• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чистопольско-Высельский детский сад" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан / Татарстан Республикасы Чистай муниципаль районы “Чистай Выселкасы балалар бакчасы” мәктәпкәчә муниципаль бюджет белем учреждениесе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 422958, Республика Татарстан, Чистопольский район, с. Чистопольские Выселки, ул. Гагарина, д. 65Б
Телефон: +7(843)-423-94-89
E-Mail: ch.vis2024@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Чистопольско - Высельский детский сад"
Руководитель: Валиуллина Нафиса Набиулловна
Год основания учреждения: 1986
У нас учатся: 62 воспитанников
У нас учат: 8 педагогов

Книга для родителей средней группы

Книга для родителей

В помощь родителям русскоязычных детей 4-5 лет  по изучению татарского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад  № 1 «Шатлык»

г. Набережные Челны

 

 

 

 

 

Книга для родителей

В помощь родителям русскоязычных детей 4-5 лет

 по изучению татарского языка

 

по проекту «Минем өем»

(«Мой дом»)

 

 

                                                                           Автор – составитель:

воспитатель по обучению детей

 татарскому языку

«Центр развития ребёнка - детский сад  № 1 «Шатлык»

Гумирова Г.М.

 

Рецензент:

Кандидат педагогических наук, доцент ИЭУП

Зарипова З.М.

 

 

 

 

2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

 

        В целях реализации закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан», первоочередных мероприятий стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк»- «Будущее», утверждённой постановлением Кабинета Министров Татарстан от 30.12.2010 года №1174 Министерством образования и науки РТ поставлена задача: «… обеспечение равноправного функционирования татарского и русского языков как государственных языков».

        Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения, формирования коммуникативной культуры обучающихся. Овладение татарским языком как средством общения, направлено на обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.

Для этого,  Министерством Образования Республики Татарстан сделано достаточно многое: это и создание УМК ( учебно- методические комплекты) для обучения детей татарскому, родному, русскому языкам и подготовке к школе, и рабочие тетради, аудио- видео приложения, анимационные сюжеты, и переведенные на  татарский язык мультфильмы объединения «Союзмультфильм» и др.

     Для более интересного и результативного изучения татарского языка дома, разработана новая форма работы с русскоязычными  родителями - «Книги для родителей» под названием «Гаиләбездә татар теле» (“Татарский язык в семье”) для каждой возрастной группы.

        Книги составлены на основе комплексно-тематического планирования по знакомым темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках даны диалоги, есть рисунок и ситуативные упражнения. Около тем расположены дидактические, словесные, сюжетные игры. Так же даны раскраски, разрезные картинки для приклеивания. Все они обозначены значком          или        .

Это позволяет расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.

        Пройденные темы Вы, уважаемые родители, можете узнать в перспективном планировании на месяц, который дает воспитатель по обучению детей татарскому языку.

        Надеюсь, «Книга для родителей» будет очень полезной подсказкой в самом начале обучения  русскоязычных детей по татарскому языку и будет служить настольной книгой для Вас.

 


 

 

 

 

 

4-5 лет.

Активные слова: Әти - папа, әни-мама, кыз-девочка, малай-мальчик, мин-я, исәнмесез- здравствуйте, сау булыгыз- досвидания, исәнме-здравствуй,эт-собака, песи-кошка, әйе-да, юк-нет, сау бул-досвидания,пока, әби-бабушка, бабай-дедушка, әйбәт-хорошо, ипи-хлеб, алма-яблоко, сөт-молоко, чәй-чай, рәхмәт-спасибо, мә-на, тәмле-вкусный, кил монда-иди сюда, утыр-садись, бир-дай, аша-кушай, эч-пей, туп-мяч, зур-большой, кечкенә-маленький, матур-красивый, куян-заяц, аю-медведь, хәлләр ничек?-как дела?,уйна- играй, пычрак-грязный (ая), чиста-чистый(ая), ю- мой,бер-один, ике-два, өч-три, дүрт-четыре, биш-пять.(49слов)

Пассивные слова: утырыгыз- садитесь, бу кем?-это кто?, кем юк?-кого нет?, син кем?-ты кто?, кем анда?- кто там?, басыгыз-встаньте, ал-бери, ничә?-сколько?, нинди?-какой? (13 слов)

 

 

 

Тема: “Минем гаиләм” (Моя семья)

Активные слова: Папа – әти , мама - әни.

Речевой образец: исәнмесез,исәнме (здравствуйте, здравствуй!)

сау булыгыз (до свидания!)

 

Танышу- Знакомство.

 

Родитель: Коля (Оля....)Мы с тобой вместе начнём изучать татарский язык.Посмотри внимательно. Кто изображён  на этом рисунке?

 

Мияу (песи- кошка) Акбай (эт- собака)

 

Да,  это наши  лучшие друзья Акбай и Мияу. Они очень добрые, весёлые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушай, как они здороваются друг с другом.

Акбай:Исәнме, Мияу!

Мияу: Исәнме, Акбай!

 

 

 

 

 

 

 

Показывается рисунок  домика.

Родитель: Акбай и Мияу принесли нам красивый дом. А кто там живёт, хочешь узнать? Давай познакомимся:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родитель показывает на рисунок и с ребёнком повторяют вместе:

- Папа-әти

- Мама-әни

 

Игра:“Тыңла, күрсәт, кабатла!” -“Слушай, покажи, повтори!

Әти - әти

Әни - әни

 

Тема:  “Малай, кыз” (Мальчик, девочка)

Активные слова: Мальчик -малай, девочка - кыз.

Речевой образец:бу кем?(это кто?)кем юк?(кого нет?)исәнме (здравствуй).

Исәнләшү- Приветствие

 

Родитель: Исәнме, Акбай! Исәнме, Мияу!

Родитель: Бу кем? (Это кто?)

Ребёнок: Әти.(Папа)

Родитель: Бу кем?(Это кто?)

Ребёнок: Әни.(Мама)

Родитель: Давай, с ними поздороваемся.

Показывая на рисунки:

Родитель: Здравствуй, папа. Исәнме, әни. Здравствуй, мама. Исәнме, әти.

Ребёнок : Исәнме, әти. Исәнме, әни.

 

 

 

Игра: “Узнай!”- “Бел!”

 

 

 

 

 

 

Родитель: А кто ещё в этом доме живёт?

Родитель указывая на мальчика и девочку:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Малай                 Кыз

 

Ребёнок: мальчик, девочка.

Родитель: малай, кыз.

 

Игра: “Кого нет?” “Кем юк?” (С помщью рисунка сверху)

 

Родитель  закрывает  рукой  любую  картинку  и спрашивает: Кем юк?(Кого нет?)

Ребёнок:әти (әни, кыз, малай).

 

 

Тема:  “Давайте  познакомимся”- “Әйдәгез, танышабыз”.

 

Родитель:  А ты знаешь, как надо знакомиться друг с другом на татарском языке?

Ребёнок: (ответ ребёнка)

Родитель:  На татарском языке вопрос ты кто? будет  син кем?

Мияу: Я Мияу. Мин Мияу. Син кем?

Акбай:  Мин Акбай. Син кем?

Ребёнок: Мин (Оля......)

 

     Син кем?   

 

 

Словесная игра : “Син кем?” (при помощи мяча)

 

Родитель  даёт  ребёнку мячик и спрашивает:

Родитель: Син кем? (Ты кто?)

Ребёнок: Мин Оля. (Я Оля)

Ребёнок: Син кем? (Ты кто?)

Ребёнок: Мин әни, мин (Таня, Саша).

 

 

Словесная игра:  “Мин малай. Мин кыз”- “Я мальчик. Я девочка”

(при помощи мяча)

 

Родитель: Син кем? (Ты кто?)

Мальчик: Мин малай.(Я мальчик)

 

или

Родитель: Син кем?(Ты кто?)

Кыз: Мин кыз.(Я девочка)

 

Тема: “Давайте познакомимся”-“Әйдәгез, танышыйк”.

Активное слово: исәнме (здравствуй).

 

Игровая ситуация: “Исәнләшәбез”- “Здороваемся”.

Родитель: Коля, Оля, давай вспомним как Мияу  и Акбай здороваются друг с другом.

Акбай: Исәнме, Мияу!

Мияу: Исәнме, Акбай!

 

 

 

 

Словесная игра: “Поздоровайся с Мияу и Акбаем”.

Оля: Исәнме, Акбай. (Здравствуй, Акбай)

Мияу:Исәнме, Оля. (Здравствуй, Оля)

Коля: Исәнме, Акбай. (Здравствуй, Акбай)

Акбай: Исәнме, Коля. (Лена, Миша...).

 

 

 

 

 

Задание с картинкой: “Давайте знакомиться”  (           )

------ Бу кем? (әти, әни, кыз, малай) – Это кто? ( папа, мама, девочка, мальчик).Бу кем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  “Дружная семья”- “Тату гаилә”

 

Речевой образец: До свидания!- Сау бул!

Родитель: Коля, Оля, давай вместе с тобой вспомним как надо здороваться с членами семьи?

- Исәнме, әни.(Здравствуй, мама)

- Исәнме, әти.(Здравствуй, папа)

- Исәнме, малай. (Здравствуй, мальчик)

- Исәнме, кыз. (Здравствуй, девочка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Кого нет?”- “Кем юк?”


Родитель показывает на каждую картинку и спрашивает:

- Бу кем?(Это кто?)

Ребёнок: Бу малай, кыз, әни, әти.(Это мальчик, девочка, мама, папа)

 

Родитель закрывает рукой любую картинку и спрашивает:

 -Кем юк? – Кого нет?

 

Ребёнок: Әти (әни, малай, кыз).

 

Родитель: А как мы попрощаемся с  ними?

Ребёнок:

-Сау бул, малай.

- Сау бул, кыз.

- Сау бул, әни.

-Сау бул,әти.

 

 

Тема:  “Мои друзья”-“Минем дуслар”

 

Активные слова: Собака- эт , кошка –песи.

 

Сөйләм үрнәге (речевой образец): кто там?-кем анда?, иди сюда - кил монда

 

Игровая  ситуация:  “Кем анда?”- “Кто там?”

 

Родитель: Коля, Оля, давай вместе с тобой вспомним, если кто нибудь постучится в дверь, как мы спросим на татарском языке: “ Кто там?”

Ребёнок: Кем анда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мияу и Акбай пришли в гости к нам. Как мы пригласим их к нам домой?

Ребёнок:  Кошка (Мияу), иди сюда! – Песи (Мияу), кил монда! Собака (Акбай),иди сюда!- Эт (Акбай), кил монда!

 

Повторите вместе с ребёнком слова песни:

 

Мияу – Мияу! Мин песи. (Мияу- Мияу! Я кошка)

Мияу – Мияу! Мин песи. (Мияу- Мияу! Я- кошка)

Һау – Һау! Мин эт. (Гав- Гав! Я собака)

Һау – Һау! Мин эт.  (Гав- Гав! Я собака)

 

 

 

 

 

 

Тема: “Мои друзья”-  “Минем дуслар”.

 

 

Игра: “Кого нет?”- “Кем юк?”

Грамматика.

Кем?- кто? Нәрсә?- что?

В татарском языке слова, обозначающие животных  и птиц, отвечают на вопрос нәрсә?- что?Но в сказках часто употребляется вопрос кем?- кто?


Родитель показывает на каждую картинку и спрашивает:

- Бу нәрсә?( Это что?)

Ребёнок: Бу песи (Это кошка)

-Бу нәрсә?(Это что?)

Ребёнок :-Бу эт.(Это собака)

 

Родитель закрывает рукой любую картинку и спрашивает:

 -Нәрсә юк? – Чего?(кого?) нет?

 

Ребёнок: Песи, эт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой:  “Найди, обведи”. (            )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  “Да- нет”-“Әйе-юк”.

 

Активные слова: Да – әйе , нет - юк, до свидания - сау бул.

 

Родитель: Коля, Оля, посмотрим на эти картинки и вспомним наших членов семьи по татарски:

- әти. (Папа)

- әни. (Мама)

- малай.(Мальчик)

-кыз. (Девочка)

-песи. (Кошка)

- эт. (Собака)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Да- нет”-“Әйе-юк”.

 

Родитель показывает на папу и спрашивает:

- Әти? (Папа)

Ребёнок: Әйе. (Да)

 

Родитель показывает на мальчика спрашивает:

- Әни?(мама)

Ребёнок: Юк , бу малай . (Нет, это мальчик)

Игра  так же продолжается пока не закончатся картинки.

 

Родитель: Оля, Коля, как мы попрощаемся с членами семьи:

Ребёнок:

- Сау бул, әни (әти, кыз, малай, эт, песи).

 

 

Тема:  “Да- нет”- “Әйе-юк”.

 

Активные  слова: Бабушка - әби , дедушка - бабай.

 

Родитель:Коля, Оля, к нам сегодня пришли гости, давай вспомним, кто?

 

 

 

 

 

Родитель:  Әби (Бабушка). Бабай (Дедушка).

(Потом повторяется вместе с ребёнком)

 

Задание с картинкой:   “Пригласи в дом” . (   )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Давайте поиграем”- “Әйдәгез, уйныйбыз”

 

Игра : “Кого нет?”-“Кем юк?”

 

Родитель: Оля, Коля, вспомним с тобой членов семьи на татарском языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Әби- бабушка, бабай- дедушка, малай- мальчик, кыз- девочка,әни- мама, әти- папа.

Родитель закрывает  одну картинку  с изображением  одного  члена  семьи и спрашивает:

-Кем юк? (Кого нет?)

Ребёнок:Әти (әни, кыз, малай) - Папа (мама, девочка, мальчик)

 

Словесная игра: “Я кого задумала”-“Мин кемне уйладым?”

 

Родитель задумывает про себя кого- либо из членов семьи, но не говорит ребёнку. Ребёнок  должен отгадывать.

 

Ребёнок: Әни? (Мама?)

Родитель: Юк. (Нет)

Ребёнок: Әти? (Папа)

Родитель: Әйе.(Да)

 

 Игра продолжается пока не назовут всех членов семьи.

 

 

Тема: “Безнең кунаклар”- “Наши гости”

 

Активное слово: Хорошо - әйбәт.

Речевой образец: Как дела?- хәлләр ничек?

Игровая ситуация: “Хәлләр ничек?”- “Как дела?”

 

Родитель: Акбай и Мияу очень вежливые. При встрече они здороваются и друг у друга спрашивают «Как дела?» “Хәлләр ничек?”.

 А как ты поздороваешься и спросишь как дела? По  - татарски?

Ребёнок: Исәнме,әни! (Здравствуй, мама!)

Родитель: Исәнме, Коля, Оля. (Здравствуй, Коля, Оля)

Ребёнок: Әни, хәлләр ничек? (Мама, как дела?)

Родитель: Әйбәт. Коля, Оля, хәлләр ничек? (Хорошо.Коля,Оля, как дела?)

Ребёнок: Әйбәт.(Хорошо)

 

Пальчиковая игра:  “Семья”- “Гаилә”.

 

 

Бу бармак бабай, (Этот пальчик дедушка)

Бу бармак әби,(Этот пальчик бабушка)

Бу бармак әти, (Этот пальчик папа)

Бу бармак әни,(Этот пальчик мама)

Бу бармак малай (на правой руке).

     (Этот пальчик мальчик)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни

Бу бармак кыз (на левой руке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:“Безнең кунаклар”- “Наши гости”.

 

Повторяйте вместе с ребёнком пальчиковую игру:  “Семья”- “Гаилә”.

Бу бармак бабай, (Этот пальчик дедушка)

Бу бармак әби, (Этот пальчик бабушка)

Бу бармак әти, (Этот пальчик папа)

Бу бармак әни, ,(Этот пальчик мама)

Бу бармак малай (Этот пальчик мальчик)

                                (на правой руке).

Бу бармак бабай,

Бу бармак әби,

Бу бармак әти,

Бу бармак әни,

Бу бармак кыз (Этот пальчик девочка)

(на левой руке).

 

Задание по картинке : “Пальчиковая игра”  )

Тема:  “Гостинец от бабушки”- “Әби күчтәнәче”

Активное слово: Хлеб - ипи

 

 Игровая ситуация: “Гостинец от бабушки - “Әби күчтәнәче”.

 

 

 Родитель ребёнку: Бабушка принесла гостинец. Попробуй угадать по картинке, что это?

Ребёнок: хлеб- ипи.

Родитель: А давай угостим Мияу и Акбая хлебом.

Ребёнок : Мияу, мә ипи.

Мияу: Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой:  “Угости хлебом” . (            )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : “Гостинец от дедушки”- “Бабай күчтәнәче”.

Активное слово: Яблоко- алма.

Родитель ребёнку: Дедушка принёс гостинец. Попробуй угадать по картинке, что это?

Ребёнок: Яблоко- алма.

 

 

 

 

 

Родитель:А давай угостим Мияу и Акбая яблоком:

Ребёнок: Мияу, мә алма. (Мияу, на яблоко)

Мияу: Рәхмәт. (Спасибо)

Ребёнок: Акбай, мә алма.

Акбай: Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой:  “Угости яблоком” (           )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Положи в корзину”-  “Кәрзингә сал”.

 

(Вырежьте с ребёнком картинки яблок и хлеба и приклейте в корзины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  “Молоко, чай” - “ Сөт, чәй”.

Активные слова: Чай - чәй, молоко-сөт.

 

Игровая ситуация:

“Акбай и Мияу пьют чай и молоко”- “Акбай белән Мияу чәй, сөт эчәләр”.

 

Родитель: Наши друзья Акбай и Мияу принесли какие- то продукты. Коля, Оля, скажи пожалуйста, что они принесли?

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой: “Найди пару”- “Парын тап” . (          )

Найдите пару и проведите стрелкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Угости друга”- “Дустыңны сыйла”.

Активные слова: мә - на, спасибо - рәхмәт.

 

 

Родитель: На картинке Акбай и Мияу угощают друг друга. Давай вспомним как они угостят друг друга?

 

Акбай: Мияу, мә сөт. (Мияу, на молоко)

Мияу: Акбай, мә ипи.(Акбай, на хлеб)

 

 

 

 

 

 

Родитель: Акбай и Мияу друг друга угостили. А что они забыли сказать за угощение?

Ребёнок: Спасибо.

Родитель: Правильно, “Спасибо” – “Рәхмәт”.

Игровая ситуация:

“Акбай и Мияу угощают детей чаем и молоком” “Акбай һәм Мияу балаларны чәй, сөт белән сыйлыйлар”.

Родитель: Наши друзья Акбай и Мияу хотят вас угостить. Они приглашают вас в гости.

Мияу: Оля, мә чәй (алма, ипи, сөт).

Оля: Рәхмәт.

Акбай: Коля, мә ипи.

Коля: Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой:  “Найди и вырежь соответствующий рисунок и приклей рядом с картинкой.”

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

Тема:  “Угости кошку и собаку”- “Песине һәм этне сыйла”.

 

Активные слова: Вкусный -тәмле, иди сюда - кил монда.

 

Игровые ситуации:

 

“Позови Мияу”- “Мияуны чакыр”.

 

Родитель: Коля, Оля, давай  вместе с тобой вспомним как мы позовём  Мияу и Акбая?

Ребёнок : Мияу, иди сюда. - Кил монда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Угости Мияу и Акбая”- “Мияу һәм Акбайны сыйла”.

 

Родитель: Мияу проголодался. Давай, его угостим вкусным молоком.

Ребёнок: Песи, мә сөт. Сөт тәмле (ме)?- Мияу, на молоко. Молоко вкусное?

Мияу: Сөт тәмле, тәмле. Рәхмәт. – Молоко вкусное, вкусное.

Ребёнок :  Акбай, мә ипи. Ипи тәмле (ме)?- Акбай, на хлеб. Хлеб вкусный?

Акбай: Ипи тәмле, тәмле. Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог.

а) Акбай: Оля, кил монда. Мә ипи. Ипи тәмле (ме)?

Оля: Ипи тәмле. Рәхмәт.

б) Мияу: Коля, кил монда. Мә алма. Алма тәмле (ме)?

Оля: Алма тәмле. Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

Тема: “Угощаем гостей”-“Кунак сыйлыйбыз”.

 

Активное слово: Садись - утыр.

 

Игровая ситуация: “Акбайны утырт”- “Посади Акбая”.

 

Родитель: Сегодня у нас Акбай в гостях. Давай  позовём Акбая,поздороваемся, спросим как дела  и посадим на красивый стул.

Вместе: Акбай, кил монда. (Акбай, иди сюда).

Акбай: Исәнмесез. (Здравствуйте)

Вместе: Исәнме, Акбай. Хәлләр ничек? (Здравствуй, Акбай. Как дела?)

Акбай: Әйбәт. (Хорошо)

Вместе: Акбай, садись. Утыр.

Акбай: Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Игровая ситуация: “Угости гостя”- “Кунак сыйла”.

 

а) Акбай: Мияу, кил монда. Мә,сөт. (Мияу, иди сюда. На, молоко)

Мияу: Рәхмәт. Сөт тәмле. (Спасибо. Молоко вкусное)

б) Акбай: Оля, кил монда. Мә чәй. (Оля, иди сюда. На чай)

Оля: Рәхмәт. Чәй тәмле. (Спасибо.Чай вкусный)

в) Мияу: Коля, кил монда. Мә алма. (Коля, иди сюда. На яблоко)

Коля: Рәхмәт. Алма тәмле. (Спасибо. Яблоко вкусное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Угости гостя” -“Кунакны сыйла”.

Активное слово: Кушай - аша.

 

Игоровая ситуация: “Мияу белән Акбайны ашат”.

 

Родитель: Нам надо угостить Мияу и Акбая, как мы угостим их яблоком и хлебом на татарском языке?

Ребёнок : Мияу, кил монда, утыр. Мә, ипи аша.(Мияу, иди сюда, садись. На, ешь хлеб)

Мияу: Рәхмәт. Ипи тәмле. (Спасибо. Хлеб вкусный)

Ребёнок: Акбай кил монда, утыр. Мә алма аша. (Акбай, иди сюда. На , кушай яблоко)

Мияу:  Рәхмәт. Алма тәмле. (Спасибо. Яблоко вкусное)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой:  “Угости”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “За чайным столом”- “Чәй табыны артында”

 

Активное слово: Пей - эч.

 

Игровая ситуация:

“Мияу белән Акбайга чәй, сөт эчерт”-“Угости Мияу и Акбая молоком”.

Родитель: Нам надо угостить Мияу и Акбая, как мы угостим их молоком и яблоком на татарском языке?

 

Родитель: Мияу, кил монда, утыр. Мә, сөт эч. (Мияу, иди сюда. На, пей молоко)

Мияу: Рәхмәт. Сөт тәмле.(Спасибо. Молоко вкусное)

Родитель: Акбай, кил монда, утыр. Мә, чәй эч. (Акбай, иди сюда, садись)

Акбай: Рәхмәт. Чәй тәмле. (Спасибо.Чай вкусный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой:  “Угости чаем (молоком)”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Игрушки”- “Уенчыклар”.

Активные слова: Дай- бир, мяч- туп.

Речевой образец: бу нәрсә? (это что?)

Игра: “Серле сандык”- “Волшебный сундучок”.

Родитель: Акбай и Мияу принесли “Чудесную коробку”. Давай посмотрим, что лежит в этой коробке.Что это? Бу нәрсә? Коля, Оля, бу нәрсә?

Ребёнок: Туп. (Мячик)

 

 

 

 

 

 

 

Словесная игра: “Мә, туп”.

 

Родитель: Коля, Оля, давай с тобой поиграем в мяч. Как ты скажешь:

-На, мяч?

Ребёнок: Әни, мә туп.

Әни: Рәхмәт. Коля, Оля, мә туп.

Ребёнок: Рәхмәт. Оля, мә туп.

 

 

 

Игра:“Бир-дай– мә-на”.

Родитель и ребёнок садятся напротив друг друга и катают мяч.

Родитель: - Туп бир.

Ребёнок: - Мә, туп.

 

 Игра: “Собери мячик из частей, вырежь и приклей”- “Тупны кис, өлешләрдән җый һәм беркет”.

 

 

                                                                           --------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Зур – кечкенә”- “Большой- маленький”.

Активные слова: Большой- зур, маленький- кечкенә, прыгай - сикер.

 

Игровая ситуация:  “Зур туп, кечкенә туп”.

Родитель: Коля, Оля, посмотри на картинки и ответь: бу нәрсә?

 

Родитель: Бу нәрсә? (показывая на большого мяча)

Ребёнок: Туп. Туп зур. (Мяч. Болшой мяч)

Родитель: Бу нәрсә? (показывая на маленького мяча)

Ребёнок: Туп. Туп кечкенә. (Мяч. Маленький мяч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игоровая ситуация:

“Дай большой кошке большой, маленькой кошке маленький мяч” –

“Зур песигә - зур туп, кечкенә песигә - кечкенә туп бир”.

 

- Мә, зур туп. (На, большой мяч)

- Мә, кечкенә туп. (На, маленький мяч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная игра:  “Туп” .

а)   Туп-туп (мяч- мяч),

      Зур туп (большой мяч ).

      Сикер-сикер(прыгай- прыгай),

      Зур туп (большой мяч)(ребёнок прыгает вместе с родителем).

б)   Туп-туп (мяч- мяч),

       Кечкенә туп (маленький мяч)

       Сикер-сикер (прыгай- прыгай),

       Кечкенә туп (маленький мяч).

(Ребёнок прыгает вместе с родителем)

 

 

Тема: “День рождения”-“Туган көн”.

 

Игровая ситуация:  “Акбайны чакыр”.

Родитель: Сегодня у Акбая день рождения. Давай, позовём Акбая и посадим на красивый стул.

Вместе: Акбай, кил монда. (Акбай, иди сюда)

Акбай: Исәнмесез. (Здравствуйте)

Вместе: Исәнме, Акбай. (Здравствуй, Акбай)

-Хәлләр ничек? (Как дела?)

Акбай: Әйбәт. (Хорошо)

Вместе: Акбай, кил монда, утыр. (Акбай, иди сюда, садись)

Акбай: Рәхмәт. (Спасибо)

 

 

Игровая ситуация: “Акбайга уенчык бүләк ит”.

Родитель: А давай мы подарим Акбаю  большой и маленький мяч.

Ребёнок: Акбай, мә зур туп. (Акбай, на большой мяч)

Акбай: Рәхмәт. (Спасибо)

Ребёнок: Акбай, мә кечкенә туп. (Акбай, на маленький мяч)

Акбай: Рәхмәт. (Спасибо)

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая ситуация: “Угости Акбая”-“Акбайны сыйла”.

Родитель: Акбай угощает Мияу молоком ,а Мияу Акбая  хлебом. Как они  угостят друг друга?

Акбай: Мияу, мә сөт эч. (Мияу, на попей молоко)

Мияу: Рәхмәт. Сөт тәмле. (Спасибо. Молоко вкусное)

Мияу: Акбай, мә ипи аша. (Акбай, на кушай хлеб)

Акбай: Рәхмәт. Ипи тәмле. (Спасибо. Хлеб вкусный)

 

Тема: “Курчак кунакка килгән”- “В гости пришла кукла”

Активные слова: красивый (ая) – матур, кукла- курчак.

 

Игра: “Бу нәрсә?”

 

Родитель: В волшебном сундуке появилась новая игрушка. Давай посмотрим и вспомним, что это? Бу нәрсә? Курчак- кукла.

 

 

 

 

 

 

Диалог.

Родитель: Коля, Оля, давай поздороваемся и узнаем как дела у куклы и посадим на стул?

Кукла: Исәнмесез. (Здравствуйте)

Вместе: Исәнме, курчак. Хәлләр ничек? (Здравствуй, кукла. Как дела?)

Кукла: Әйбәт. (Хорошо)

Вместе: Курчак, кил монда. Утыр. (Какла, иди сюда. Садись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Делай комплимент кукле”

 

Родитель: Наша кукла очень красивая. Давай сделаем ей комплимент.

Ребёнок: Курчак матур!

 

 

 

 

 

 

Тема: “Магазин игрушек” -“Уенчыклар кибете”.

 

Сюжетно-  ролевая  игра: “В магазине игрушек”- “ Уенчыклар кибетендә”.

 

Поиграйте вместе с ребёнком в игру “Магазин игрушек”.

Родитель в роли продавца.

Ребёнок: Әни, туп бир. (Мама, дай мячик)

Родитель: Мә туп. (На мячик)

Ребёнок: Рәхмәт. (Спасибо)

-Әни, курчак бир. (Мама, дай куклу)

Родитель: Мә курчак. (На куклу)

Ребёнок: Рәхмәт. (Спасибо)

 

 

 

 

 

 

 

Задание с картинкой: “Найди и отметь”.  (             )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  “Новые игрушки”- “Яңа уенчыклар”.

Активные слова: Заяц куян-, аю- медведь, нинди- какой?

 

Игра: “Волшебный сундучок”- “Серле тартма”.

 

Родитель: Мияу и Акбай принесли волшебный сундучок. Давай посмотрим и вспомним какие игрушки они принесли?Песи- кошка, эт-собака, курчак-кукла, туп- мяч, машина- машина, аю - медведь, куян - заяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Чего нет?”-“Нәрсә юк?”

Родитель одной рукой закрывает любую игрушку и спрашивает:

-Бу нәрсә? (Это что?)

    А ребёнок должен угадывать что за игрушка спрятана.

 

Игра: “Я какую игрушку задумала?”-“Мин нинди уенчык турында уйладым?”

Ребёнок: Курчак? (Кукла)

Родитель: Юк. (Нет)

Ребёнок: Туп? (Мячик?)

Родитель: Юк. (Нет)

Ребёнок: Аю? (Медведь?)

Родитель: Әйе, аю. (Да, медведь) (Игра продолжается)

 

Словесная игра: “Эта игрушка какая?”-“Бу уенчык нинди?”

Родитель: Аю нинди? (Медведь какой?)

Ребёнок: Аю зур (кечкенә, матур, әйбәт).- Медведь большой (маленький, красивый, хороший)

 

Игра так же продолжается..

 

 

Тема: “Играем”-“Уйныйбыз”.

 

Игра: “Магазин игрушек”-  “Уенчыклар кибете”.

Родитель: Коля, Оля, а давай поиграем в игру “Магазин игрушек”

Ребёнок: Аю бир. (Дай медведя)

Родитель: Нинди аю? (Какую медведь?)

Ребёнок: Зур аю. (Большую медведь)

Родитель: Мә, зур аю. (На, большую медведь)

Ребёнок: Рәхмәт. (Спасибо)

Ребёнок: Курчак бир. (Дай куклу)

Родитель: Нинди курчак? (Какую куклу?)

Ребёнок: Матур курчак. (Красивую куклу)

Родитель:Мә,  матур курчак. (На, красивую куклу)

Ребёнок: Рәхмәт. (Спасибо)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяйте вместе с ребёнком песню “Карусель”.

 

Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә,

Матур курчак әйләнә,

Зур-зур аю әйләнә,

Кечкенә куян әйләнә.

Әллә-лә, әллә-лә, карусель әйләнә,

Матур курчак әйләнә,

Зур-зур аю әйләнә,

Кечкенә куян әйләнә.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Мы любим играть”- “Без уйнарга яратабыз”.

 

Игра: “Подумай и скажи!”- “Уйлап әйт!”.

 

Ребёнок отварачивается. Родитель показывает разные картины игрушек. Ребёнок должет отгадывать.

Ребёнок: Курчак? (Кукла?)

Родитель: Юк. (Нет)

Ребёнок: Куян? (Зайчик?)

Родитель: Әйе. (Да)

Ребёнок:Туп?  (Мячик?)

Родитель: Әйе. (Да) (Игра продолжается)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Что маленькое, что большое?”-“Нәрсә зур, нәрсә кечкенә?”

Родитель: Я сейчас покажу тебе игрушки, а ты скажи маленькая или большая?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Подарок  для Мияу”-“Мияуга бүләк”

 

Игровая ситуация:“Позови Мияу”- “Мияуны чакыр”.

Родитель: Коля, Оля, давай к себе в гости позовём Мияу, спросим как у него дела?, посадим на стул.

Вместе: Мияу, кил монда. Исәнме, Мияу.

Мияу: Исәнмесез.

Вместе: Хәлләр ничек?

Мияу: Әйбәт. Рәхмәт.

Вместе: Утыр, Мияу.

Мияу: Рәхмәт.

 

 

 

 

Игра: “Подари Мияу игрушки!”-“Мияуга уенчык бүләк ит!”

 

Родитель: Коля, Оля, давай подарим Мияу игрушки: курчак- куклу, куян-зайца, аю- медведя, туп-мяч, зур аю-большого медведя, кечкенә песи-маленькую кошку, зур эт-большую собаку.

Ребёнок: Мә, Мияу, эт! (На, Мияу, собаку!)

Мияу: Рәхмәт! (Спасибо!)

Ребёнок: Мә, Мияу, кечкенә песи!(На, Мияу маленькую кошку)

Мияу: Рәхмәт! (Спасибо)

Ребёнок: Мә, Мияу, куян! (На, Мияу, зайчика)

Мияу: Рәхмәт! (Спасибо)

Ребёнок: Мә, Мияу, машина! (На, Мияу, машину)    

Мияу: Рәхмәт! (Спасибо)

Ребёнок: Мә, Мияу, зур аю!  (На, Мияу, большую медведь)

Мияу: Рәхмәт! (Спасибо!)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Магазин игрушек”-“Уенчыклар кибете”

 

Активное слово: Как дела?- хәлләр ничек?

 

Игра: «Уенчыклар кибете”- “Магазин игрушек”

 

 

Акбай: Исәнме, Мияу!

Мияу: Исәнме, Акбай!

Акбай: Хәлләр ничек?

Мияу: Әйбәт.

Акбай: Аю бир.(Дай медведя)

Мияу: Нинди аю?

Акбай: Зур аю.

Мияу: Мә, зур аю.

Акбай: Рәхмәт.

Мияу: Сау бул, Акбай!

Мияу: Сау бул, Мияу!

 

 

Задание по картинке:  “Подари Алсу игрушку” (           )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема: “Играй”- “Уйна”.

 

Игровая ситуация: “Попроси и играй”-“Сорап ал һәм уйна”.

Родитель: Коля, Оля, как ты попросишь у Акбая игрушки чтоб играть?

 

 

Оля:  Акбай, куян бир.

Акбай: Нинди куян?

Оля: Кечкенә (зур) куян.

Акбай: Мә, кечкенә (зур) куян, уйна. (На, маленького зайца, играй)

Оля: Рәхмәт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Делай то, что я скажу”- “Мин кушканны үтә, әйт”.

 

Родитель: Коля, Оля, давай вместе с тобой дадим команду игрушкам.Они должны будут кушать, садиться, пить, играть.

 

-Аю, кил монда, утыр.

-Куян, кил монда, аша.

-Курчак, кил монда, эч.

-Акбай, кил монда, уйна.

-Песи, кил монда, эч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Моем игрушки”- “Уенчыклар юабыз”.

Активные слова: Грязный -пычрак, чистый- чиста, мой (помой)- ю!

Родитель: Оля, Коля, давай вспомним с тобой слова  грязный и чистый на татарском языке?

Ребёнок:Грязный- пычрак, чистый- чиста.

 

 

- Аю чиста.

-Аю пычрак.

-Куян чиста.

-Куян пычрак.

-Туп чиста.

-Туеп пычрак.

 

Игровая ситуация: “Помоги помыть игрушки”- “Уенчык юарга ярдәм ит”.

 

Родитель: После прогулки игрушки испачкались. Надо их помыть. Акбай, помой мячик. Туп ю.

 Попросите друг друга помыть игрушку.

Оля: Коля, машина ю.

Коля: Оля, курчак ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Ю”- “Мой!”,“Помой!”.

Активное  слово: ю-мой! (помой!)

 

 

Повторите с ребёнком стихотворение “Ю”- “Помой”.

Ю, ю, ю – туп ю.

Ю, ю, ю – машина ю.

Ю, ю, ю – курчак ю.

Ю, ю, ю – куян ю.

Ю, ю, ю – алма ю.

Ю, ю, ю – аю ю.

Ю, ю, ю – песи ю.

Ю, ю, ю – эт ю.

 

 

Задание по картинке: “Отметь правильно” (            )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Числа”- “Саннар”.

 

Активные слова: один- бер, два- ике, три- өч, четыре - дүрт, пять -биш.

Речевой образец: ничә? (сколько?)

 

Игра: “Барысы ничә?”- “Вместе сколько?”

 

Родитель: Акбай и Мияу принесли сегодня игрушки, а давай мы вместе вспомним и сосчитаем с тобой сколько? – Ничә?

 

(Курчак-кукла, машина-машина, туп- мяч, куян- заяц, аю-медведь)

Образец:  - Ничә куян?  

       - Дүрт куян. Ит.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра: “Сосчитай сколько членов семьи?”

 

Игра:  “Кем юк? Ничә?” – “Кого нет?”Сколько?

Родитель закрывает одну картинку из членов семьи и спрашивает:

Родитель: Кем юк? (Кого нет?)

Ребёнок: Әти юк. (Папы нет)

Родитель: Сосчитай, сколько осталось? Сана, ничә калды?

Родитель: Бер, ике, өч, дүрт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание по картинке: “Сосчитай, сколько яблок”. (         )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяйте вместе с ребёнком песни “Туп”- “Мяч”, “Аю”- Медведь”

 

Туп, туп, матур туп,

Сикер, сикер матур туп.

Бер, ике, өч, дүрт, биш,

Сикер, сикер, матур туп.

 

 

 

 

 

 

Бер, ике, өч, дүрт, биш аю,

Зур аю, матур аю.

Бер, ике, өч, дүрт, биш аю,

Зур аю, матур аю.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  “Игрушки”- “Уенчыклар” (Повторение)

 

Игра: “Какой игрушки нет?”- “Нинди уенчык  юк?”.

 

Родитель закрывает рукой одну игрушку и спрашивает:

- Нәрсә юк?

Ребёнок: Куян юк (туп юк. һ.б.).

 

 

 

 

 

 

Дидактик уен: “Подумай и скажи сколько игрушек?”- “Уйлап әйт, ничә уенчык?”

 

Ребёнок отврачивается.  Родитель показывает,  например, 2 игрушки и спрашивает:

- Ничә?  Ребёнок должен угадывать.

Ребёнок: Өч?

Родитель: Юк.

Ребёнок: Ике?

Родитель: Әйе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяйте вместе с ребёнком:

Бер аю, ике аю, өч аю, дүрт аю, биш аю, зур аю.

Бер куян, ике куян, өч куян, дүрт куян, биш куян, кечкенә куян.

Бер песи, ике песи, өч песи, дүрт песи, биш песи, матур песи.

Бер эт, ике эт, өч эт, дүрт эт, биш эт, әйбәт эт.

Бер туп, ике туп, өч туп, дүрт туп, биш туп, чиста туп

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Сколько игрушек?”-“Ничә уенчык? ”

 

Игра: “Магазин”-“Уенчыклар кибете”.

 

Родитель в роли продавца.

 

Родитель: Исәнме, Коля, Оля! (Здравствуй, Коля, Оля!)

Ребёнок: Исәнме, әни! (Здравствуй, мама!)

Родитель: Хәлләр ничек? (Как дела?)

Ребёнок: Әйбәт. (Хорошо)

-Куян бир. (Дай зайчика)

Родитель: Ничә куян? (Сколько зайчика?)

Ребёнок: Ике. (Два)

Родитель: Мә, ике куян. (На, два зайчика)

Ребёнок: Рәхмәт. (Спасибо)

Родитель: Сау бул, Мияу! (До свидания, Мияу!)

Ребёнок: Сау бул, Акбай! (До свидания, Акбай!)

 

Вырежьте рисунки. И при помощи этих игрушек поиграйте в игру “Магазин”- “Кибет”.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Играем вместе”-”Бергәләп уйныйбыз”

 

Пальчиковая игра: “Семья”- “Гаилә”.

Вспомним, как мы здороваемся на татарском языке?

-Исәнме, бабай.

-Исәнме, әби.

-Исәнме, әти.

-Исәнме, әни.

-Исәнме, малай.

 

 

 

-Исәнме, бабай.

-Исәнме, әби.

-Исәнме, әти.

-Исәнме, әни.

-Исәнме, кыз.

 

 

 

Задание по картинке: “Найди пару”.   (        )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Зовём гостей”-“Кунак чакырабыз”.

 

Игра:“Зовём гостей”- “Кунак чакырабыз”.

 

Мияу пригласила Акбая  в гости.Давай вспомним вместе как они будут приветствовать, и угощать друг друга.

 

 

Мияу: Исәнме, Акбай!

Акбай: Исәнме, Мияу!

Мияу: Акбай, кил монда. Утыр.

Акбай: Рәхмәт.

Мияу: Акбай, мә ипи , аша.

Акбай: Рәхмәт. Ипи тәмле.

Мияу: Сау бул, Акбай!

Акбай: Сау бул, Мияу!

 

Задание по картинке: “Угости”.

Вырежьте с ребёнком  картинки, угостите членов семьи  и приклейте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

Тема: “Кто живёт в этом доме?”- “Бу өйдә кем яши?”

Игровая ситуация: “Бу өйдә кем яши? Ул нинди?”-

 “Кто живёт в этом доме?” “Он какой?”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родитель: Какой красивый дом. Давай  вспомним кто в этом доме живёт?

-Бу кем?

Ребёнок: Әти (әни, бабай, әби, кыз, малай).

Родитель: Әти (әни, бабай, әби, кыз, малай) нинди?

Ребёнок: Зур (матур, әйбәт).

 

 

Задание по картинке: “Найди, назови и обведи”. (          )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книга для родителей

В помощь родителям русскоязычных детей 4-5 лет  по изучению татарского языка