, затем «спря­тать» под него вторую руку.

Ровно держа полотенце посередине, под­нести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

Насухо вытерев лицо, освободить одну ру­ку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

Поменять руки местами.

     Все действия следует сопровождать ожив­ленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики Зайке, Мишке, спросить: «Какие теперь ручки?». Отве­тить: «Сухие, чистые!». Затем прочитать потеш­ку

 «Мальчик-пальчик»:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша по­казывать поочередно каждый пальчик.

Если взрослый наберется терпения, то в 1 год 8 месяцев (в 2 года) малыш будет сам мыть и вы­тирать руки.

 

 

 

 

 

Учим пользоваться носовым платком

 

• Знать назначение носового платка. Не ис­пользовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре исполь­зования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.

Самостоятельно доставать платок из карма­на и побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью).

Постепенно формировать умение развора­чивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

 

Учим пользоваться расческой

 

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение рас­чески и формировать навык ее использования.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобнос­ти (после сна, после прогулки, после пользова­ния головным убором и т.п.).

Позволять ребенку проявлять самостоя­тельность, исходя из его желания («Я сам!»).

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знако­мое действие

в сюжетно-отобразительной игре.

Исключить возможность пользования чу­жой расческой.

 

 

 

 

 

 

Учим пользоваться зеркалом

 

Знать, что такое зеркало и его функцио­нальное назначение (причесываться перед зер­калом, рассматривать свою одежду и т.д.).

Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.

Подводить малыша к зеркалу, обращать его
  внимание на чистоту одежды и лица.