Электронное образование Республики Татарстан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанская кадетская школа - интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева»

Визитная карточка

Адрес: 423100, Республика Татарстан, Черемшанский район, с. Черемшан, ул. Советская, д.46
Телефон: +7(843)-962-27-82
E-Mail: Rafael.Suleymanov@tatar.ru, kadet-pu@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: ГБОУ "Черемшанская кадетская школа - интернат"
Руководитель: Сулейманов Рафаэль Габдулхаевич
Год основания учреждения: 2008
У нас учатся: 149
У нас учат: 25

Программа антикррупционной работы на 2016-2018 годы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Черемшанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева»
 
 
 
 
 
Программа антикоррупционного воспитания
«Надо жить честно»
для учащихся 5-11 классов
( срок реализации 3 года, 2016-2018г)
 
 
 
 
 
 
 
                                          
 
 
 
 
с.Черемшан. 2016 г.
 
 
 
Пояснительная записка
Цель- формирование у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли и образа действий, поведения, формировании гражданского, негативного отношения к кор­рупции.
Задачи:
-         формирование у обучающихся политико-правовых знаний анти­коррупционного профиля;
-         формирование у обучающихся нравственно-этических ценност­ных основ антикоррупционного поведения;
-         формирование у обучающихся опыта конструктивного взаимодей­ствия между обучающимися, между обучаемыми и обучающими, опыта нравственно-правового решения текущих и перспективных проблем.
Направления:
формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих
последствиях в различных сферах жизнедеятельности государ­ства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обу­чающихся;
формирование необходимых для правомерного поведения компе­тенций: умений распознавать коррупцию как социально - юридическое явление, навыков критического анализа и личност­ной оценки материалов, связанных с коррупционными явлениями и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;
формирование психо-эмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;
стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам.
Основу антикоррупционного воспитания составляют следующие принципы:
принцип единства когнитивной, аксиологической, этической и поведенческой составляющих воспитательного процесса;
принцип целостности, опирающийся как на рациональные, так и на психо-эмоциональные факторы;
принцип целостности, непрерывности, последовательности вос­питательных воздействий;
принцип дифференцированного подхода к разным возрастным группам обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения ( основная школа, старшая школа).
2. Информационно-просветительская и ценностная составляющие антикоррупционного воспитания
Реализация программы предполагает усвоение и принятие обучающимися норм, выраженных в моральных принципах и законах, в качестве личност­ных критериев духовно-нравственного развития, оценки и самооценки, вы­работку навыков правомерного решения жизненных вопросов. Это опреде­ляет широкое представительство ценностной составляющей антикоррупци­онного воспитания, вне которой оно не достигает своей конечной цели. Важно не только добиться усвоения обучающимися определенных знаний, но и сформировать у них негативное отношение к коррупции, потребность в правомерном, нравственном поведении, образе жизни, что немыслимо без восприятия ими определённых ценностей. Как отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос­сии», воспитание представляет собой «педагогически организованный целе­направленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества».
3. Предметное, проблемно-тематическое пространство антикор­рупционного воспитания
В данном контексте реализацию системы антикоррупционного вос­питания, например, в общеобразовательных организациях, рекомендуется обеспечивать на предметном, метапредметном уровнях, в урочной и во внеурочной деятельности.
Предметный уровень.
-        История: причины зарождения и развития коррупции и история борьбы с ней в различные периоды мировой истории, истории России, история становления демократии и гражданского обще­ства и их роль в реализации антикоррупционной политики;
-         Обществознание: антикоррупционный тезаурус, коррупция и про­тиводействие ей в экономической, политико-правовой, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;
-        Право, экономика (в условиях профильных классов): вопросы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятель­ности в повседневной жизни, в сфере экономики и права.
Метапредметный уровень. Реализуется посредством использования нравственно-этического и правового потенциалов предметов Базисного учебного плана, в том числе филологического, естественнонаучного и эсте­тического циклов. Актуализирует аспекты становления и развития граж­данственности.
Внеурочная деятельность. Реализуется посредством мероприятий, обеспечивающих активное участие обучающихся в осуществлении право­мерной деятельности:
-        через системные формы работы в рамках классных часов, бесед через социальные практики: проекты, акции, встречи с представи­телями властных, правовых структур, общественно полезную дея­тельность;
-        через классные часы по нравственно-этической и правовой про­блематике.
Антикоррупционное воспитание на уровне начального общего образования
В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также с учетом требований ФГОС  в настоящее время определены общие задачи воспитания и со­циализации  школьников.
В ходе формирования личностной культуры обучающегося выделяют такие важные задачи, как:
         укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духов­ных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
         формирование осознанной обучающимся необходимости опреде­ленного поведения, обусловленного принятыми в обществе пред­ставлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
         укрепление у  школьника позитивной нравственной са­мооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
         формирование основ нравственного самосознания личности (сове­сти) - способности школьника формулировать соб­ственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и дей­ствиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настой­чивости в достижении результата.
Следует иметь в виду, что на уровне начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются, знания обуча­ющихся о коррупции, если и есть, то обрывочны. Задачи антикоррупцион­ного воспитания решаются в рамках следующих направлений программы воспитания общеобразовательной организации:
1.     Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к пра­вам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; неподкупность, честность, доверие к людям.
2.        Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; ми­лосердие; честь; достоинство; бескорыстие; великодушие; взаимопо­мощь; свобода совести и вероисповедания.
 
В процессе внеурочной деятельности обучающийся должен
научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Осуществляя
антикоррупционное воспитание в ее рамках, классный руководитель
заранее предусматривает включение в программу воспитательных действий
комплекса классных часов указанной тематики. Рекомендуется также
предусмотреть антикоррупционную тематику в цикле родительских
собраний.
В результате изучения ма­териалов блока «Человек и общество» у обучающихся формируются пред­ставления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедли­вости, о ценности дружбы, согласия, взаимной помощи, бескорыстия. В со­держании некоторых разделов программы предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию элементов антикоррупционного со­знания.
Разделы программы
Изучаемые темы
Я - школьник
Друг, друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи
Человек - член обще­ства
Взаимоотношение человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек - создатель и носи­тель культуры
Наша родина - Рос­сия, Российская Феде­рация
Права и обязанности граждан России. Права ре­бенка.
Страницы истории Отечества
Выдающиеся люди разных эпох. Понятие «честь страны»
 
Мероприятия
 «История». Программы по отечественной и всеобщей истории предусматривают знакомство обучающихся с процессом зарождения и раз­вития идей демократии и гражданского общества, практическим опытом их реализации. Обучающиеся знакомятся со становлением права как социаль­ного института, его исторической обусловленностью, с правовыми поняти­ями, усваивают представление о роли права в жизни человека.                                                                                                                                    На уроках истории они узнают, что коррупция существовала на протяжении всей че-
ловеческой истории, включая древние цивилизации, это не только чисто
российское явление, как иногда трактуется на бытовом уровне. Раскрыва-
ется роль коррупции, взятки как ее элемента в истории России. Содержание
целого ряда сюжетов, событий всемирной и отечественной истории позво-
ляет акцентировать внимание обучающихся на стремлении, попытках госу-
дарства ограничить коррупцию ввидуее негативного, разлагающего влия-
ния на государственные устои, на граждан и их жизнь.
Одним из вариантов включения тематики антикоррупционного вос-
питания в образовательный процесс может служить следующее распреде-
ление учебного материала по истории.
Таблица 1
Разделы
Темы
Включение антикоррупционной тематики
Всеобщая история
5 класс. История Древ­него мира
- Цивилизации Древ­него Востока
Становление института чиновничества и создание условий для появления и распро­странения коррупции как социального явле­ния
Духовно-нравственное восприятие анти­правового поведения в обществе. Суд Оси­риса
Формирование правового поля социально- политических отношений. Законы царя Хаммурапи
 
 
 
- Древняя Греция
Системы управления древнегреческими полисами и распределение должностей как основа коррупционных проявлений в обще­стве
Институт гражданства и его роль в проти­водействии коррупции
Правовые отношения в древнегреческих полисах. Законы Ликурга, Солона и Перикла
 
- Древний Рим
Система управления Древним Римом в эпоху республики, в эпоху империи. Взаи­моотношения власти, чиновников и народа
Становление и развитие древнеримского права. Римское право как основной регуля­тор отношений между властью и обществом
6 класс. История Сред­них веков
- Европейские госу­дарства в эпоху Сред­них веков
Система управления в Византийской импе­рии. Донатум и его роль в государственном управлении
Власть монарха в западноевропейских гос­ударствах и бюрократия как институты управления ресурсами и их распределением
Городская бюрократия, её роль в жизни го­рода
 
- Исламский мир в эпоху Средних веков
Неограниченная власть правителя и инсти­тут чиновников как её опора
Система управления и её зависимость от власть предержащих
7 класс. История Нового времени
- Эпоха Возрождения
Влияние бюрократии на экономику в усло­виях развития промышленности, торговли, банковского сектора. Патенты
Явление фаворитизма. Экономические мошенничества и казнокрадство
Рост духовной культуры, экономической и управленческой грамотности. Статуты ре­гламентов управления
 
- Эпоха Просвещения
Идея ограничения роли государства в эко­номике как условие антикоррупционного развития
Идея разделения властей как средства борьбы с государственно-правовыми зло­употреблениями
Начало формирования гражданско- политического самосознания народа как условия формирования правового государ­ства
8 класс. История Нового времени
-      Промышленный пе­реворот
-       Формирование ин­дустриального обще­ства
Развитие промышленного капитализма и экономической коррупции: экономические махинации, тендеры, подкупы должностных лиц
Развитие управленческого аппарата и рост политической коррупции: фаворитизм, непотизм, лобби
9 класс. История XX - XXI вв.
-      Первая мировая война
-      Мир в 20-30-е гг.
-      Вторая мировая война
-      Мир в 50-90-е гг.
-       Современный мир
Экономическая коррупция: военные зака­зы, заказы на поставки, заказы на строитель­ство железных дорог (тендеры и патенты)
Политическая коррупция: непотизм, лоб­бизм, клиентские связи
 
 
 
 
 
История России
6 класс. История России
с древнейших времен до XV в.
-       Древнерусское госу­дарство
-      Русь под властью Золотой Орды
-       Образование Рус­ского государства с центром в Москве
Система управления Древнерусским госу­дарством. Полюдье «Русская правда»
Система управления под властью Золотой Орды. Ярлыки на княжение Судебник 1497 г. Местничество
7 класс. История России XVI - XVIII вв.
-      Российское государ­ство в XVIв.
-      Эпоха Смутного времени
-      Российское государ­ство во второй поло­вине XVII в.
-      Российское государ­ство в XVIIIв.
Особенности системы управления государ­ством. Приказы. Судебник 1550 г.
«Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление
Социальные движения. Отмена местниче­ства
Петровские реформы. Создание новой си­стемы управления. Коллегии. Табель о ран­гах
Промышленное развитие Российской им­перии и формирование новых социально- экономических отношений. Кумовство. Взя­точничество
8 класс. История России XIXв.
-       Отечественная вой­на 1812 г.
-      Российская империя в первой половине XIX в.
-      Российская империя во второй половине XIX в.
Усиление самодержавной власти и её роли в жизни российского общества. Политика концессий в экономике. Непотизм
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Нача­ло формирования гражданского общества в России
9 класс. История России XX- XXIвв.
-      Первая мировая война
-      Великая революция 1917 г.
Государственно-монополистический капи­тализм в России. Сращивание власти и биз­неса. Взяточничество. Непотизм. Лоббизм. Казнокрадство
Рост социальных волнений. Развитие поли­тического самосознания и гражданственно­сти
 
-       СССР в 20-30-е гг.
-      Великая Отече­ственная война
-       СССР в 50-80-е гг.
Индустриальное развитие СССР. Сращи­вание партийного контроля с управленче­ским аппаратом.
Экономическое планирование и его недо­статки. Реформа А. Н. Косыгина
Экономические злоупотребления, корруп­ционные преступления в советской эконо­мике. Непотизм
 
- Российская Федера­ция
Политика приватизации. Первоначальное накопление капитала. Сращивание бизнеса и власти. Сращивание бизнеса и криминала. Сращивание власти и криминала
Формирование системы государственного управления в Российской Федерации, его особенности. Государственные корпорации. Национальные элиты. Непотизм. Лоббизм
«Обществознание». Этот интегративный курс обобщает знания по ряду учебных предметов и нацелен на формирование основ мировоззренче­ской, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры. В курсе обществознания вырабатываются представления о со­временном обществе, его институтах, в том числе и правовых, о взаимо­действии государства, общества и личности.
Одним из вариантов включения тематики антикоррупционного вос­питания в образовательный процесс может быть следующее распределение учебного материала по обществознанию.
Класс
Темы
Включение антикоррупционной тематики
5
класс
Человек в социальном окружении
Межличностные отношения и формирование компетенций поведения в условиях конфликтных и антиправовых ситуаций
6
класс
Структура современного общества
Коррупция как отражение социальной, государ­ственной дисфункции и угроза безопасности Рос­сийской Федерации
7
класс
Человек в социальной и политико-правовой среде
Формирование антикоррупционного мировоззре­ния личности в системе образования
Формирование антикоррупционной культуры в обществе. Гражданственность
8
класс
Экономическая сфера
Экономические причины и условия коррупции. Влияние коррупции на экономику. Экономиче­ский лоббизм. Коррупционный протекционизм
Экономические возможности формирования ан­тикоррупционного климата в обществе
9
класс
Политико-правовая сфера
Политическая власть и коррупция. Непотизм. По­литический лоббизм
Политические возможности формирования в об­ществе антикоррупционного климата. Правовое государство
Гражданское общество. Роль гражданского обще­ства в борьбе с коррупцией
Классные часы, беседы в 9-11 классах
1.                             Быть честным.
2.                              Нет коррупции!
3.                              Что такое взятка?
4.                              Антикоррупционная деятельность. Что мы можем?
5.                              Гражданское общество и борьба с коррупцией.
6.                              Источники и причины коррупции.
7.                             Правовая культура общества как условие профилактики коррупции.
8.                              Быть представителем власти.
9.                              Доступность образования.
10.                            Доступность здравоохранения.
11.                           Что такое коррупция?
12.                           Коррупция как противоправное, безнравственное действие.
13.                           Как изжить коррупцию?
14.                            Откуда берется коррупция?
15.                           Коррупция и рыночная экономика.
16.                           Как разрешить противоречия между желанием и требованием?
17.                           Государство и человек: конфликт интересов.
18.                            Отражение феномена коррупции в средствах массовой информации.
19.                           Коррупция - угроза национальной безопасности России.
20.                            Коррупция как объект права.
21.                            Коррупция как фактор нарушения прав человека.
22.                            Коррупция непобедима?
23.                            Преимущество соблюдения закона.
24.                            Международный опыт борьбы с коррупцией.
 
Ожидаемые результаты
 
-                    Ученик обладающий навыками правового поведения: честный, справедливый, уважающий права другого человека.
-                    Ученик опирающийся на такие ценности как милосердие, честь, достоинство, бескорыстие.
 
 
Литература
Федеральные законы
-                    1.         Конституция Российской Федерации. - М., 2000.
-                    2.         Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 2002.
-                    3.         Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2000.
Научная и учебно-методическая литература
1.         Амиров К. Ф., Амирова Д. К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10 -11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. - Казань, 2010.
2.         Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под научной редакцией С. В. Жолована. - СПб., 2010.
3.         Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. - М., 2001.
4.         Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева,В.Е. Крутских. - 2-е изд. - М., 2000.
5.         Волженкин Б. В. Коррупция. - СПб, 1998.
6.         Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. - 2000. - № 6.
7.         Данилюк А. Я., Кондаков А. М., В. А. Тишков. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.3-е изд. - М., 2013.
8.         Журавлева О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения
школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. - М., 2009.
9.         Замалетдинов Р. Р., Ибрагимова Е. М., Амирова Д. К. Формирование
антикоррупционной культуры у школьников: учеб.пособие для учащихся 10 -11 кл. общеобразоват. учреждений. - Казань, 2010.
10.       Кириллова     Л. Е., Кириллов А. Е. Профилактика нарушений, связан¬ных с проявлениями коррупции в сфере образовательной деятельно¬сти: метод.пособие. - Казань, 2011.
11.       Коррупция.    Политические, экономические, организационные и пра¬вовые проблемы / под ред. В. В. Лунеева. - М., 2001.
12.       Коррупция и антикоррупционная политика: словарь-справочник. - М., 2008.
13.       Сафронова     И. В., Фокеева И. М. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие / науч. рук. В. И. Пискарёв. - Казань, 2010.
14.       Учебно-методическое          сопровождение антикоррупционногообразо-вания: обучающий семинар / ред.-изд. сов.: Е. Г. Скобельцына, А.В. Леонтьев, В. И. Пискарев. - Казань, 2011.