Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Визитная карточка
Адрес: | 423330, РТ, г. Азнакаево, ул.Школьная, д. 2 |
Телефон: | +7(855)-927-01-29;+7(855)-927-00-29 |
E-Mail: | Ss.Azn@tatar.ru; shoolazn.ovz@mail.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ» |
Руководитель: | Нигматуллина Гульназ Тависовна |
Год основания учреждения: | 1994 |
У нас учатся: | 74 ученика |
У нас учат: | 23 учителя |
"Развитие познавательной активности учащихся коррекционной школы"
Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают, тогда как школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов. Важным средством повышения эффективности обучения таких детей является коррекционно-развивающая работа, которая органически сочетается с учебным процессом как в урочное, так и во внеурочное время.
Познавательная активность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя.
От чего зависит развитие познавательной активности?
Развитие познавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психических процессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы. В нашей школе обучаются дети со сниженным интеллектом.
Восприятие считается первичной ступенькой познания. Ощущения и восприятие формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптом оказывает влияние на всё развитие: наблюдается замедленность и суженный объём зрительного восприятия (описание картинок фрагментарное, поверхностное, количество воспринимаемых объектов минимально). Дети затрудняютcя в усмотрении связей между объектами, им не удаётся различить выражения лиц.
Кроме этого показателями познавательной активности ребенка являются:
1. Сосредоточенность, концентpaция внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованностъ класса любой учитель распознаёт по внимательной тишине”). У учащихся школы наблюдаются расстройства всех видов внимания. Устойчивость снижена. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим, часть у детей младших классов затрудняется пользоваться словесной инструкцией. Произвольное внимание не целенаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
2. Следующим показателем познавательной активности является то, что ребёнок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии. Для детей, обучающихся в с/к/от характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, противостоять любым воздействиям. Наши дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему. Л. С. Выготский писал: ”В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно-отсталого ребенка”. Личность формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
3. Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребёнка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребёнка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему и самому и себе.
4. Особо необходимо отметить роль психологического климата школы, оказывающего влияние на деятельность и эмоциональное самочувствие педагогов и учащихся. Положительные эмоции обусловленные пребыванием в школе, сочетание деловых и личностных отношений, продуктивное решение возникающих в коллективе противоречий составляя фон учебного процесса, способствуют проявлению профессионального творчества учителей и оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.
Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Мною было проведено анкетирование, в результате которой были определены любимые уроки, и уроки, которые не очень нравятся (Приложение №1)
Школьники единодушны во мнении: когда учится интересно – учиться легко, учиться хочется. Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Рекомендации по формированию и активизации познавательного интереса учащихся на уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида:
I. Основа активности учебно-познавательной деятельности:
- адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;
- стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;
- преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить:
- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;
- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.
III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
- интерес к предмету;
- сознательность.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности ( иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Учителю необходимо помнить:
- Прежде чем объяснить – заинтересовать.
- Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.
- Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку.
- Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся c нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
На уроках в специальных (коррекционных) школах VIII вида учителя сознательно формируют не только образовательную дидактическую цель, но и коррекционную и воспитательную задачи, вытекающие из содержания материала, возможностей детей, уровня их интеллектуальной, эмоциональной и волевой подготовки, не дожидаясь, пока психические функции полностью созреют, а соответствующими приёмами и методами, упражнениями, игровыми заданиями ускоряют качественный скачок на новый уровень развития.
Приложение №1
1. Мой самый любимый урок:
Математика – 81%
Труд – 81% (швейное дело – 3уч., штук. маляр. – 4 уч., столяр. -6уч.)
Музыка – 81%
География – 50%
Физкультура – 43%
Русский язык – 37 %
История – 31%
Чтение – 25%
Обществознание – 25%
Татарский язык – 18%
Биология – 12%
СБО – 12%
Татарская литература – 6 %
2. Я не люблю урок… потому что (трудный, не понимаю, не нравится, как преподают, не нравится учитель):
Татарский язык – 25%
Биология – 18%
Русский язык – 18%
Физкультура – 18%
СБО – 18%
Логопедия – 18%
Татарская литература – 12%
История – 6%
Обществознание – 6%
Чтение – 6%
3. Этому учителю я хотел бы сказать спасибо:
Дети называют своих классных руководителей. По опросу учащихся 5-9 классов – Минахметов З.Ш., Кадерметова Л.М., Фасахова Р.Ф., Шакирова Р.В., Уразова Э.Л., Аетов Р.Р., Шаяхметова Р.Р., Юсупова Г.Ф.
4. Что бы мне хотелось изменить в школе:
Чтобы ко мне лучше относились одноклассники – 18%