• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 423330, РТ, г. Азнакаево, ул.Школьная, д. 2
Телефон: +7(855)-927-01-29;+7(855)-927-00-29
E-Mail: Ss.Azn@tatar.ru; shoolazn.ovz@mail.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ»
Руководитель: Нигматуллина Гульназ Тависовна
Год основания учреждения: 1994
У нас учатся: 74 ученика
У нас учат: 23 учителя

"Развитие познавательной активности учащихся коррекционной школы"

 

       Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают, тогда как школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов. Важным средством повышения эффективности обучения таких детей является коррекционно-развивающая работа, которая органически сочетается с учебным процессом как в урочное, так и во внеурочное время.                                                                                                                          

     Познавательная активность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя.

          От чего зависит развитие познавательной активности?

     Развитие познавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психических процессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы. В нашей школе обучаются дети со сниженным интеллектом.    

     Восприятие считается первичной ступенькой познания. Ощущения и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптом оказывает влияние на всё развитие: наблюдается замедленность и суженный объём зрительного восприятия (описание картинок фрагментарное, поверхностное, количество воспринимаемых объектов минимально). Дети затрудняютcя в усмотрении связей между объектами, им не удаётся различить выражения лиц.

 Кроме этого показателями познавательной активности ребенка являются:

1.     Сосредоточенность, концентpaция внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованностъ класса любой учитель распознаёт по внимательной тишине”). У учащихся школы наблюдаются расстройства всех видов внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, часть у детей младших классов затрудняется пользоваться словесной инструкцией. Произвольное внимание не целенаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.

2.     Следующим показателем познавательной активности является то, что ребёнок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии. Для детей, обучающихся в с/к/от характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, противостоять любым воздействиям. Наши дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему. Л. С. Выготский писал: ”В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно-отсталого ребенка”. Личность формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

3.     Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребёнка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребёнка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему и самому и себе.

4.     Особо необходимо отметить роль психологического климата школы, оказывающего влияние на деятельность и эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся. Положительные эмоции обусловленные пребыванием в школе, сочетание деловых и личностных отношений, продуктивное решение возникающих в коллективе противоречий составляя фон учебного процесса, способствуют проявлению профессионального творчества учителей и оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.

   Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

   Мною было проведено анкетирование,  в результате которой были определены любимые уроки, и уроки, которые не очень нравятся (Приложение №1)

Школьники единодушны во мнении: когда учится интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

         Рекомендации по формированию и активизации познавательного интереса учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида:

          I.  Основа активности учебно-познавательной деятельности:

               - адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

               - стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

               - преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

          II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:

               - о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

               - о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

               - что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III.       Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

               - принуждение;

               - интерес к предмету;

               - сознательность.

Учитель должен уметь:

            1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

            2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

            3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

            4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

            5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на  любознательность и любопытство учеников.

            6.  Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

            7.  Подбирать систему самостоятельных работ.

            8.  Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

            9.  Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

          10.  Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

          11.  Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

          12.  Проводить дифференцированную работу в классе.

          13.  Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

          14.  Использовать разнообразные формы поощрения.

          15.  Формировать у учащихся веру в свои возможности.

          16.  Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

          17.  Разнообразить формы домашних заданий.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

           - избегать в стиле преподавания будничности, монотонности,  серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

           - не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

           - использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

           - стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности ( иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

           - специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Учителю необходимо помнить:

           - Прежде чем объяснить – заинтересовать.

           - Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.

           - Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку.

           - Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.

   Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках  – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

   На уроках  в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.

 

Приложение №1

1. Мой самый любимый урок:

   Математика – 81%

   Труд – 81%  (швейное дело – 3уч., штук. маляр. – 4 уч., столяр. -6уч.)

   Музыка – 81%

   География – 50%

   Физкультура – 43%

   Русский язык – 37 %

   История – 31%

   Чтение – 25%

   Обществознание – 25%

   Татарский язык – 18%

   Биология – 12%

   СБО – 12%

   Татарская литература – 6 %

 

2. Я не люблю урок… потому что (трудный, не понимаю, не нравится, как преподают, не нравится учитель):

     Татарский язык – 25%

     Биология – 18%

     Русский язык – 18%

     Физкультура – 18%

     СБО – 18%

     Логопедия – 18%

     Татарская литература – 12%

     История – 6%

     Обществознание – 6%

     Чтение – 6%

 

3. Этому учителю я хотел бы сказать спасибо:

    Дети называют своих классных руководителей. По опросу учащихся 5-9 классов – Минахметов З.Ш., Кадерметова Л.М., Фасахова Р.Ф., Шакирова Р.В., Уразова Э.Л., Аетов Р.Р., Шаяхметова Р.Р.,  Юсупова Г.Ф.

 4. Что бы мне хотелось изменить в школе:

    Чтобы ко мне лучше относились одноклассники – 18%