|
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор школы
от 17 июня 2011 года Шагапова З.А. __________
Программа внеурочной деятельности
для учащихся начальной школы
МБОУ Б.-Федоровская начальная школа-детский сад Бугульминского муниципального района РТ
Содержание:
1. Нормативно-правовая и документальная основа.
2. Пояснительная записка .
3. Цели и задачи.
4. Принципы программы .
5. Направления реализации программы .
6. Формы внеурочной деятельности по направлениям.
7. Условия реализации программы .
8. Кадровое обеспечение.
9. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
10. Материально-техническое обеспечение.
11. Предполагаемые результаты.
12. Условия для самореализации учащихся.
13. Внеурочная деятельность согласно ФГОС, 1 класс на 2011-2012 учебный год.
14. Содержание воспитательной деятельности.
15. Виды внеучебной деятельности .
16. Методы и средства внеурочной деятельности .
17. Тематическое планирование.
18. Пояснительная записка .
19. Цели внеурочного планирования.
20. Задачи внеурочного планирования.
21. Прогнозируемые результаты.
22. Планируемые личностные результаты.
23. Содержание деятельности.
24. Создание материально-технической базы организации досуга учащихся.
25. Ожидаемые результаты реализации программы .
26. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время.
27. Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
28. Ожидаемые результаты реализации программы .
Нормативно-правовая и документальная основа:
· Закон Российской Федерации « Об образовании».
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
· Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
· Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
· Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
· Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
· Должностная инструкция классного руководителя.
· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность , организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности . В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности .
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность , организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности . Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность , используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность , не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
· приобретение учащимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности :
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности :
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно
с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
10. Организация информационной поддержки учащихся.
11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к
сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
· Традиции школы.
· Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
· Особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки.
· Месторасположение школы по отношению к лесу, реке, районному центру.
Направления реализации программы
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Программа организации внеурочной деятельности , в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 6 направлений деятельности.
|
Классы
Направления
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
Всего
|
|
Спортивно-оздоровительное
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
|
Художественно-эстетическое
|
3
|
3
|
2
|
2
|
10
|
|
Научно-познавательное
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
|
Гражданско-патриотическое
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
|
Общественно-полезная деятельность
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
|
Проектная деятельность
|
-
|
-
|
1
|
1
|
2
|
|
Итого
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное:
· Работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, теннису, лыжам, лёгкой атлетике и военно - спортивной подготовке.
· Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
· Проведение бесед по охране здоровья.
· Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток.
· Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
· Ведение факультативов «Полезные привычки», «Разговор о правильном питании».
2. Художественно-эстетическое:
· Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
· Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
· Работа факультатива «
· Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области.
3. Научно-познавательное:
· Предметные недели;
· Библиотечные уроки;
· Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
4. Гражданско-патриотическое:
· Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;
· Выставки рисунков.
· Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, томичей;
· Встречи с участниками «горячих точек»;
· Тематические классные часы;
· Подготовка к участию в военно- спортивной игре «Рубеж»
· Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.
· Конкурсы рисунков.
· Фестивали патриотической песни.
· Изучение социокультурного курса «Истоки».
5. Общественно-полезное:
· Проведение субботников;
· Работа на пришкольном участке.
· Разведение комнатных цветов.
· Акция «Спаси дерево».
· Акция «Тёплый дом».
6. Проектная деятельность:
· Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
· Разработка проектов к урокам.
Распределение времени по каждому направлению:
· Спортивно-оздоровительное – 102 ч.
· Художественно-эстетическое – 34 ч.
· Научно-познавательное – 34 ч.
· Гражданско-патриотическое – 68 ч.
· Общественно-полезное – 68 ч.
· Проектная деятельность – 34 ч.
Общее количество часов-340
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
· конкретное планирование деятельности,
· кадровое обеспечение программы,
· методическое обеспечение программы,
· педагогические условия,
· материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
· педагоги школы, реализующие программу;
· библиотекарь;
Совершенствование уровня кадрового обеспечения:
|
Задачи
|
Мероприятия
|
|
Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности
|
Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.
|
|
Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса
|
Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
|
|
Обеспечение комфортных условий для работы педагогов
|
Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.
|
|
Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий
|
Организация и проведение общешкольных мероприятий.
Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.
|
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
· методические пособия,
· интернет-ресурсы,
· мультимедийный блок.
|
Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий
|
Систематизация авторских разработок педагогов.
Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
|
|
Разработать систему диагностической работы педагога по вопросам досуговой деятельности учащихся.
|
Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.
Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.
Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.
|
|
Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.
|
Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.
Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.
|
|
Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.
|
Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.
Систематизация методической литературы.
Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.
|
Материально-техническое обеспечение:
· выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
· материалы для оформления и творчества детей,
· наличие канцелярских принадлежностей,
· аудиоматериалы и видеотехника,
· компьютеры,
· телевизор,
· проектор,
· экран и др.
Предполагаемые результаты:
· внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
· улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
· укрепление здоровья воспитанников;
· развитие творческой активности каждого ребёнка;
· укрепление связи между семьёй и школой.
Учитель и родители как участники педагогического процесса:
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
· усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
· гуманизация взаимоотношений семьи и школ
|