• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан/Татарстан Республикасы Бөгелмә муниципаль районы муниципаль бюджет белем биру учреждениесе 13 нче гомуми урта белем биру мәктәбе

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423241, Республика Татарстан, Бугульминский район, город Бугульма, улица Николая Гоголя, дом 128 / 423241, Татарстан Республикасы, Бөгелмә районы, Бөгелмә шәһәре, Николай Гоголь урамы, 128 нче йорт
Телефон: +7(855)-949-46-62
E-Mail: S13.Bug@tatar.ru schoolbug13@yandex.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ СОШ №13 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Руководитель: Болонкин Артур Владимирович
Год основания учреждения: 1973
У нас учатся: 578 учащихся
У нас учат: 31 педагогов

Выступление заместителя директора по УВР Серовой И.С.

Методическое сопровождение образовательного процесса

в условиях перехода на ФГОС ОО

 

В методическом сопровождении образовательного процесса в условиях перехода  на федеральный государственный образовательный стандарт основного образования главная роль отведена учителю.

А значит, повышены требования к уровню профессиональной  компетентности учителя.  Содержание этих компетентностей отражено в профессиональном стандарте, который заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Главные требования новых стандартов - результативное обучение и воспитание, которое зависит от профессионализма педагогов школы.

Цель методической работы – как работы по повышению профессионализма педагогов - создание кадровых, организационно-методических, диагностико - аналитических, информационных условий, обеспечивающих развитие готовности школы к переходу на Стандарты второго поколения.

Методическая служба школы решает следующие задачи:

 Организует работу по изучению нормативных документов.

 Формирует инновационную направленность в деятельности

педагогического коллектива в изучении, обобщении и распространении педагогического опыта.

 Повышает уровень теоретической подготовки педагогов.

 Обогащает педагогический процесс новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.

 Оказывает научно-методическую, консультативную помощь педагогу на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию). Эту работу осуществляет заместители директора, учителя, владеющие инновационными технологиями (по результатам посещенных уроков, методических семинаров, диспутов, индивидуальных консультаций, заседаний МО).

Для эффективного внедрения новых образовательных стандартов, для повышения качества образования нами были намечены современные направления методической работы школы.

Итак, первое направление методической службы – информационная работа. Был  сформирован банк нормативно-правовой, научно-методической информации, учебно-методических материалов, инновационного педагогического опыта, Интернет-ресурсов.

Второе направление – диагностико-аналитическая работа.

– собраны и обработаны результаты учебно-воспитательной работы (материалы внутришкольного контроля, муниципальные диагностические контрольные работы, республиканское тестирование);

– ведется мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов (работа методического объединения учителей начальных классов проходит с включением в работу учителей-предметников основной  школы);

– анализируется состояние подготовленности кадров в области владения информационными технологиями;

– осуществляется система внутришкольного контроля; (направлена на развитие универсальных учебных действий – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные; развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся; метапредметные навыки; элементы системно-деятельностного подхода в деятельности учителя)

- изучается и распространяется инновационный педагогический опыт (на школьных методических семинарах, педагогическом совете).

Третье направление – организационно-методическая работа.

- Она направлена на организацию работы творческих и проблемных групп, школьных методических объединений (их в школе 5, новым в работе методического объединения является межпредметное взаимодействие в методических мероприятиях учителей-предметников, а так же учителя на ступени основного образования принимают  участие в разработке КИМов и других материалов);

- осуществляем методическое сопровождение и оказываем практическую помощь молодым специалистам, учителям в период аттестации,  при разработке рабочих программ, подготовки к проведению ОГЭ, ЕГЭ; (то, что умеют учителя начальных классов, апробируют учителя основной школы - вводятся элементы системно-деятельностного подхода в основной  школе. Уделяется внимание на уроке целеполаганию, планированию, контролю совместно с учащимися, организации самостоятельной работы, выполнению учителем роли координатора)

Четвертое направление – консультационная работа

- организуем консультации для педагогов в решении актуальных проблем, в адаптации к новым условиям образовательного процесса, реализации потребностей в профессиональном развитии и совершенствовании. (Около 25%  нашего коллектива составляют молодые и начинающие педагоги, чаще обращаются по таким вопросам «Психологические особенности учащихся», «Активные формы организации учебной деятельности», «Формировании мотивации у обучающихся», «Использование современных образовательных технологий», ведется работа по формированию Портфолио учителя).

Пятое направление – учебно-методическая работа.

- проводим мероприятия, направленные на распространение результатов инновационной деятельности;  (на конец учебного года нами запланирован  конкурс школьный методической разработки «Мой лучший урок» с последующим самоанализом урока учителем, а так же анализом  урока - заместителем директора, либо руководителем школьного методического объединения);

- 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по внедрению Стандарта второго поколения.

Таким образом, методическая служба школы как инструмент образовательного процесса, сопровождается инновационной поддержкой роста учителей и влияет на результат.

Мониторинг состояния образовательной деятельности за последние 2 года позволяет говорить о том, что успеваемость во 2-3 классах, реализующих ФГОС, остается стабильной,  а качество – увеличилось на 5%.  

Положительной динамике учебной деятельности способствует активная познавательная деятельность учащихся, повышение мотивации к учебной деятельности, применение педагогических технологий. Учителями ведется мониторинг индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Урок - главная составная часть учебного процесса. В отличие от  традиционного  урока, на современном уроке педагоги школы формируют и развивают у обучающихся универсальные учебные действия.  Используют на уроках методы и приемы обучения такие, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм, а так же включают в свои уроки организационную структуру сингапурской  методики.  В результате чего, школьники приобретают умения  решать поставленные задачи  через самостоятельную,  познавательную деятельность.

Сегодня Вашему вниманию будут представлены уроки, на которых можно увидеть использование этих методов и приемов. В 1- 3 классах, где обучение ведется по новым стандартам. А также уроки в 4, 6 и 8 классах, где учителя продемонстрируют  готовность применять  активные методы и формы обучения. На примере уроков русского языка мы хотели показать, как на разных этапах начального обучения реализуется новый стандарт, а так же преемственность между начальной и основной школой.

Составляющей образовательного процесса в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». В нашей школе разработана программа внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Цель программы: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта, повышения мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей.

Изучив запросы детей и родителей, учитывая возможности школы, опыт педагогов, мы выбрали наиболее продуктивные виды деятельности. Внеурочная деятельность в нашей школе организуется по следующим направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как секции, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и другие.   Занятия проводятся не только учителями нашей школы, но и педагогами учреждений дополнительного образования (детский подростковый центр «Радуга», станция детского и юношеского туризма и экскурсий, спортивная школа).

Привлечение ресурсов учреждений дополнительного образования позволило, во-первых, значительно расширить спектр и повысить качество услуг дополнительного образования, направленных на удовлетворение образовательных потребностей, интересов детей; во-вторых, рационально использовать собственные площади; в-третьих, привлечь к работе квалифицированные кадры. Занятость во второй половине дня наших учащихся 70% (в школе) и 20% (вне школы). 

Для развития обучающихся мы сочетаем традиционные формы работы, которые зарекомендовали себя как эффективные, и новые подходы в организации воспитательного процесса. (раскопки, военно-патриотическое воспитание, ПДД)

Более подробно хотелось бы остановиться на интеллектуальном и спортивно-оздоровительном  направлениях.

Организация интеллектуальной деятельности учащихся способствует успешности, конкурентоспособности личности, формирует положительное отношение к учёбе. Традиционным в школе стало проведение мероприятий, которые способствуют развитию у обучающихся интеллектуального потенциала. Ежегодно в школе  в конце каждой четверти проводится «Интеллектуальный марафон». Знания, полученные вне школьной программы, способствуют активизации учебной деятельности, расширению кругозора школьников. Задания марафона подчинены определенной теме (например, экология, история Татарстана, Универсиада и т.д.). Каждый ученик получает индивидуальную карточку с вопросами, ответив на которые зарабатывает баллы. В конце учебного года баллы суммируются и определяются три победителя в каждом звене, которым вручается именная статуэтка. На протяжении 4 лет в школе проводятся такие конкурсы как «Лучший ученик года», «Лучший класс года». По результатам, которых, согласно положению конкурса подводятся итоги. В номинации «Лучший ученик года» определяются два ученика среди 1-4 и 5-11 классов, которым вручаются электронная книга и ноутбук. «Лучший класс года» - награждается кубком и поездкой в аквапарк «Ривьера» г. Казань. Награждение победителей ценными призами – это результат плодотворной работы с членами попечительского совета, а именно, с «Автоцентром «Интер».

Уроки физической культуры дополняет спортивно-оздоровительная работа, которая проводится в школе. Школа ориентирована на оборонно-спортивный профиль. У нас функционируют спортивные секции: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, греко-римская борьба, рукопашный бой, спортивный туризм.

Особо здесь хочется отметить туристско - краеведческое направление.  Активные занятия туризмом расширяют у обучающихся кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию.

Ежегодно учащиеся нашей школы сплавляются по реке Белой, ходят в поход в Краснодарский край с восхождением на гору Фишт, а учащиеся старших классов покорили вершину Эльбруса, принимают участие в республиканских и всероссийских соревнованиях, занимая личные и командные призовые места.

В рамках работы Министерства образования и науки Республики Татарстан  «Школа после уроков»  мы активизировали работу по  развитию детского технического творчества. Стали победителем гранта с проектом «Юный картингист».  В рамках проекта были приобретены 4 карта. Учащиеся в течение учебного года знакомились с устройством  карт и их управлением.  Но этим мы не ограничиваемся и планируем создать в школе мастерскую по конструированию и ремонту картав с учащимися 5-9 классов.

В результате кропотливой работы удалось создать такую специфичную школьную среду, в которой урочный процесс гармонично дополняется разнообразным спектром занятий во второй половине дня. Система организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся в школе полного дня предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

Такая работа, проводимая педагогическим коллективом, приводит к развитию познавательной активности обучающихся, формирует навыки социальной адаптации, самореализации и жизненного самоопределения школьников.

Для успешной реализации ФГОС второго поколения в школе необходимо:

                        1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях ФГОС.

                        2. Расширять сетевое взаимодействие (например, приглашать учителей из других школ для показа мастер-класса, или учитель может провести урок с «чужими» детьми, т.е. с детьми из другой школы)

 

Мне хотелось бы пожелать всем эффективной методической работы, достижения новых образовательных результатов в нашей непростой, но важной работе.