• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Исергаповский детский сад" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423941, Республика Татарстан, Бавлинский район, с. Исергапово,ул.Советская,д.166
Телефон: +7(855)-693-21-57
E-Mail: isergapsadik@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБДОУ "Исергаповскиий детский сад"
Руководитель: Чулпанова Гульназ Камилевна
Год основания учреждения: 1986
У нас учатся: 12 воспитанников
У нас учат: 1 педагог

Антикоррупция

О противодействии коррупции
 
Методические рекомендации
по разработке ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ
 
Практика свидетельствует о том, что стратегия противодействия коррупции с опорой на исключительно репрессивные меры мало эффективна. При таком подходе основные силы направляются лишь на борьбу с коррупционерами, то есть на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому стратегическим направлением антикоррупционных мер является профилактическая система организационных, правовых, экономических, морально-этических и воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупцию, составленная в виде программы.
В Татарстане процессы принятия и реализации антикоррупционных программ регламентированы в статье 9 Закона РТ от 04.05.2006 N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан", согласно которой ведомственные антикоррупционные программы разрабатываются министерствами и ведомствами, а муниципальные - органами местного самоуправления. Основными задачами этих программ являются: сокращение причин и условий, порождающих коррупцию, а также вовлечение в антикоррупционную политику гражданского общества.
Изучение реализуемых в республике за последние два года антикоррупционных программ свидетельствует, что многие из них оказались формальными, а заложенные в них меры - не реализованными. Среди причин, которые способствовали такому положению, следует выделить следующие: планирование слишком общих, размытых мероприятий, отсутствие ясного целеполагания, как в целом для программ, так и для конкретных мероприятий, необеспеченность программных мер финансовым обеспечением. Так как срок действия большинства программ заканчивается в текущем году, указанные недостатки следует учесть при разработке их очередного этапа. Необходимо тщательно проанализировать свои возможности и ставить цели, на которые должны быть направлены первоочередные мероприятия.
Закон РТ о противодействии коррупции предоставляет для программ широкое усмотрение, не ограничивая субъекты антикоррупционной политики ни сроками мероприятий, ни направлениями работы. Тем не менее, при разработке программ на 2009-2010 годы следует учесть положения Национального плана противодействия коррупции, требования антикоррупционного законодательства, принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации, а также основные мероприятия, вошедшие в Республиканскую программу по реализации Стратегии антикоррупционной политики на 2009-2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Татарстан от 22.09.2008 N 693, и рекомендации Президиума Совета муниципальных образований Республики Татарстан.
Целями принимаемых программ должны стать следующие:
- открытость (прозрачность) в деятельности исполнительных органов, их подконтрольность гражданскому обществу;
- влияние мониторинга общественного мнения о коррупции на деятельность государственных (муниципальных) органов и учреждений;
- оптимизацию разрешительно-согласительных и регистрационных процедур;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- сокращение причин и условий коррупции в основных коррупционно опасных сферах регулирования
- соблюдения должностными лицами и служащими антикоррупционных запретов и ограничений.
Данные цели достигаются мероприятиями по следующим основным направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения антикоррупционной деятельности.
2. Обеспечение доступности и прозрачности в деятельности государственных и муниципальных органов, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности.
3. Обеспечение соблюдения должностными лицами и служащими запретов и ограничений, установленных законодательством.
4. Оптимизация государственных (муниципальных) функций и услуг, упрощение согласительных процедур. Создание многофункциональных центров.
5. Совершенствование организации деятельности по размещению заказов для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
6. Противодействие коррупции в сфере предпринимательства.
7. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
8. Мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики. Антикоррупционное просвещение, обучение и пропаганда.
9. Деятельность правоохранительных и контрольных органов по предупреждению коррупции.
10. Отчет о реализации мер антикоррупционной политики перед гражданами.
Под организационным и нормативно-правовым обеспечением антикоррупционной деятельности, прежде всего, следует понимать проведение оптимизации состава и организации деятельности постоянных рабочих групп (антикоррупционных комиссий). В их работе должны принимать не формальное участие общественные и другие некоммерческие организации, для чего их представителей необходимо включить в состав комиссий.
В муниципальных образованиях для участия в заседаниях постоянных рабочих групп (антикоррупционных комиссий), кроме того, рекомендуется приглашать глав городских, поселковых, сельских поселений. Данные лица наиболее близки к народу, как правило, их выборы проводятся демократическим путем, и они осведомлены о настроениях и проблемах населения.
Рабочим органом групп (комиссий) могут стать лица, наделенные функциями по предупреждению коррупционных правонарушений. Должность такого ответственного лица предусмотрена Законом РТ "О противодействии коррупции" в Республике Татарстан", и учреждается в целях осуществления функций по предупреждению коррупционных правонарушений и организации исполнения ведомственной (муниципальной) программы по реализации антикоррупционной политики, участия в разработке и осуществлении мероприятий по ее реализации. Необходимо включить в антикоррупционные программы мероприятия по назначению ответственных лиц правовыми актами, и закрепление за ними функций в соответствии с типовыми должностными регламентами, одобренными решениями Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики и Президиума Совета муниципальных образований Республики Татарстан. Положениями типовых должностных регламентов необходимо руководствоваться при аттестации ответственных лиц.
Кроме того, нормативно-правовое обеспечение проведения антикоррупционной политики должно включать в себя блок вопросов, связанных с оптимизацией государственных (муниципальных) функций и услуг, упрощением согласительных процедур, созданием многофункциональных центров. В этих целях для муниципальных образований целесообразно запланировать составление реестра функций и услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам, и разработку административных регламентов их осуществления. При этом, первоочередное внимание должно быть сосредоточено на основных коррупционно опасных сферах регулирования, в частности: предоставление земельных участков, муниципального имущества юридическим и физическим лицам.
К примеру, в настоящее время рядом муниципальных образований приняты порядки предоставления земельных участков для различных целей - для строительства и на цели, не связанные со строительством. Однако многие из этих порядков содержат положения, создающие предпосылки к коррупции, а в целом данные порядки не являются административными регламентами. В данных нормативных актах отсутствуют четкие процедуры, сроки промежуточных процедур, списки представляемых соискателями документов, стадии прохождения согласования и, главное, перечни причин отказа в заявлении. Ввиду последнего обстоятельства принятые исполнительными органами решения практически невозможно обжаловать. Еще одним коррупционным пробелом является отсутствие административной процедуры участия в процессе согласования земельных участков глав сельских поселений. Кроме того, в действующих порядках не делается различий между государственной (муниципальной) функцией и государственной (муниципальной) услугой.
Для исключения указанных коррупционных пробелов одной из мер антикоррупционной программы следует запланировать проведение экспертизы административных регламентов оказания государственных и муниципальных услуг на содержание коррупционных норм и последующей оптимизации. Следующей мерой должно стать проведение мониторинга качества предоставления государственных (муниципальных) функций и услуг при внедрении административных регламентов, в том числе путем опросов конечных потребителей услуг.
В соответствии с требованиями Республиканской антикоррупционной программы по реализации Стратегии антикоррупционной политики на 2009-2011 годы о совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Татарстан и их проектов, соответствующие мероприятия должны быть включены и в ведомственные (муниципальные) программы. В целях совершенствования процедур выявления и принятия мер к устранению изъянов нормативно-правового регулирования, способствующих распространению коррупции в деятельности органов государственной и муниципальной власти в антикоррупционных программ целесообразно запланировать утверждение формы заключения о проведении экспертизы и ее выводах, разработку и внедрение должностного регламента ответственного за антикоррупционную экспертизу лица. Следует также дополнить регламент государственного (муниципального) органа изменениями, аналогичными изменениям в Регламенте Правительства, утвержденнымипостановлением Кабинета Министров от 22.09.2008 N 684.
Отдельным направлением в числе организационных и нормативно-правовых антикоррупционных мер программ являются мероприятия, направленные на обеспечение доступности и прозрачности в деятельности государственных и муниципальных органов, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности.
В программы должны войти мероприятия по созданию в системе государственного и муниципального управления четкой нормативной документации о правах и служебных обязанностях должностных лиц с указанием их личной ответственности за нарушение служебной этики, включая коррупционные действия. Шкала наказаний за нарушение инструкций в зависимости от характера проступка должна включать в себя дисциплинарные санкции, включая отстранение от исполнения служебных обязанностей и увольнение. Данные меры предусмотрены Федеральным законом "О государственной гражданской службе" (ст. 33) и включены в законодательство Республики Татарстан о государственной гражданской и муниципальной службе.
Обязательным представляется включение в программы требований о проведении служебных проверок, в том числе по жалобам граждан на действия должностных лиц и служащих. Для реализации такой возможности в программе должны быть отражены мероприятия, направленные на обеспечение функционирования в министерствах, ведомствах, органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан "телефонов доверия", интернет-приемных, других информационных каналов, позволяющих гражданам сообщить об известных им фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих их совершению. Порядок проведения служебных проверок и их последствия изложены в статье 59Федерального закона "О государственной гражданской службе". Результаты таких проверок по коррупционным проступкам включены в публичный ресурс исполнительных органов в качестве коррупционного показателя государственного органа.
Еще одной рекомендуемой мерой антикоррупционных программ является внедрение во всех органах власти регулярной отчетности о выявленных фактах коррупции. С этой целью можно запланировать проведение официальных обсуждений в коллективах фактов коррупции и их последствий.
Важной мерой антикоррупционной политики является планирование в антикоррупционных программах раздела, направленного на осуществление контрольных мер по выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, а также разработке административных процедур их урегулирования. В частности, это может быть разработка и соблюдение ведомственных регламентов:
- предоставления должностными лицами и служащими сведений о конфликте интересов;
- урегулирования этих конфликтов, в том числе связанных с предпринимательской деятельностью их родственников;
- предоставления должностными лицами и служащими сведений о своих доходах, собственности, экономических и хозяйственных интересах;
- процедуры рассмотрения нарушений запретов, связанных с подчиненностью при назначении родственников на должности государственной гражданской или муниципальной службы.
Вариантом организационной формы для разрешения перечисленных нарушений могут быть комиссии по урегулированию конфликта интересов и служебной этики. Такие комиссии могут создаваться как в исполнительных, так и в представительских органах. В программе целесообразно запланировать разработку положений о деятельности такой комиссии и порядке их взаимодействия с ответственными лица, наделенные функциями по предупреждению коррупционных правонарушений. Данный блок вопросов особенно актуален для муниципальных образований, так как в настоящее время в муниципальных органах допускаются случаи совместной работы родственников различной близости, в том числе с нарушением запретов, установленных законодательством. Не менее важной проблемой для муниципальных образований является назначение на руководящие должности предпринимателей и учреждение должностными лицами муниципальных органов предпринимательских структур лично или через родственников и подставных лиц. В подобных случаях превенции подконтрольным структурам либо оказываются, либо предполагаются со стороны граждан, которые подобные действия воспринимают как коррупцию среди руководителей.
Направлением, требующим принятия организационных мер, являются вопросы сокращения коррупционных рисков в процессе банкротства юридических лиц. Помимо заметного влияния на уровень коррупции, несовершенством процесса банкротства обусловлены существенные финансовые потери в сфере экономики республики. Применяемые сегодня участниками банкротства процедуры создают почву для осуществления "серых" схем по выводу имущества в пользу третьих лиц, в том числе и "рейдерского" захвата кризисного предприятия, уклонения от уплаты обязательных платежей. Для сокращения коррупционных условий в муниципальные программы рекомендуется включить создание рабочей группы по взаимодействию органов местного самоуправления с государственными органами исполнительной власти по вопросам банкротства и контролю за деятельностью арбитражных управляющих, а также запланировать иные меры, направленные на сокращение условий коррупции. Такими мерами должны стать взаимодействие с комитетом (собранием) кредиторов по вопросу контроля за деятельностью арбитражных управляющих; введение реестра сделок, осуществляемых в связи с процедурами банкротства, прозрачного для общественного контроля; взаимодействие с государственными органами по вопросам регистрации имущества конкурсной массы и другие. В антикоррупционные программы министерств целесообразно включить раздел с мерами по финансовому оздоровлению подведомственных организаций.
Блоком вопросов в антикоррупционных программах должны быть запланированы мероприятия по упрощению согласительных процедур, ревизия целесообразности существования учреждений и коммерческих структур при исполнительных органах, практики навязывания обременении (договоров на услуги, консультации) в деятельности самих исполнительных органов. Обязательным мероприятием антикоррупционных программ должно стать создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам, а также комплексная регламентация их деятельности.
Связанными с данным направлением являются вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства. Устранение незаконного администрирования, упорядочение согласительных процедур и, одно из главных, сведение их к процедурам "одного окна" способны и повысить инвестиционную привлекательность и обеспечить развитие местного предпринимательства. Важным элементом, рекомендуемым для включения в антикоррупционные программы, здесь является формирование и ведение единого Реестра (сделок) для обеспечения получения пользователями сводной статистической информации о государственных и муниципальных заказах, а также развитие в муниципальных образованиях сети доступных IT-мест, обеспечивающей участие в торгах на электронной площадке местных предпринимателей.
 
Отдел по реализации антикоррупционной
политики Республики Татарстан