Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанская кадетская школа - интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева»
Визитная карточка
Адрес: | 423100, Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Черемшан, ул. Советская, д.46 |
Телефон: | +7(843)-962-27-82 |
E-Mail: | Rafael.Suleymanov@tatar.ru, kadet-pu@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | ГБОУ "Черемшанская кадетская школа - интернат" |
Руководитель: | Сулейманов Рафаэль Габдулхаевич |
Год основания учреждения: | 2008 |
У нас учатся: | 153 |
У нас учат: | 26 |
Уч пособия по антикорр работе
Методические рекомендации по использованию в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений Республики Татарстан учебно-методических пособий
по антикоррупционному воспитанию обучающихся
В общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках осуществления «Национальной стратегии противодействия коррупции Российской Федерации» и «Республиканской программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 – 2011 гг.» продолжается работа в области антикоррупционного образования. В настоящее время появляется возможность перевести её на более широкую учебно-методическую основу. Специалистами подготовлен ряд изданных учебных и методических пособий по соответствующей тематике. В их числе:
- К.Ф. Амиров. Антикоррупционное и правовое воспитание: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань, 2010.
- Р.Р. Замалетдинов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – Казань, 2010 (на русском и татарском языках).
- И.В. Сафронова, И.М. Фокеева. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие/Науч. рук.: В.И.Пискарёв. – Казань, 2010.
- Л.Е. Кириллова, А.Е. Кириллов Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности: Метод. пособие. – Казань, 2011 (на русском и татарском языках).
Первые два пособия адресованы обучающимся, третье – обучающим, четвёртое – руководителям образовательных учреждений. Вместе они составляют учебно-методический, информационный ресурс антикоррупционного образования, который важно эффективно использовать.
Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная нравственно-правовая культура обучающихся как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Утверждение такой культуры с использованием данных пособий рекомендуется связывать с формированием у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных моделей поведения.
За исходные позиции в процессе формирования антикоррупционной культуры могут быть взяты следующие положения:
- антикоррупционное образование - один из факторов духовно-нравственного развития личности, становления гражданского общества в современной России;
- антикоррупционное образование осуществляется при обеспечении единства обучения и воспитания;
- основу антикоррупционной культуры составляют духовно-нравственные ценности, в том числе правового характера;
- знаниевый компонент антикоррупционной культуры образуют соответствующие сведения из историко-правовой, этической областей гуманитарных предметов.
Необходимо обратить внимание на последовательное осуществление таких принципов формирования антикоррупционной культуры, как целостность, непрерывность, сочетание логической и эмоциональной составляющих. Организация антикоррупционного образования на этих принципах позволит обеспечить единство содержательного, и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно-теоретических и дидактических основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся.
Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры у обучающихся рекомендуется осуществлять при доминировании форм урочной деятельности на предметном и метапредметном уровнях. Накопленный в общеобразовательных учреждениях в этом плане опыт представлен в методическом пособии И. В. Сафроновой и И. М. Фокеевой «Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры».
Предметный уровень. Материал, связанный с коррупцией и формированием негативного отношения к ней, рассматривается на уроках истории, обществознания, права, экономики, а также в элективных курсах («Основы правоведения», «Право и политика», «Экономика и право» или в курсах по антикоррупционной тематике, например, «Антикоррупционная и правовая культура учащихся»). В содержание уроков могут войти вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, причинах распространения, о негативных последствиях коррупционной деятельности в прошлом и настоящем, в политико-правовой, социально-экономический и духовно-нравственный сферах жизни общества, о законодательном, нормативно-правовом обеспечении антикоррупционной деятельности.
Метапредметный уровень. Он реализуется посредством использования нравственно-этического потенциала предметов Базисного учебного плана филологического и эстетического циклов. Антикоррупционная тематика может рассматриваться на интегрированных занятиях в контексте, например, таких предметов, как история, обществознание, литература, искусство, право.
И на предметном, и на метапредметном уровнях особое значение следует придавать формированию необходимых для правосообразного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социальное явление, отличать ее от других видов преступлений, критически анализировать и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными явлениями коррупции и борьбой с коррупцией, представлять возможности снижения коррупционности в различных сферах жизни современного российского общества. Важно и формирование мотивации к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам общества.
Достижение этих целей связано с опорой на системно-деятельностный подход. Составляющие антикоррупционного образования необходимо рассматривать в их взаимосвязи и реализовывать в системе практических занятий, моделируемых ситуаций, социальных акций, творческих заданий, проектно-исследовательской деятельности. Для обеспечения деятельностного характера антикоррупционного образования также используются активные и интерактивные методы, групповые формы занятий.
В классах социально-экономического и социально-гуманитарного профиля возможен блочно-модульный вариант проведения занятий по антикоррупционной тематике. В данном случае обучающий обращается к пособиям, К. Ф. Амирова, Р. Р. Замалетдинова и других.
Занятия по блочно-модульной системе предполагают наличие таких обязательных компонентов, как ресурсно-информационная база по вопросам антикоррупционного образования, система практических заданий, позволяющих реализовать деятельностный подход, рефлексивный и контрольно-оценочный этапы. Практическая часть занятия может быть представлена проектной или исследовательской деятельностью обучающихся. Среди возможных тем проектов: «Законодательство о борьбе с коррупцией» (К. Ф. Амиров. «Аникоррупционное и правовое воспитание»), «Региональные механизмы противодействия коррупции» (Р. Р. Замалетдинов, Е. М. Ибрагимова, Д. К. Амирова. «Формирование антикоррупционной культуры у школьников»), «Школа и коррупция» (Л. Е. Кириллова, А. Е. Кириллов. «Профилактика нарушений, связанных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельности»).
На каждом занятии по антикоррупционной тематике актуальным будет включение дискуссии или её элементов. Усилить рефлексивные механизмы в процессе формирования антикоррупционной модели поведения может помочь использование технологии развития критического мышленияи кейс-технологий. Как эффективные средства решения задач антикоррупционного воспитания зарекомендовали себя деловые, имитационные игры при том условии, что они становятся площадкой приобретения познавательного опыта, выработки моделей антикоррупционного поведения.
В поле зрения образовательных учреждений должны оставаться и организация внеурочной деятельности по вопросам антикоррупционной образования. Она может быть реализована в таких формах, как кружки, секции, «круглые столы», дискуссионные клубы, конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, социальные проекты, акции антикоррупционной направленности, встречи с представителями властных структур. Весьма полезным могут оказаться сайт образовательного учреждения «ЕГЭ и коррупция», университет для родителей «Правовое и антикоррупционное воспитание наших детей». Не следует упускать из вида возможности совместной работы образовательных учреждений с правоохранительными органами.
Исключительное значение в процессе антикоррупционного воспитания имеет активная жизненная позиция, нравственный пример педагога, руководителя образовательного учреждения, которое должно быть средоточием гражданской, духовной жизни обучающихся и обучающих. Они призваны быть носителями высоких духовно-нравственных ценностей, гражданственности, создавать условия для приобретения обучающимися конструктивного жизненного опыта, формирования ответственного поведения. Поучительные практики из области обеспечения антикоррупционной нравственно-правовой культуры педагогов, руководителей образовательных учреждений содержит пособие Л.Е. Кирилловой и А.Е. Кириллова.
Антикоррупционное воспитание остается социально значимым направлением деятельности образовательных организаций. Задача состоит в том, чтобы настойчиво и неуклонно повышать его результативность.
Первый заместитель министра Д.М. Мустафин
Э.Р. Сафина
292-49-53