Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Ялкын» в Бугульминском муниципальном районе»
Визитная карточка
Адрес: | 423231, РТ, г. Бугульма, ул.М.Горького, 13А |
Телефон: | +7(855)-949-72-49;+7(855)-949-72-65 |
E-Mail: | ilkun71@mail.ru |
Министерство: | Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
Короткое название: | ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Ялкын» |
Руководитель: | Ахметова Наталья Вениаминовна |
Год основания учреждения: | 1998 |
У нас учатся: | 31 человек |
У нас учат: | 16 человек |
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный шахматист"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 |
Организация |
Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Ялкын» в Бугульминском муниципальном районе |
2 |
Полное название программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный шахматист» |
3 |
Направленность программы |
Формирование у воспитанников определенных свойств характера, таких как мотивация к успеху, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организация их свободного времени, адаптация их к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности. |
4 |
Сведения о разработчиках: |
|
4.1 |
ФИО, должность |
Князькина Миляуша Масгутовна, заведующая стационарным отделением |
5 |
Сведения о программе: |
|
5.1 |
Срок реализации |
1 год |
5.2 |
Возраст учащихся |
от 7 до 18 лет |
5.3 |
Характеристика программы: тип, вид |
Общеобазовательная программа дополнительного образования |
5.4 |
Цель программы
|
Создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников, повышение коммуникативных способностей и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. |
5.5 |
Планируемые результаты
|
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Умение играть по правилам шахматную партию от начала до конца. |
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования для воспитанников школьного возраста Социального приюта для детей и подростков «Ялкын» «Юный шахматист» направлена на успешную социализацию детей в жизни, так же общеинтеллектуальному развитию воспитанников, развитию концентрации внимания, опосредованного запоминания, творческого воображения, логики, самоконтроля.
Программа составлена в соответствии с требованиямиФедерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» руководствуясь Концепции развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва); приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242
«О направлении информации" (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»); письмом Минобрнауки РТ от 20 сентября 2017г. № 2999 «О направлении методических рекомендаций по проектированию современных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, Уставом ГКУ Социального приюта для детей и подростков «Ялкын» в Бугульминском муниципальном районе.
Актуальность программы обусловлена тем, что игра в шахматы в приюте положительно влияет на совершенствование у воспитанников многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Так же помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству воспитанников некоммуникативного типа, расширяет круг общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, что позволит воспитанникам преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится точным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели и задачи программы:
1. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,
спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;
- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
2. Развитие и тренировка психических процессов:
- обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;
- развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти;
- развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
3. Развитие познавательных интересов:
- изучение основ шахматной игры,
- расширение кругозора;
4. Развитие творческих способностей:
- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
5. Помочь к обучению в школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
Объем программы: программа рассчитана на один год.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой ориентированной на обучение воспитанников школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого воспитанника в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с воспитанниками в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса
- принцип– обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у воспитанников формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы включают современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у воспитанников устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные формы работы на занятии:индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Особенность программы в том, что воспитанники делают первые шаги в мире шахмат, знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих воспитанников, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске, осваивают правила игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов
Содержание программы «Юный шахматист»
Программа предусматривает 50 шахматных занятий в течение года. Основной упор на занятиях делается на взаимоотношения между воспитанниками-шахматистами, формированию у них определенных свойств характера, таких как мотивация к успеху, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организация их свободного времени, адаптация их к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.
Календарно-тематическое планирование курса «Юный шахматист»
(38 часов)
Неделя |
Тема |
Кол-во занятий |
Январь 3-4 |
«Знакомство с шахматной доской» |
2 |
Февраль 1-2 |
Названия фигур. Начальная позиция |
2 |
Февраль 3-4 |
Шахматная нотация |
2 |
Март 1-2 |
«Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» |
2 |
Март 3-5 |
«Король жаждет боя» |
3 |
Апрель 1-2 |
«Шахматная фигура: СЛОН» |
2 |
Апрель 3-4 |
«Могучая фигура ФЕРЗЬ» |
2 |
Май 1-2 |
«Прыг, скок и вбок» |
2 |
Май 3-4 |
«Волшебная Пешка» |
2 |
Июнь 1-2 |
«Ворота Каиссии» |
2 |
Июнь 3-4 |
«Рокировка» |
2 |
Июль 1-2 |
«Ценность шахматных фигур. Размены» |
2 |
Июль 3-4 |
«Шах-что это?» |
2 |
Август 1-2 |
«Мат и пат»
|
2 |
Август 3-5
|
«Начало партии-дебют, середина-миттельшпиль, конец-эндшпиль» |
3 |
Сентябрь 1-2 |
«Результат шахматной партии: выигрыш, проигрыш, ничья» |
2 |
Сентябрь 3-4 |
«Поставить мат в один ход» |
2 |
Октябрь 1-2 |
«Шахматный этикет» |
2 |
Октябрь 3-4 |
«Спортивная дисциплина «Шахматы» |
2 |
Ноябрь 1-2 |
«Чемпионы мира по шахматам»
|
2 |
Ноябрь 3-5 |
«Выдающиеся шахматисты нашего времени» |
3 |
Декабрь 1-3 |
Проверка знаний «Шахматный турнир» |
3 |
Декабрь 4-5 |
«Поле чудес» подведение итогов |
2 |
Содержание работы
1.Тема: «Знакомство с шахматной доской». Программное содержание: дать детям представление о шахматной доске, как игровом поле для шахмат, дать детям краткую историческую справку о возникновении шахматной игры, фигурах,вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды «Два брата» с показом иллюстраций. Основная часть. Объяснение педагогом по теме. Упражнения: «Расположи шахматную доску правильно», «Разложи шахматные поля». 3 часть: использование дидактических игр «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Подарок детям - Шахматная тетрадь.
Задания в тетради: «Раскрась клеточки как на шахматной доске».
2. Тема: «Знакомство с названиями шахматных фигур их начальной позицией». Программное содержание: Познакомить воспитанников с названиями шахматных фигур, научить правильно расставлять шахматные фигуры. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказ педагога о шахматных фигурах. Игры: «Мешочек», «Да и нет», «Чудесный мешочек», . 2. Основная часть: разучивание рифмовки о расстановке фигур. Упражнения: «найди шахматные фигуры на картинке», «Покажи буквы с которых начинаются шахматные фигуры»», «Поставь фигуры на свои места». 3 часть: Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
3. Тема: «Шахматная нотация». Программное содержание: Познакомить воспитанников с шахматной нотацией, т.е. сокращенной записью фигур, «адресом». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на запоминание сокращенной записи.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказ педагога о шахматной нотации. Игры: «Угадай-ка». 2. Основная часть: разучивание рифмовки о расстановке фигур. Упражнения: «найди шахматные фигуры на картинке», «Покажи буквы с которых начинаются шахматные фигуры»», «Поставь фигуры на свои места». 3 часть: Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
4. Тема: «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ладье.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о ладье, способах её хода. Упражнения: «Поставь ладью на её поле», «Покажи способы хода ладьи»», «По каким клетка может ходить ладья». 3 часть: Игры: «Волшебный мешочек». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы ладьи».
5.Тема: «Король жаждет боя». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о короле как о самой главной фигуре в шахматах. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о короле, способах его хода, значимости в шахматах. Упражнения: «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король». 3 часть: игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы шахматных фигур, «Нарисуй стрелками способы передвижения короля».
6. Тема: «Шахматная фигура: СЛОН»Программное содержание: дать представление о месте слона в начальном положении. Ход слона. Взаимодействие с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание шахматной фигуре слон, почему она так называется. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о слоне, способах его хода. Термин «стоять под боем».
Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода слона», «По каким клетка может ходить ферзь». 3 часть: Игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
7.Тема: «Могучая фигура ФЕРЗЬ». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о ферзе, почему она так называется. 2. Основная часть: разучивание рифмовки о ферзе, способах его хода. Упражнения: «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя», «По каким клетка может ходить ферзь». 3 часть: Игры:, «Запретная фигура», «Большая и маленькая, сильная и слабенькая». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы ладьи, ферзя».
8. Тема: «Прыг, скок и вбок». Программное содержание: Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о фигуре – конь.
2. Основная часть: разучивание рифмовки о коне, способах его хода. Упражнения: «Поставь коней правильно », «Покажи способы хода коня», «По каким клеткам может ходить конь». 3 часть: дидактические игры: «Сделай сам». Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы названных фигур», «Отгадай шахматные загадки».
9. Тема: «Волшебная фигура ПЕШКА»Программное содержание: дать представление о месте пешки в начальном положении. Ход пешки. Превращение пешки. Взаимодействие с другими фигурами. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание шахматной фигуре пешка, почему она так называется. 2. Основная часть: разучивание рифмовки опещке, способах его хода. 3 часть: Игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
10. Тема: «Ворота Каиссии». Программное содержание: Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о богине шахмат – Каиссии. Показ иллюстраций. 2. Основная часть: Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в начальном положении игры», «Кто быстрее и правильнее». 3 часть: игры: «Мешочек», «Да - нет», «Мяч».
11. Тема: «Рокировка» Программное содержание: необычный ход короля и ладьи –рокировка, для чего делают рокировку. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей для отработки рокировки, повторения, задания на конструирование позиций, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок. 2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение для рокировки «Сделай сам»выполнить ряд позиций, с которых воспитанники должны рокировать. 3 часть: игры: «Лабиринт»,«Не зевай!».
12. Тема «Ценность шахматных фигур. Размены» Программное содержание: Дать детям определение ценности каждой шахматной фигуры. Научить воспитанников делать выгодные размены. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях. 2. Основная часть: изучение ценности каждой шахматной фигуры. Упражнения: «Съешь незащищенную фигуру», «Определи ценность фигуры». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, задание: нарисуй «Я в шахматной стране».
13.Тема: «Шах – что это?». Программное содержание: Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код. Ход занятия: 1. Вводная часть. Отгадывание шахматных загадок. 2. Основная часть: Объяснение нового материала. Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в положение шаха», «Сумей объявить шах, открытый шах, двойной шах, ». 3 часть: игры: «Лабиринт», «Прячется ли шах в словах».
14 Тема: «Мат и пат». Программное содержание: Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.2. Основная часть: дать определение «Мат», «Пат». Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, заучивание рифмовки о мате и пате, задания в тетради: нарисуй «Я в шахматной стране».
15. Тема: «Начало партии-дебют, середина партии-миттельшпиль, конец-эндшпиль». Программное содержание: Познакомить воспитанников с понятиями дебют, миттельшпиль, эндшпиль, научить основным правилам игры. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, повторения, задания на конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказ педагога о начале, середине и конце партии, основные правила игры. Обыгрывание позиции захвата центра пешками, создание угрозы короля противника, , перевод пешки в ферзю2. Основная часть: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин». 3 часть: Просмотр мультфильма «Фиксики» сезон2, серия 79.
16. Тема «Результат шахматной партии: выигрыш, проигрыш, ничья». Программное содержание: знакомство воспитанников с позицией «ничья», разыгрывание партий. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Рассказывание легенды о шахматах. 2. Основная часть: разыгрывание партий при «ничье» 3 часть: дидактические игры: «Шах или не шах». «Объяви шах». «Пять шахов». «Защита от шаха».
17. Тема «Поставить мат в один ход» ». Программное содержание: Дать детям определение «мат», обыгрывание ситуации с разных позиций. Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор детей.
Методические приёмы: Построение графических схем, моделей, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, словарный код.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Повторение пройденного материала в загадках и заданиях.2. Основная часть: Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.Упражнения: «Расстановка шахматных фигур в позициях мата и пата». 3 часть: отгадывание шахматных загадок, инсценировка «Шахматное королевство».
18. Тема «Шахматный этикет». Программное содержание: закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Знакомство с шахматным этикетом. Обыгрывание ситуации участия в шахматных соревнованиях, изучение нюансов. Основная часть: игра всеми фигурами из начального положения. 3 часть: игра «Найди ошибку», «Выдели лишнее».
19.Тема «Спортивная дисциплина «Шахматы». Программное содержание: ознакомление воспитанников извлечениями из правил вида спорта шахматы.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к воспитанникам, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Знакомство с правилами участия в официальных шахматных соревнованиях. Основная часть: игра всеми фигурами из начального положения. 3 часть: подсчет результатов. зачетные оценки в рабочих тетрадях.
20. Тема «Чемпионы мира по шахматам» Программное содержание: знакомство воспитанников с сильнейшими шахматистами мира.
Ход занятия: 1.Вводня часть. Знакомство с В. Стейниц, Э. Ласкер, Х.Р. Капабланка, А. Алехиным, М. Эйве, М. Бортником, В. Смысловым, М. Таль, Т.Петросяном, Б.Спасским,Р. Фишером, А. Карпов, А. Каспаров. Подготовка воспитанниками рефератов, защита проектов.
21.Тема «Выдающиеся шахматисты нашего времени» Программное содержание: знакомство воспитанников со знаменитыми шахматистами: И. Сухиным, В. Крамником, В.Анандом, М. Карлсеном. показ презентации по данной теме. Итог: блиц -опрос по теме, обмен мнениями.
22. Тема «Шахматный турнир». Программное содержание: закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Представление жюри: зав. отделением, родители, шахматисты городского уровня . Деление на команды. Основная часть: игра со всеми фигурами. Постановка мата 3 часть: Подведение итогов. Награждение победителей.
23. Тема: «Поле чудес». Программное содержание: Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. Расширить кругозор детей, воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Методические приёмы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование позиций.
Ход занятия: 1. Вводная часть. Представление жюри: зам. директора, родители. Деление на команды. Основная часть: игры: «Расставь фигуры», «Выведи короля из-под шаха» и т.п. Игры с бегом. Конкурс капитанов: «Выбери правильный ответ». 3 часть: Подведение итогов. Награждение победителей.
Результаты образовательной деятельности:
· Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности.
· Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
· Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
- Умение играть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого воспитанника его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
К концу курса воспитанники должны знать:
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
· правила хода и взятия каждой фигуры;
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
· правильно помещать шахматную доску между партнерами;
· правильно расставлять фигуры перед игрой;
· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах;
· ставить мат;
· решать элементарные задачи на мат в один ход.
Материально-техническое обеспечение
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
- шахматные часы
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения.
Список литературы
- Волкова Е.И. Шахматный учебник для дошкольников/ Е.И. Волкова.- Ростов н/Д: Феникс-Т, 2018.-192с.: ил.-(Шахматный клуб).
- Пожарский В.А. Спутник юного шахматиста/ В.А. Пожарский.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.-239с.: ил.-(Шахматы).
- Сухин И. Г. Тетрадь шахматиста/ И.Г. Сухин.-Ростов н/Д: Феникс,2017.-61с.- (Шахматный клуб) .
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011
- И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение, 2007;
- И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. /М.: Просвещение, 2008;
- И.Г. Сухин. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.. /М.: Просвещение, 2007
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с
Приложение
Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.
_______________________________________________________________________
Навигатор по «Специальному разделу организации»:
- Основные сведения/Төп мәгълүмат
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы организации
- Образование/Белем бирү
- Образовательные стандарты/Белем бирү стандартлары
- Руководство.Педагогический коллектив/Педагогик коллектив
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса/Матди-техник тәэмин итү һәм белем бирү процессы
- Платные образовательные услуги/ Өстәмә белем бирү өлкәләре
- Финансово - хозяйственная деятельность/Финанс һәм хуҗалык эшчәнлеге
- Вакантные места для приема (перевода)/ Буш урыннар
- Доступная среда/Уңайлы мохит
- Международное сотрудничество/Халыкара хезмәттәшлек
- Правила внутреннего распорядка