Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1 имени Петра Семеновича Курасанова» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Визитная карточка

Адрес: 423100, Республика Татарстан, Черемшанский муниципальный район, с. Черемшан, ул. Советская, д. 46
Телефон: +7(843)-962-57-35
E-Mail: cher1_58@mail.ru; sch1.cheremshan@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "Черемшанская СОШ №1 им. П. С. Курасанова"
Руководитель: Муксинова Лейлагуль Вагизовна
Год основания учреждения: 1862
У нас учатся: 353 обучающихся, 9 воспитанника
У нас учат: 38 педагогов, 1 воспитатель.

Программа информатизации

 


 
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МОУ «Черемшанская Протокол №5 от 22 мая 2010г средняя общеобразовательная
школа:_________Г.А.Скворцова
Приказ № 27 от 22 мая 2010г.

 

 

 
ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
МОУ «Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
на 2010-2013 годы.
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Состояние проблемы
Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года)
Информатизация – внедрение современных средств обработки информации во все сферы общества, начало эволюционного перехода к информационному обществу.
В настоящее время состояние современного общества характеризуется сильным влиянием на него информационно-коммуникативных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя глобальное единое информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. На современном этапе в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.
2. Цели:
  1. Создание единой образовательной информационной среды, учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.                       
  2. Развитие способностей обучающихся, удовлетворение их потребностей, подготовки к будущей самостоятельной жизни.

 
3. ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: Поэтапное построение информационного пространства образовательного учреждения при условии обеспечения возможности обмена информацией для:
  • планирования и управления учебным процессом
  • администрирования деятельности образовательного учреждения
  • организации содержания обучения
Для этого необходимо:
  1. Создать условия для перехода на новый качественный уровень использования компьютерной техники, новых информационных технологий.
  2. Обеспечить необходимые правовые, научно-методические, организационные, информационные, кадровые и другие условия для перехода на новый уровень использования ИКТ.
  3. Создать единое информационную среду обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях).
  4. Формировать информационную культуру учащихся, повысить качество образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
  5. Осуществлять развернутый мониторинг образовательной деятельности.
  6. Развивать контакты посредством Интернет.
  7. Автоматизировать документооборот, создать информационно-коммуникативное обеспечение образовательного пространства.
  8. Совершенствовать материально-техническую базу школы, обеспечивающую системное внедрение и активное использование ИКТ.
  9. Участвовать в региональных и общероссийских программах по информатизации образования.
  10. Реализовывать программы дополнительного образования, предусматривающие освоение обучающимися новых информационных технологий.
4. Нормативно-правовая база программы:
К настоящему времени в Республике Татарстан уже накоплен существенный опыт работы в области информатизации образования. Вся деятельность в этом направлении ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми актами РФ и РТ, регламентирующими вопросы развития информатизации и использования ИКТ:
– Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года,
- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992г. № 3266-1,
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р),
– Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803),
– Закон Республики Татарстан "Об образовании" от 19.10.1993г. 1982-XII,
– Распоряжение Кабинета Министров РТ (№201-р от 12.02.07 г.) о реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан.
– Постановление Кабинета Министров РТ "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование в Республике Татарстан" от 11.12.2006 г. № 617.
– Закон Республики Татарстан "Об информационных ресурсах и информатизации Республики Татарстан" от 13.01.2004 г. № 3-ЗРТ.
- Республиканская комплексная целевая программа «Информатизация образования в республике ТАТАРСТАН» на 2008-2010 годы, 
- Регламент работы учителей и школьников Республики Татарстан
в сети Интернет,
- Должностная инструкция ответственного за работу «точки доступа к Интернету» в школе,
- Регламент работы образовательных учреждений с электронной почтой,
- Порядок обработки, передачи и приема документов по электронной почте,
- Инструкция по организации антивирусной защиты в образовательных учреждениях.
- Положение о школьной команде по информатизации школы.
- Программа «Электронная Россия»
- проект "Развитие информационной среды для детей с ограниченными возможностями"
5. Назначение программы
Программа информатизации является важным средством в реализации основных приоритетных направлений модернизации образования и внедрения республиканской целевой программы «Информатизация образования в Республике Татарстан». Программа рассчитана на все структурные подразделения ОУ: на педагогический и ученический коллективы, социально-педагогическую и психологическую службы школы, библиотеку, администрацию. Программа предполагает создание условий для внедрения и адаптации процессов информатизации в систему образования в рамках школы, предмета, конкретного урока, использование информационных технологий в различных областях учебной деятельности, ориентацию на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества.
6. Анализ текущего состояния информатизации школы
Раздел 1. Общие сведения
п/п
Показатель
Значение
1
Субъект Российской Федерации
Республика Татарстан
2
Полное название учреждения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района
 
3
Почтовый адрес
423100, Республика Татарстан, с.Черемшан, ул.Советская, 46
4
Количество используемых абонентских телефонных номеров
3
8(84396)2-57-35, 2-55-44, 2-58-47
5
Адрес электронной почты
Cher1_58@mail.ru
6
Интернет-сайт
sch-628.narod2.ru
7
Численность учащихся
317
 
Раздел 2. Техническая оснащенность
п/п
Показатель
Значение
8
Количество компьютеров (всего)
26
9
Количество компьютеров, используемых в учебном процессе
23
10
Количество компьютеров, используемых в административных целях
5
11
Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники
7
12
Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях)
23
13
Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе
11
14
Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы
есть
15
Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы
11
16
Количество принтеров
7
17
Количество сканеров
3
 
Раздел 3. Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения
п/п
Показатель
Значение
18
Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (количество)
44 наименования
19
Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет)
да
20
Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет)
да
21
Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) (да/нет)
да
22
Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет)
да
23
Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) (да/нет)
да
 
Раздел 4. Доступ в Интернет
п/п
Показатель
Значение
28
Наличие доступа в Интернет (да/нет)
да
29
Количество ПК, имеющих доступ в Интернет
11
30
Вид подключения:
Широкополосное подключение через аппаратуру цифрового доступа

 
В школе обучаются 317  учащихся, это 17 классов: 6 классов начальной школы, 8 классов основной общеобразовательной школы, 3 класса средней
(полной) общеобразовательной школы. Все классы занимаются по программам общеобразовательной школы. 
Ежегодно ведётся   учебный предмет «Информатика и ИКТ» в 10, 11 классах, с 2007-2008 учебного года информатика как учебный предмет ведётся с 5 класса (в кадетских классах). Во 2 – 4 классах знакомство с компьютером и видами информации происходит в модуле «Информатика» в курсе предмета «Технология». ОУ имеет 34 учебных кабинетов и лабораторий, кабинет психолога и библиотеку с читальным залом,  столовую на 126  посадочных мест, медицинский кабинет, 2 спортзала, две мастерские.
На текущем этапе создана электронная база учебной литературы, начата работа по созданию электронной базы художественной литературы. База позволяет быстро найти информацию по учебникам, программам. Также в библиотеке имеются электронные диски с различными программами по всем предметам. В компьютерном классе создана локальная сеть, которая объединила 11 компьютеров: Учителями-предметниками в текущем учебном году проведено 12 уроков с использованием ИКТ (биология, география, русский язык, татарский язык, история, обществознание). ИКТ применяются учителями и учащимися школы в исследовательской и проектной деятельности. Появилась выделенная линия для выхода в Интернет 128 кбит/с, что ускорило работу по созданию школьного сайта, но сайт по-прежнему хостится на бесплатном сервере в домене третьего уровня sch-628.narod2.ru. Учителя продолжают повышать уровень ИКТ. Педагоги проходят обучение на базе районного Информационно-методического центра, а также своими силами внутри школы или дистанционно. Введены обязанности в должность заместителя директора по учебной работе школы по информатизации. Установлены и начинают функционировать программы автоматизации управленческой деятельности 1С:ХроноГраф Школа 2.5, интеракивная автоматизированная среда составления расписания и оперативного управления учебным процессом ХроноГраф 3.0 Мастер, программа «Ректор-Школа».
Педагогический коллектив: 36 преподавателей, 30 преподавателей  имеют высшее образование, 25 человек – первую квалификационную категорию, 3 человека - вторую квалификационную категорию, в этом учебном году в школу пришел 1 молодой  специалист.
Практические  навыки работы на ПК имеют:
 30 учителей имеют ПК дома, из них 24 имеют выход в Интернет.
95% учителей могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ, 38% - подобрать программное обеспечение для учебных целей, 63% - найти материал в Интернет, 8% - оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях, эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала – 21%. 17 учителей прошли курсы повышения квалификации по ИКТ-технологии.
Ведется работа по совершенствованию сайта школы. Сайт содержит следующую информацию:
  • Главная страница (визитка школы, новости)
  • Нормативно-правовая база
  • История школы
  • Наши учителя
  • Цифровые учебно-методические разработки
  • Консультации психолога
  • Спортивная жизнь школы
  • Переменка
  • Интерактивный дневник
  • Внеклассная работа.
  • Наши достижения
  • Конкурсы
  • Информатизация
 
Систематически учителя школы работают с электронной почтой, просматривают информацию на сайтах МО и Н РТ, ege.edu.ru, других образовательных серверах. В дальнейшем также планируется активное участие учителей школы во всероссийских виртуальных педсоветах.
Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по актуальной теме, с прикладной и межпредметной направленностью, позволяющей предложить учащимся интересную форму изучения материала, познакомить их с современными идеями и имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни. Учащиеся школы принимают активное участие во всероссийских конкурсах «Инфознайка», «КИТ».
Последние 3 года все внеклассные мероприятия школы проводятся с компьютерной поддержкой.
7. Приоритетные направления школы:
Программа информатизации учреждения включает в себя 4 основных направления:
Приоритетные направления деятельности администрации.
Приоритетные направления деятельности  учителя
Приоритетные направления деятельности  ученика
Приоритетные направления деятельности  родителя
 Приоритетные направления деятельности  администрации
1.     Автоматизация  организационно-распорядительной деятельности
2.     Ведение мониторинга качества обучения
3.     Электронный документооборот
4.     Проведение семинаров-практикумов  по внедрению информационных технологий в образовательный процесс
5.     Компьютеризация  школьной библиотеки
6.     Электронная база педагогических кадров
7.     Электронная  база по  учащимся
8.     Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц  отдельных школьных  проектов
9.     Размещение на сайте школы  локальных документов образовательного учреждения
 Приоритетные направления деятельности учителя
1.     Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
2.  Дистанционное образование, повышение квалификации
3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные  этапы  традиционного урока
4. Создание Интернет–уроков, интегрированных уроков
5. Уроки на основе готовых программных  продуктов
6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек
Приоритетные направления деятельности  ученика
1.     Использование информационных  ресурсов  сети Интернет в ходе самообразования.
2.     Внеклассная деятельность: организация кружковой  и факультативной деятельности  на основе компьютерной  технологии.
3. Тренировочное тестирование  по программе ЕГЭ, on-line тестирование.
4. Компьютерные конкурсы.  
5. Дистанционные  обучающие олимпиады.
 
Приоритетные направления деятельности  родителя
1.     Получение  информации  о расписании учебных занятий; о проводимых  школьных мероприятиях и о результатах успеваемости своих детей через сайт школы.
2.     Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
8. Сроки и этапы реализации программы:
Программа  разработана на 2010-2013 годы и предусматривает следующие этапы реализации:
1 этап – 2010 г. – оснащение школы техническими средствами обучения и информатизации (компьютерным, мультимедийным оборудованием). Обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям с параллельным сопровождением внедрения в практику:
- Организация деятельности школьной команды;
- Оснащение ОУ средствами информатизации (компьютерным, мультимедийным и другим оборудованием);
- Компьютерный мониторинг качества образования.
- Создание обучающей среды в рамках школы на основе информатизации учебно-воспитательного и управленческого процесса;
- Повышение ИКТ компетентности преподавателей на основе взаимодействия и сотрудничества с ИМЦ Черемшанского муниципального района РТ: обучение педагогических и административных работников компьютерным и информационным технологиям и их практическому применению;
2 этап – 2011-2012 гг. – интенсивное внедрение информационных технологий в практику повседневной деятельности администрации и преподавателей школы:
- Интенсивное внедрение ИКТ в практическую деятельность по всем направлениям образования и управления;
- Создание и развитие школьного банка образовательных и информационных ресурсов, мультимедийных разработок уроков;
- Создание автоматизированного рабочего места директора школы;
- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по УВР;
- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по национальному образованию;
- Создание автоматизированного рабочего места зам. директора по ВР;
- Промежуточный мониторинг:
  • уровня компетентности преподавателей в использовании ИКТ;
  • эффективности внедрения ИКТ.
  • Внедрение "электронного дневника" и "электронного журнала" в учебный процесс в течение 2010/2011 учебного года.
  • Создание в течение 2010/2011 учебного года не менее четырех "цифровых учебно-методических разработок" по каждому предмету учебного плана школы.
  • Размещение созданных "цифровых учебно-методических разработок" на сайте сетевого педагогического сообщества "Открытый класс" или других педагогических Интернет-сообществ для обсуждения и использования.
  • Заполнение шаблона и ежедневное обновление сайта образовательного учреждения в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан".
3 этап – 2013 г. – интеграция информационного пространства школы с муниципальным:
-  Анализ и корректировка деятельности всех структурных подразделений школы по использованию ИКТ;
- Обобщение опыта информатизации ОУ;
- Обмен опытом по использованию ИКТ с общеобразовательными учреждениями Черемшанского муниципального района.
- Анализ и корректировка деятельности по использованию ИКТ через систему ВШК, семинары-практикумы, работу ШМО;
- Подведение итогов реализации программы;
- Распространение накопленного опыта:
- Выпуск методических бюллетеней;
- Создание банка передового педагогического опыта;
- Творческие отчёты педагогов;
- Мастер – классы.
9. Ожидаемые результаты
На уровне администрации:
1. Создание единой компьютерной системы управления школой;
2.   Повышение качества обучения в ОУ;
3.  Доступ педагогов и учащихся школы к глобальным информационным ресурсам;
4. Активизация методической работы педагогов;
5. Создание системы психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
6. Создание нормативной базы (электронный офис);
7. Соответствие материально-технической базы школы уровню развития информационных услуг;
8. Применение ИКТ-технологий всеми участниками образовательного процесса;
9. Создание информационного банка данных школы по всем направлениям деятельности.
На уровне ученика:
1. Внедрение современных электронных средств поддержки и сопровождения в учебный процесс;
2. Применение электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы и осуществление их интеграции с традиционными средствами обучения;
3. Положительная мотивация учебной деятельности;
4. Определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка на основе компьютерного психолого-педагогического мониторинга;
5. Формирование информационной культуры школьников как основы их будущей профессиональной деятельности;
6. Свободный доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения;
7. Повышение уровня самообразования учащихся.
8. Свободный доступ к образовательным ресурсам;
9. Развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, учебно-исследовательскую деятельность;
  На уровне педагога:
1. Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;
2. Овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.
3. Повышение педагогической квалификации и профессионального мастерства в области ИКТ;
4. Овладение навыками методики создания учебных материалов, в том числе электронных, с использованием средств новых информационных технологий.
5. Свободный доступ к образовательным ресурсам;
6. Дистанционное повышение квалификации;
7. Методический инструментарий: построение дидактических моделей, разработка новых обучающих средств, проектирование образовательных программ, основанных на компьютерных технологиях;
8. Введение формы творческого отчёта: защита мультимедийных электронных материалов к урокам;
9. Широкое использование автоматизированного контроля знаний, тестирования по различным школьным курсам.
Возможные риски:
1. Нарушение здоровьесберегающих технологий (СанПиНы…);
2.   Низкий уровень подготовки педагогов, скептически относящихся к вопросам ИКТ-компетентности;
3. Низкая заинтересованность педагогов в реализации проекта.
4. Недостаточность материально-технической базы в направлении информатизации.