Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 общеразвивающего вида «Мозаика» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 422980, Республика Татарстан, Чистопольский район, г. Чистополь, ул. Ак.Королева, д. 5А |
Телефон: | +7(843)-424-72-78 |
E-Mail: | Ds20.Ch@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад № 20" |
Руководитель: | Зиновьева Жанна Евгеньевна |
Год основания учреждения: | 2008 |
У нас учатся: | 290 |
У нас учат: | 27 |
Иностанный язык в детском саду
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.
В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению. Существует мнение, что раннее обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень.
Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение, осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его обучения в школе.
Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.
В институте в Филадельфии (США) под руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него (искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.
Кроме того, замечено что, ребенок, который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.
Доказано, что лучше всего дети запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое значение в процессе обучения иностранному языку.
Эмоциональность легко соединяется с художественностью. На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно создается художественная среда. Театральная, музыкальная, литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей [4].
По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В. Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей, на выработку у них способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.
Это далеко не полный список положительных результатов раннего изучения иностранного языка. Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность.
Существует множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных способов и действенных является преподавание иностранного языка в игровой форме.
Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в игре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, воображения [8].
Итак, игра является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.
Вопросами методики преподавания иностранного языка с использованием игровой деятельности на начальном этапе занимались Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и психологи.
Проблема поиска организации обучения на среднем и старшем этапах нашли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В. Андриевской и других авторов.
Однако еще недостаточно изучена проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой деятельности на различных этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.
Например, при обучении иностранному языку маленьких детей необходимо принимать во внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также, важно помнить, что им трудно в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.
Ролевой игрой дети овладевают к третьему году жизни, знакомятся с человеческими отношениями, открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют им переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном возрасте формируется готовность к учению.
Игры можно использовать при введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия для естественного общения детей.
Сколько лет многие из нас, взрослых, изучали английский язык? В школе, в институте. Мы обладаем приличным словарным запасом, но разговариваем на английском гораздо хуже, чем любой подросток на улицах Европы. Почему мы, годами изучая английский, не можем на нем общаться, а наши дети разговаривают на нем? Они отвечают на вопросы учителя, играют, даже делают друг другу замечания только на английском языке. Все дело в разных методиках. Всегда и везде (в том числе в дореволюционной России) иностранный язык НЕ ИЗУЧАЛИ, на нем просто разговаривали. И ребенок постепенно, шаг за шагом, овладевал чужим языком. А та система, по которой учились нынешние взрослые и по которой, к сожалению, и сейчас учатся многие дети (и не только в школах, но зачастую на платных курсах), заключается в принципе «от алфавита – к слову, от слова – к фразе». На основе сравнительного анализа самых современных методик обучения английскому языку мы выбрали курс В.Н.Мещеряковой.
Наши учебные пособия
I ступень для детей 3-5 лет
II ступень для детей 4-6 лет
III Ступень
Ребенок с 3-4 лет может приобщиться к английскому языку, но учить его совсем не нужно. Что больше всего любят делать дети этого возраста? Конечно, петь и играть! Именно поэтому мы используем на занятиях по английскому языку музыкально-игровую форму по методике Валерии Мещеряковой. И в этом основную помощь оказывает аудиоприложение к нашим занятиям диск I CAN SING для детей 3-5 лет и методическое пособие I CAN SPEAK для детей 5-7 лет. Цель обучения по этому методу – не заучивать отдельные слова и фразы, а учить общаться на английском, учить играя. У детей 3-9 лет существует способность «впечатывать» в мозг целые языковые блоки, не анализируя их. Именно благодаря этой способности все мы обучились родной речи. И именно эту способность используем мы, работая по данной методике. «Впечатывание» структур изучаемого языка происходит наиболее эффективно при погружении в языковую среду, поэтому уроки ведутся полностью на английском языке. Учитель владеет целым арсеналом средств, позволяющих довести смысл сказанного до ребенка, минуя прямой перевод. Это и наглядность, и жесты и пр.
Групповые и индивидуальные занятия по английскому языку по программе Валерии Мещеряковой "I LOVE ENGLISH" рассчитаны для детей от 2 до 9 лет.
Методика I Love English полностью игровая. Именно с помощью разнообразных игр мы достигаем полного понимания и усвоения изучаемого материала.
К детям приходят в гости игрушки из Англии, которые общаются с ними на английском языке. Пение, подвижные игры, танцы помогают детям чувствовать себя комфортно на уроке, а меру своей включенности и активности они выбирают сами (немало таких детей, которые сначала предпочитают побыть в стороне, понаблюдать, а потом постепенно включаются в общую деятельность). На уроках мы, в первую очередь, задействуем слуховой аппарат - приучаем детей слышать иностранную речь и понимать ее. Это первая ступенька к умению говорить.
Цели проведения наших занятий:
- психическое и социальное развитие ребенка посредством иностранного языка; - знакомство и приобщение к иностранному языку;
- формирование положительного отношения ребенка к изучению английского языка, развитие его интереса к языку;
- развитие способности слушать и понимать иностранную речь;
- формирование центра иностранной речи у детей.
Методика I LOVE ENGLISH уникальна и дает превосходные результаты, а самое главное - дети просто влюбляются в английский язык и с радостью посещают уроки. Принцип, которым руководствуется В.Мещерякова при разработке обучающих программ, состоит в следующем: "Занятия должны приносить ребенку удовольствие".
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.
2. Баранников А.В. O введении иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- № 2.-С.4-10.
3. Витоль A.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.-С.24-25.
4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- № 6.-С.11-15.
5. Лазарева Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№ 2.-С.42-50.
6. Мещерякова В.Н. I can sing // Книга для учителя/ Учебное пособие. – Казань, 2009.-24с.
7. Уланова О.Б. Английский для дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия», 1998.
8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. - 360 с.