Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ципьинская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ
Визитная карточка
| Адрес: | 422243, Балтасинский муниципальный район, с. Ципья, ул. Ленина, д. 55 |
| Телефон: | +7(843)-683-43-71;+7(843)-683-43-74 |
| E-Mail: | Scip.Blt@tatar.ru |
| Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
| Короткое название: | МБОУ «Ципьинская СОШ» |
| Руководитель: | Ахатов Раниф Рифатович |
| Год основания учреждения: | 1978 |
| У нас учатся: | 344 учащихся / Бездә 344 укучы укый |
| У нас учат: | 43 учителя / Бездә 43 укытучы укыта |
Программа информатизации школы
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Ципьинской СОШ
_________ С.Т. Нурмиев
«___»____________ 20__ г.
Паспорт программы
Наименование комплексно-целевой программы: Информатизация образования МОУ Ципьинской СОШ
Цели: создание единого открытого образовательного информационного пространства школы, что позволит на основе использования новых информационных технологий повысить качество образования, обеспечить равные возможности обучающимся на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство школы в мировое образовательное пространство.
Задачи:
- создание, распространение и внедрение в образовательный процесс современных информационно – коммуникационных технологий, их интеграция с традиционными учебными развивающими педагогическим технологиями;
- повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса и эффективности процесса управления;
- приведение уровня развития личности в соответствие с социальным заказом информационного общества.
Сроки реализации программы:
I ЭТАП – 2006 – 2011 г.г.
II ЭТАП – 2011 – 2016 г.г.
Орган, ответственный за реализацию программы:
Администрация МОУ Ципьинской СОШ
Источники финансирования:
Бюджетные средства федерального, регионального и муниципального уровней, внебюджетные средства: спонсорская помощь, полученные от различных организаций и фондов, гранты.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ:
I. Введение.
Информатизация общества вызвана противоречием между необходимостью использования больших объемов информации во всех сферах человеческой деятельности, с одной стороны, и невозможностью формирования и обработки информации с помощью традиционных технологий и средств связи, с другой стороны. Интенсификация информационного обмена в современном обществе и, как следствие - переход в области обмена информацией на новые технологии, необходимость обмена информацией в планетарном масштабе приводит к необходимости информатизации системы образования.
Информатизация образования – это процесс интеграции и систематического использования технических и материальных ресурсов, идей, научно – методических материалов в обучении, воспитании и управления.
Цель информатизации процесса образования - создание единого образовательного информационного пространства России, что позволит на основе использования новых информационных технологий повысить качество российского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство страны в мировое образовательное пространство.
Информатизация образования как отрасли народного хозяйства является одним из важнейших элементов информатизации России в целом. Знания, навыки и уровень информационной культуры, приобретаемые будущими специалистами при обучении в школе, в дальнейшем существенно влияют на ход развития общества.
При разработке программы учитывалось, что информатизация образования в школе не может рассматриваться в отрыве от информатизации на общегосударственном уровне - проведения мероприятий по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
II. Информационно – аналитическая справка
1. Материально – техническое оснащение процесса информатизации.
Технической основой информатизации образования является наличие в учреждении компьютеров – универсальных устройств для передачи, хранения и обработки информации, принтеров, сканеров, модемов, а также магнитофонов (аудио, видео, DVD), телевизоров, видеокамер и т. д. как единого программно - технического комплекса.
В настоящее время школа имеет технические средства:
|
Наименование |
Кол-во |
Наименование |
Кол-во |
|
Персональный компьютер |
15 |
Лазерный принтер (формат А4) |
3 |
|
Ноутбук |
39 |
Сканер |
1 |
|
Интерактивная доска |
1 |
Копировальный аппарат малой мощности |
1 |
|
Мультимедийный проектор для учебных кабинетов |
3 |
Копировальный аппарат большой мощности |
1 |
|
Цветной лазерный принтер |
0 |
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) |
3 |
|
Цветной струйный принтер |
1 |
Цифровая видеокамера |
0 |
|
Цифровой фотоаппарат |
1 |
Web - камера |
0 |
Ежегодно около 25% средств, выделяемых школе в виде субвенции из федерального бюджета, расходуется на техническое переоснащения учебного процесса. Поэтому сегодня обучающиеся школы изучают информатику в 1 оборудованном современной компьютерной техникой кабинете, имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы, смотреть видеоматериалы и прослушивать аудиозаписи на уроках истории, химии, литературы, биологии, иностранного языка и т.д., но остаются проблемы с оснащением учебных кабинетов оргтехникой (не оснащено 80% кабинетов), что серьезно ограничивает возможности использования ИКТ при изучении различных дисциплин, тормозит процесс информатизации в целом.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в сентябре 2008 года школа была подключена к Интернету и получила выделенный (круглосуточный постоянный) доступ к ресурсам всемирной сети.
На протяжении многих лет в школе очень остро стояла проблема обеспечения лицензионной поддержки базового программного обеспечения. Сегодня этот вопрос решен – школа имеет лицензии на все программное обеспечение, использующееся в учебном и административном процессе.
В целях обеспечения лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации школа получила – «Первая помощь 1.0», «Первая помощь 2.0» и пакет свободного программного обеспечения (ПСПО).
2. Уровень владения информационно – коммуникационными технологиями учителей школы.
Одной из задач на современном этапе информатизации обучения является овладение педагогами компьютерной грамотностью и более высоким уровнем информационной культуры.
Пути решения данной проблемы – повышение квалификации педагогов через:
школьные семинары и практические занятия по использованию ИКТ в учебном процессе,
квалификационные курсы по программе «Оператор ПЭВМ», краткосрочные курсы по программе «Пользователь ПЭВМ» (на базе школы);
краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Интернет – технологии для учителя предметника»
курсы повышения квалификации на базе ИРО (раздел «Основы практического использования ПК»),
дистанционное обучение,
участие в сетевых конкурсах, проектах, олимпиадах,
самообразование.
В процессе формирования информационно – коммуникационной компетенции педагогических работников мы выделили два этапа.
I этап (2006 – 2011 г.г.)
Сотрудники информационно – методической службы школы организуют и проводят:
1. квалификационные курсы (82 ч.) по программе «Оператор ПЭВМ» для всех желающих;
2. кратковременные курсы (32 ч.) «Пользователь ПЭВМ» для всех желающих;
3. оказывают помощь учителям - предметникам при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ;
4. уроки проводятся в кабинете информатики.
II этап (2011 – 2016 г.г.)
Сотрудники информационно – методической службы школы проводят:
1. анкетирование педагогов школы, с целью выявления проблем и пожеланий в освоении ИКТ;
2. формируют группы слушателей тематических курсов по использованию новых ИКТ в образовании;
3. в каникулярное время организуют и проводят практические занятия;
4. в учебное время оказывают индивидуальную помощь и дают консультации по вопросам использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, участию в сетевых конкурсах и проектах.
В настоящее время педагогические работники школы самостоятельно используют ИКТ во время проведения занятий в учебных кабинетах и мастерских:
создают дидактический (раздаточный, контрольно-измерительный) материл к урокам с использованием оргтехники на бумажных и электронных носителях;
разрабатывают мультимедиа презентации в среде PowerPoint (для использования на всех этапах урока), демонстрируют фильмы, прослушивают аудиозаписи;
создают обучающие и контролирующие тесты в тестовых оболочках;
используют информационные ресурсы WWW при подготовке к урокам;
используют информационные ресурсы сети Интернет в режиме реального времени во время проведения уроков;
используют электронные учебники «КМ – школа», издательства «Дрофа», диски программной поддержки предметных курсов по различным дисциплинам;
используют на уроках предметные электронные лаборатории и конструкторы;
Проблемы:
1. низкий уровень участия педагогов школы в сетевых конкурсах и проектах; дистанционном обучении;
2. низкий уровень информационно – коммуникационных компетенций у 18% педагогических работников школы.
3. Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИТК в предметном преподавании непосредственно связано с уровнем информационной культуры учителей – предметников и материально – техническим оснащением учебных кабинетов компьютерами, мультимедиа проекторами, телевизорами и магнитофонами.
Анализ показывает, что самыми быстро развивающимися инновационными технологиями в школе являются информационно-коммуникационные. Учителя с большим энтузиазмом овладевают и используют ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.
Учителя школы прошли курсовую подготовку и в достаточной мере владеют ИКТ, готовы использовать имеющиеся знания при подготовке и проведении уроков, но недостаточное материально – техническое оснащение предметных кабинетов не позволяет использовать ИКТ на уроках в полном объеме.
Приобретение в интерактивной доски, двух мультимедийных проекторов и экранов (переносного и стационарного) частично решили проблему, но для большинства учителей использование ИКТ при проведении уроков все еще остается проблематичным.
Учителя имеют возможность использовать ИКТ при подготовке к урокам во второй половине дня, работая в кабинетах информатики, подключенных к Интернету и оснащенных дополнительно принтерами, сканерами, копировальным аппаратом.
Сегодня информационно – коммуникационные технологии используются как в обучении для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности, так и в воспитании, управлении.
В школе активно развивается направление – информатизация процесса воспитания.
|
Направления использования информационно – |
|
ИКТ в воспитании
|
|
ИКТ в управлении
|
|
ИКТ в научно-методической и исследовательской деятельности
|
|
ИКТ в работе с родителями
|
|
Информатизация труда учителя
|
|
ИКТ в обучении
|
|
Компьютерное моделирование
|
|
Информационные технологии в коррекционной педагогике |
|
Дистанционное обучение
|
|
Проектно – исследовательская и поисковая деятельность |
|
ИКТ в школьных средствах массовой информации: обновление сайта школы, газета, оформление кабинетов. |
|
ИКТ во внеурочной деятельности: кружок для младших школьников, предметные лаборатории, сетевые конкурсы, олимпиады и т.д. |
|
ИКТ в познавательной и развивающей деятельности обучающихся: доступ к сетевым информационным ресурсам и средствам ИКТ. |
|
ИКТ в досуговой деятельности обучающихся: Интернет – клуб, клуб компьютерных презентаций. |
|
ИКТ при проведении проектной деятельности (организация и консультирование). |
|
оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений |
|
использование сетевой системы школьного документооборота |
|
создание и использование информационных баз данных |
|
автоматизированное составление отчетности |
|
мониторинговая деятельность |
|
· технологии тотальной индивидуализации; · технологии графического сжатия информации; · мультимедиа технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников, адаптированного программно-аппаратного обеспечения и периферии; · специализированные мультимедиа-технологии в живом контакте учителя и школьника. |
Сегодня педагоги школы систематически используют в воспитательной работе:
· мультимедиа презентации и фильмы при проведении классных часов и лекториев;
· компьютерное анкетирование и тестирование обучающихся;
· информационные ресурсы сети Интернет;
· оргтехнику при подготовке и тиражировании раздаточного материала для внеклассных мероприятий.
Значительно увеличились границы использования ИКТ во внеурочной, досуговой, познавательно – развивающей и проектной деятельности обучающихся.
В расписание работы кабинета информатики включены часы открытых дверей, когда каждый школьник может использовать компьютер для учебно-воспитательных целей: подключаться к телекоммуникационной сети Интернет, готовить текстовые документы, осваивать программное обеспечение, программировать. Это особенно актуально для нашей школы, т.к. многие обучающиеся не имеют компьютера дома.
В перспективе школа должна стать центром повышения информационной культуры всех жителей микрорайона.
В школе начата работа по приобретению лицензионного программного обеспечения воспитательного процесса и созданию медиатеки, видеотеки, аудиотеки.
4.Информатизация процесса управления школой.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает огромные возможности в делопроизводстве и управлении.
В школе созданы автоматизированные рабочие места, установлена оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры и т.д.) в кабинете директора; заместителей директора; педагога – организатора; делопроизводителя, учительской.
Ведется работа по созданию единой информационной базы данных образовательного учреждения, включающей в себя сведения об участниках образовательного процесса: «Обучающиеся», «Сотрудники», «Помещения».
С целью активизация процесса информатизации образования в 2006 году в школе создана информационная служба в составе:
§ заместителя директора школы по ВР, ответственного за информатизацию;
§ учителя информатики;
Основные направления деятельности информационной службы школы:
· активное участие в планировании и организации деятельности по информатизации ОУ;
· координация работы администрации школы и педагогических работников по внедрению ИКТ в образовательный процесс;
· оказание методической помощи по вопросам внедрения ИКТ в образовательный процесс;
· выявление потребности в повышении квалификации сотрудников школы по соответствующему направлению;
· обеспечение участия школьников в сетевых проектах и конкурсах;
· организация создания и функционирования официального образовательного сайта ОУ;
· обеспечение использования образовательных ресурсов сети Интернет для удовлетворения информационных потребностей субъектов образовательного процесса.
· организация функционирования точки доступа к сети Интернет;
· организация и развитие системы дистанционного образования школьников и педагогов.
С целью оперативного и объективного информирования общественности о деятельности образовательного учреждения в январе 2008 года создан и успешно функционирует официальный сайт школы.
Решение задач дальнейшей информатизация процесса управления ставит перед школой новые проблемы:
1) замена устаревших компьютеров, использующихся в процессе управления;
2) оборудование автоматизированных рабочих мест медицинского кабинета;
3) создание мониторинговой службы;
4) повышения уровня информационно-коммуникационных компетенций административно – управленческого персонала;
5) повышения темпов внедрение ИКТ в управление школой;
6) модернизация школьного сайта. Создание и ведение электронного журнала;
создание интерактивной связи с отделом образования.
III. Основные цели информатизации образования.
|
Заказчик |
|
Родители |
|
Государство |
Список кабинетов |
Список сотрудников |
Список учеников |
Расписание занятий |
Списки классов и групп |
|
Базовая информация |
|
Информация об организации учебного процесса |
|
Информация общего доступа |
|
Планирование и организация учебного процесса |
|
Обеспечение образовательного процесса |
|
Зам.директора (диспетчер) |
Медработник |
Психолог |
Библиотекарь |
|
Администрирование ОУ |
|
Админ –финансовое обеспечение |
|
Учебный |
Ученики |
Учителя |
|
Директор (секретарь) |
Завхоз |
Бухгалтер |
|
Образовательное учреждение
|
Научно-методическая работа |
|
Контингент |
Кадры |
|
Управление учебным процессом |
|
Административное управление |
|
Управление ОУ
|
Основной целью информатизации образования является создание единой информационной образовательной среды образовательного учреждения, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационно - коммуникационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, интеграцию единой информационной образовательной среды школы в мировое информационное пространство.
Основные направления информатизации образования в школе:
воспитание у школьников информационной культуры;
использование ИКТ в предметном обучении;
использование ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании;
использование ИКТ в процессе управления учреждением;
предоставление доступа к мировым информационным ресурсам жителям микрорайона.
Основными участниками и пользователями единой информационной образовательной среды будут: обучающиеся, педагоги, классные руководители, администрация, учредитель, родители, общественность и жители микрорайона.
В образовательно-воспитательной части единая информационная образовательная среда должна решать следующие задачи:
· предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационно - коммуникационным технологиям как необходимому минимуму для участника информационного обмена в современном обществе;
- обеспечение возможности как внутригородского, так и межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам - файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа;
- предоставление всем участникам системы образования возможностей обмена информацией посредством электронной почты, в целях организации внутригородских и межрегиональных связей, включая международные контакты;
- построение информа












