• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Бөгелмә муниципаль районы муниципаль бюджет белем биру учреждениесе 13 нче гомуми урта белем биру мәктәбе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423241, Республика Татарстан, Бугульминский район, город Бугульма, улица Николая Гоголя, дом 128 / 423241, Татарстан Республикасы, Бөгелмә районы, Бөгелмә шәһәре, Николай Гоголь урамы, 128 нче йорт
Телефон: +7(855)-949-46-62
E-Mail: S13.Bug@tatar.ru schoolbug13@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Болонкин Артур Владимирович
Год основания учреждения: 1973
У нас учатся: 578 учащихся
У нас учат: 31 педагогов

Доклад директора МБОУ СОШ № 13 Болонкина А.В. по теме "Использование ресурсов дополнительного образования и допрофессиональной подготовки обучающихся для повышения эффективности внеурочной деятельности в рамках реализации республиканского проекта «Школа после уроков»

 

Использование ресурсов дополнительного образования и допрофессиональной подготовки обучающихся для повышения эффективности внеурочной деятельности в рамках реализации республиканского проекта «Школа после уроков»

 

Для современного общества характерно изменение социальных приоритетов в вопросах образования. Современная образовательная система строится на взаимодействии между участниками образовательного процесса.

Педагогический коллектив нашей школы второй год работает по методической теме: ««Повышение качества образования на основе индивидуализации и дифференциации общего и дополнительного образования». Образовательная деятельность коллектива строится на основе дифференциации учебно-воспитательного процесса; повышении качества образования, используя современные педагогические и информационные технологии.

Мониторинг состояния образовательной деятельности за последние 2 года позволяет говорить о том, что успеваемость по школе остается стабильной,  качество – увеличилось на 3%. В городском рейтинге школ ряд показателей нашей школы немного ниже средних показателей по Бугульминскому муниципальному району.

 

Анализ мониторинга учебной деятельности показал, что коллективу школы необходимо продолжить работу по организации активной познавательной деятельности учащихся, повышению мотивации к учебной деятельности, применению педагогических технологий, в том числе использовать ИКТ и интегрированный подход к обучению. Формировать творческую активность учащихся на уроках, на которых преимущественно  проводить индивидуальную или коллективную самостоятельную деятельность самих учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования  представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы общего образования. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие профессиональные  и жизненные приоритеты. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

 

Основными целями внеурочной деятельности являются создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.

Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время актуальным остаётся и будет не только учебная деятельность, но и внеурочная, т. к. эта деятельность предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Внеурочная деятельность хороша и тем, что она направленна на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей.   Расширяет кругозор школьников, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания на практике в повседневной жизни.

 

В школе разработана программа внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Цель программы: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

 Развитие школы должно идти через создание здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, способствующей найти школе свою "привлекательность" для родителей (социальных заказчиков), а значит, повысить ее конкурентоспособность. Программа способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности. Предполагаемые результаты:

            внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

  улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;

         укрепление здоровья воспитанников;

         развитие творческой активности каждого ребёнка;

         укрепление связи между семьёй и школой.

 

Проведённый опрос среди родителей показал значимость внеурочной деятельности, и большинство родителей считают, что усиление роли внеурочной деятельности будет положительно сказываться на развитии и образовательных результатах обучающихся. Подавляющее количество опрошенных подтверждают, что успех заключается в совместном решении общешкольных проблем.

Изучив запросы детей и родителей, учитывая возможности школы, опыт педагогов, мы выбрали наиболее продуктивные виды деятельности. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и других.   Занятия проводятся не только учителями нашей школы, но и педагогами учреждений дополнительного образования (детский подростковый центр «Радуга», станция детского и юношеского туризма и экскурсий, спортивная школа, молодежное формирование правопорядка).

Учителя организуют внеурочную деятельность как специфический индивидуально - творческий процесс, требующий от каждого оригинальных новых решений. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы. Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики получают возможность самостоятельно учиться.

Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:

- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- воспитания навыков самоконтроля, рефлексии;

- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

В программе образовательного учреждения по воспитанию и социализации школьников нашла отражение система дополнительного образования. Она представлена следующими кружками и секциями, реализующими направления внеурочной деятельности:

Направление дополнительного образования

Наименование кружка, секции

Взаимодействие с учреждениями

Спортивно-оздоровительное

Секция баскетбола, футбола,

волейбола, легкая атлетика, Греко-римская борьба, Ушу, Рукопашный бой, «Оздоровительная аэробика».

Стадион «Энергетик», спортивный комплекс «Юность», «Факел»

Художественно-эстетическое

«Умелые руки», «Веселые голоса», «Акварелька»,  «Удивительный мир оригами»

ДПЦ «Радуга»

Военно-патриотическое

«ФОРПОСТ», «Айдиновцы», клуб «Поиск»

Молодежное формирование правопорядка

 

Туристко- краеведческое

 

«Спортивный туризм»

станция детского и юношеского туризма и экскурсий

 

Интеллектуально-познавательное

 

 «Физика вокруг нас», «Деловой русский язык», «Чудеса химии» «Умники и умницы» и др.

 

 

На слайде представлен перечень кружков и секций

Ф.И.О. учителя

Название кружка, клуба, секции

Класс

Балюк И.В.

Деловой русский язык

Практический курс речеведения

11

9

Шереметьва Г.Н.

Деловое письмо

10

Залитова М.В.

Чудеса химии

9-11

Азимова Р.С.

ШНО «Эрудит»

Генетика. Проблемы и достижения

5-9

10-11

Рубцова Ю.С.

Золотарева Е.И.

Клуб «Поиск»

7-10

Гумерова Р.Р.

Решение нестандартных задач по математике

9

Исаева Н.Г.

Функциональный метод решения

уравнений и неравенств

11

Софьина О.Н.

Андрухова Т.В.

Умники и умницы

2

Аврамова Е.Н.

Гусева Н.А.

Театральная студия «Вдохновение»

1-4

Козина Е.М.

Здоровье – это здорово!

1

Ярмухамедов А.М.

Волейбол

4-9

Петров Э.А.

Рукопашный бой

5-11

Горохов А.С.

Греко-римская борьба

1-7

Болонкин А.В.

Спортивный туризм

7-11

 

Наши педагоги понимают, что, с одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого ребёнка, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Только педагогически целесообразно организованная внеурочная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. Внеурочная деятельность, например, в виде работы над проектами, – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлечённых в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения.

В результате кропотливой работы удалось создать такую специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня, обеспечивая комплекс интеграции воспитания и организации познавательной, эстетической, спортивной, оздоровительной деятельности. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

 

Важным звеном в системе учебно-воспитательных мероприятий  является внеклассная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус. Работа учителей русского языка и литературы (Балюк И.В., Шереметьевой Г.Н.), проводимая во внеурочное время способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта в обществе, определению своего «я» в этом обществе, а также своей будущей профессии, следовательно, и самореализации в обществе.

Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен  на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.  Умело организованная внеклассная работа воспитывает любовь и интерес к родному языку.  Учителя татарского языка и литературы знакомят ребят с творчеством  поэтов и писателей, в том числе и Бугульминского муниципального района. Используют разнообразные формы и методы организации внеурочной деятельности, что позволяет расширить кругозор школьников.

Общеинтеллектуальное направление в школе представлено работой научного общества «Эрудит» (руководитель Азимова Р.С.), где ребята  вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое. Проектно-исследовательская деятельность побуждает обучающихся  школы проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями и навыками. В ее основе  лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Ежегодно раз в четверть проводится общешкольный интеллектуальный марафон для обучающихся 1-11 классов, целью которого является формирование у учащихся реальной самооценки своих умственных способностей, стремление к их совершенствованию;  развитие положительной учебной мотивации.

Формированию мировоззрения учащихся помогают и все учебные дисциплины. Так, например, изучение химии в школе, необходимо для решения повседневных жизненных проблем. Учитель химии Залитова М.В. (кандидат технологических наук) на своих занятиях формирует интерес  школьников к химии, обучает расчетам, максимально включая теоретические знания. Создает условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта, и внеурочную деятельность учащихся. Методически грамотно организованная работа  даёт возможность  учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно-технического прогресса, профориентационной работы в области химии. Наша школа взаимодействует с Бугульминским филиалом  Казанского национального исследовательского технологического университета. Совместно проводимая профориентационная работа дает положительный результат. Выпускники сдают успешно ЕГЭ по химии (средний балл 71, что выше, чем в Республике) В настоящий момент 4 человека являются студентами данного ВУЗа.

Общекультурное направление реализуется через организацию деятельности театральной студии. Работа студии стала возможна благодаря взаимодействию педагогов дополнительного образования детского подросткового центра «Радуга». Вовлечение детей в массовый культурный досуг обеспечивают общешкольные праздники художественно ­ эстетического направления, что способствует развитию интереса к культуре, умению найти своё место в творчестве.

Система работы в школе по военно-патриотическому воспитанию учащихся предусматривает формирование и развитие гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Работа по данному направлению включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся в нашей школе играет военно-патриотический клуб «Поиск», руководителями которого являются учителя истории и обществознания Рубцова Ю.С., Золотарева Е.И.

Главная цель клуба «Поиск» - воспитание патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению, потребности знать историю и культуру своей страны,  своей семьи, воспитание уважительного отношения к ветеранам, привлечение учащихся к поисковой работе,  поиску забытых имен в архиве. Члены клуба «Поиск» приглашают в школу ветеранов войны и труда, это стало традицией нашей школы. В школе проводятся исторические викторины о Великой Отечественной войне. Члены клуба «Поиск» проводили поисковую работу в Ленинградской области, результаты этой работы будут представлены сегодня Вашему вниманию.

В школе на протяжении 3 лет функционирует отряд профилактики правонарушений среди несовершеннолетних «Айдиновцы». Цель работы данного отряда:  пропаганда правовых знаний среди несовершеннолетних;  оказание помощи при проведении мероприятий, направленных на борьбу с распространением вредных привычек. Ежегодно Айдиновцы участвуют в Республиканских спартакиадах школьных,  студенческих и молодежных формирований по охране общественного порядка «ФОРПОСТ», где занимают личные и командные призовые места

В спортивно-оздоровительном направлении внеурочная деятельность ведется в секциях: волейбол, лёгкая атлетика, греко-римская борьба, рукопашный бой, спортивный туризм. Руководители данных секций являются профессиональные тренера, мастера спорта (Ярмухамедов А.М., Петров Э.А., Горохов А.С.). Занятия в этих секциях позволяют решить несколько задач: оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление организма, воспитывают морально-волевые качества, повышают работоспособность организма и его сопротивляемость различным заболеваниям (что подтверждается снижением заболеваемости учащихся). Отметим, что данный вид внеурочной деятельности используется школой и как средство активного совместного отдыха и общения обучающихся и их родителей. Спортивно-оздоровительная деятельность дополняется общешкольными мероприятиями:  конкурсом рисунков, спортивными соревнованиями «Мама, папа, я – спортивная семья», «Весёлые старты».

 

В рамках предпрофильной подготовки в школе во второй половине дня проводятся элективные курсы, а также осуществляется взаимодействие с межшкольным учебным комбинатом. Занятия, проводимые  со школьниками,  воспитывают необходимые для профессиональной подготовки качества личности: расширяют кругозор, побуждают к практическому применению полученных знаний. Совместными усилиями организуются экскурсии на предприятия и учреждения города, ведется  обучение рабочим специальностям (евроотделочник, швея-мотористка, водитель) на базе учреждений среднего профессионального образования (Бугульминский строительно-технический колледж, Бугульминский индустриально-педагогический техникум, а также центр детского технического творчества). На старшей ступени - обучение ведется по предметам оборонно-спортивного профиля.  По окончании школы около 50% выпускников поступают в ВУЗы по профилю. Работа по профессиональной подготовке учащихся ведется по разным направлениях.

Название ВУЗа

Количество  выпускников

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

3 чел.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

2 чел.

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище

1 чел.

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

2 чел.

В рамках внутришкольного контроля ведется мониторинг, который включает в себя:

1.       Оценку востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2.       Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3.       Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4.       Вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне;

5.       Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

6.       Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего развития. Многообразие форм работы  порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность.

Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе. Привлечение ресурсов учреждений дополнительного образования позволило, во-первых, значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей; во-вторых, рационально использовать собственные площади; в-третьих, привлечь к работе квалифицированные кадры. Занятость во второй половине дня наших учащихся 70% (в школе) и 20% (вне школы). 

Классы

Кол-во обучающихся

Занятость обучающихся в школе

Занятость обучающихся вне школе

1-4

174

25%

7%

5-9

118

33%

8%

10-11

45

12%

5%

ИТОГО

337

70%

20%

 

Мы считаем, что внеурочная деятельность в нашей школе является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Работа, проводимая школой позволяет ученику школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя из среднего звена в старшее, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно, без помощи взрослых применять полученные знания, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно, выбрать себе профессию. Для ученика всегда важен результат, а когда за свою деятельность он получает сертификат, диплом, грамоту, то это только подтверждение, что его труд, деятельность имеет успех, а значит и не за горами тот день, когда у нас появятся новые технологии или произведения искусств, авторами которых будут наши ученики.

Направление дополнительного образования

Конкурсные мероприятия

Место

Спортивно-оздоровительное

Республиканские соревнования учащихся «Школа безопасности 2012»

3 место

Республиканский конкурс «Я выбираю спорт как альтернатива пагубным  привычкам»

лауреат

Республиканская спартакиада по военно-прикладному многоборью

3 место

Военно-патриотическое

Республиканский фестиваль художественной самодеятельности молодежных, студенческих формирований по охране общественного порядка в номинации «Визитная карточка»

2 место

Республиканская спартакиада по военно-прикладному многоборью

3 место

 

Туристко- краеведческое

Муниципальный конкурс «Турнир юных рейнджеров», проводимого в рамках проекта «Лесной дозор»

3 место

Первенство Приволжского Федерального округа по рафтингу среди обучающихся (команда девочек 9 класса)

1 место

Первенство Приволжского Федерального округа по рафтингу среди обучающихся (команда юношей 10 класса)

1 место

Первенство Приволжского Федерального округа по рафтингу среди обучающихся (команда мальчиков 6 класса)

2 место

Первенство Приволжского Федерального округа по рафтингу среди обучающихся (команда девочек 6 класса)

1 место

Открытые Всероссийские соревнования по поисково - спасательным работам «ПСР – 2012» г. Сочи

4 место

 

Интеллектуально-познавательное

 

Муниципальный этап Региональных предметных олимпиад школьников по татарскому языку

1 место

Муниципальный этап Региональных предметных олимпиад школьников по татарской литературе

2 место

Муниципальный этап Всероссийских и Республиканских предметных олимпиад школьников по биологии

3 место

Муниципальная научно-практическая конференция, посвященная творчеству Х.Бадиги

1 место

Муниципальный конкурс чтецов «Гор-гор горлэшик – 2012»

2 место

Муниципальная научно-практическая конференция  школьников «Открытие»

1 место

Республиканская научно-практическая конференция школьников «Молодежь в научном поиске» приуроченная году Г.Тукая

1 место

Республиканский конкурс творческих работ обучающихся «Г.Тукай-публицист», посвященный 125-летию Г.Тукая

1 место

I Всероссийский дистанционный блиц – турнир по математик