Электронное образование Республики Татарстан

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 пгт. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ Муниципаль бюджет гомуми белем бирү учреждениесе Татарстан Республикасы Азнакай муниципаль районы Актүбә ш.т.п. 1 нче урта гомуми белем бирү мәктәбе

Визитная карточка

Адрес: 423304, Республика Татарстан, Азнакаевский район, пгт. Актюбинский, ул. Губкина, д. 16
Телефон: +7(855)-923-03-46
E-Mail: S1akt.Azn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МБОУ "СОШ 1 пгт.Актюбинский" Азнакаевского муниципального района РТ
Руководитель: Искандарова Гузель Касимовна
Год основания учреждения: 1953
У нас учатся: 434 учащихся
У нас учат: 47 учителей

ПИШ / МИП

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Современный период развития общества определяется как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети.

Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Современное компьютерное образование является составной частью становления ученика-личности – ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития – высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель – поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.

Программа информатизации МОУ СОШ №1 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ является составной частью Программы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 п.г.т. Актюбинский на 2008-2012 годы.

 Целью программы является создание единого открытого образовательного информационного пространства школы, что позволит на основе использования новых  информационных  технологий повысить качество образования,  обеспечить равные возможности обучающимся на получение образования   всех  уровней  и  ступеней,  а  также  интегрировать информационное  пространство  школы   в   мировое  образовательное пространство.

Задачи программы:

·        создание,  распространение  и  внедрение в образовательный процесс современных  информационно – коммуникационных технологий, их  интеграция  с  традиционными учебными развивающими педагогическим  технологиями;

·        повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса и эффективности процесса управления;

·        приведение уровня развития личности в соответствие с социальным заказом информационного общества.

Сроки реализации программы:

2011 – 2015 годы.

ИФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа №1 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ основана в 1953 году. Характерной чертой нашей жизни и работы вот уже в течение ряда последних лет является режим развития, а так же сохранение добрых традиций, в которых информационная составляющая учебно-воспитательного процесса формирует гармонически развитую личность. Наличие опыта работы школы, имеющиеся материально-техническая база, дидактико-методическое, психолого-педагогическое и организационно-управленческие наработки коллектива, выступают основой для реализации качественно нового уровня режима развития и условий творческой самореализации всех субъектов педагогического процесса.

Результаты изучения общественного мнения свидетельствуют о высоком рейтинге школы в поселке, победы учащихся в городских, республиканских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разной направленности являются подтверждением высокой эффективности, целенаправленности педагогической деятельности, проводимой коллективом школы, возглавляемой директором Р.А. Галеевой.

         Состояние материально-технической базы на хорошем уровне, приведено в соответствие с правилами пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами, с требованиями техники безопасности. В школе имеется 33  эстетически оборудованных предметных кабинетов, кабинет для дополнительного образования учеников, кабинет информатики, спортивный зал, современно  оборудованный актовый зал, столовая, библиотека, медицинский кабинет, комната отдыха для педагогов, мастерские, игровая комната, 2 класса ГПД.

Технической основой информатизации образования является наличие в учреждении компьютеров – универсальных устройств для передачи, хранения и обработки информации, принтеров, сканеров, модемов, а также магнитофонов (аудио, видео, DVD), телевизоров, видеокамер и т. д. как единого программно - технического  комплекса.

В настоящее время школа имеет технические средства:

Наименование

Кол-во

Где находится

1

Персональный компьютер ученический

8

Кабинет информатики

2

Персональный компьютер учительский

5

Кабинеты: информатики, математики, географии, русского языка и литературы, иностранного языка.

3

Персональный компьютер административный

4

Кабинеты администрации

4

Персональный компьютер библиотечный

1

Библиотека

5

Ноутбук

2

Кабинет информатики, актовый зал

6

Интерактивная доска

2

Кабинеты: информатики, географии

7

Мультимедийный проектор

6

Кабинеты: информатики, математики, географии, русского языка и литературы, иностранного языка, актовый зал

8

Экран

4

Кабинеты: математики, русского языка и литературы, иностранного языка, актовый зал

9

Лазерный принтер (формат А4)

4

Кабинеты администрации, библиотека

10

Цветной струйный принтер (формат А4)

1

Кабинеты администрации

11

Цифровая видеокамера

1

Кабинет педагога-организатора

12

Web-камера

1

Кабинет информатики

13

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)

1

Кабинеты администрации

Сегодня обучающиеся школы изучают информатику в оборудованном современной компьютерной техникой  кабинете площадью 54 м2, имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы, смотреть видеоматериалы и прослушивать аудиозаписи на уроках информатики, математики, русского языка и литературы, географии, иностранного языка, но остаются проблемы с оснащением учебных  кабинетов оргтехникой (не оснащено 80% кабинетов), что серьезно ограничивает возможности использования ИКТ при изучении различных дисциплин, тормозит процесс информатизации в целом.

С 2003 года в школе функционирует локальная сеть, объединяющая 9 автоматизированных рабочих мест (АРМ)  в кабинете информатики. В 2009 году была создана  общешкольная локальная сеть, объединяющая 9 автоматизированных рабочих мест кабинета информатики с АРМ администрации. С ноября 2009 года ведутся работы по расширению локальной сети.

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» в сентябре 2006 года школа была подключена к Интернету и получила выделенный (круглосуточный постоянный) доступ к ресурсам всемирной сети.

На протяжении многих лет в школе очень остро стояла проблема обеспечения лицензионной поддержки базового программного обеспечения. Сегодня этот вопрос решен – школа имеет лицензии на все программное обеспечение, использующееся в учебном и административном процессе.

Уровень владения информационно – коммуникационными технологиями учащихся школы. 

Овладение школьниками информационной культурой и умением работать на компьютере происходит при изучении предмета информатики и ИКТ.  Курс информатики является основой и катализатором процесса информатизации процесса обучения в целом. 

Формирование информационной культуры обучающихся происходит на разных ступенях обучения:

I ступень обучения: обучающиеся 2 - 4 классов изучают пропедевтический курс информатики   в рамках программы «Школа - 2100»;

II ступень обучения: обучающиеся 5 - 6 классов  изучают пропедевтический  курс информатики (УМК Л. Босовой); обучающиеся 8 – 9 классов изучают базовый курс информатики (УМК Н.В. Макаровой);

III ступень обучения: обучающиеся 10 – 11 классов изучают базовый курс информатики (УМК Н.В. Макаровой) в зависимости от выбранного профиля.

дополнительное образование: кружки «Создание мультимедийных презентаций», «Школьный сайт в Интернете», школьное телевидение «КОР – коротко о разном», школьная газета «Зеркало», элективные курсы «Основы компьютерного делопроизводства», «Основы компьютерного Web-дизайна».

Переход на непрерывный курс изучения информатики, увеличение количества часов факультативных занятий, возможность использовать образовательные ресурсы Интернет во внеурочное время, позволяют формировать основные компетенции обучающихся в области ИКТ в рамках учебной программы, и снизить количества школьников, вынужденных получать дополнительное платное образование  в данной области.

Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, оргтехникой и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и новое видение мира. Понимая это, обучающиеся проявляют большой интерес к изучению информатики и ИКТ, при 100% успеваемости демонстрируют стабильно высокую степень качества знаний (84%).

Ежегодно выпускники школы выбирают для государственной (итоговой) аттестации экзамен по информатике или технологии и подтверждают глубокие знания  теоретической и прикладной информатики, 95 – 100% обучающихся сдают экзамен на «4» и «5».

15 – 20% выпускников 11-х классов школы продолжают обучение в вузах и техникумах, приобретая специальности инженеров – программистов и учителей информатики.

Обучающиеся школы активно участвуют в конкурсах и олимпиадах по программированию и информатике, создают проекты с использованием ИКТ и защищают их на уроках и внеклассных мероприятиях различного уровня.

Уровень владения информационно – коммуникационными технологиями учителей школы. 

Одной из задач на современном этапе информатизации обучения является овладение педагогами компьютерной грамотностью и более высоким уровнем информационной культуры.

Пути решения данной проблемы – повышение квалификации педагогов через:

­      школьные, районные семинары и практические занятия по использованию ИКТ в учебном процессе,

­      краткосрочные курсы по программе «Пользователь ПК» (на базе школы),

­      курсы повышения квалификации на базе информационно-методического центра «Основы ИКТ-компетентности педагогических работников»,

­      дистанционное обучение,

­      участие в сетевых конкурсах, проектах, олимпиадах,

­      самообразование.

В настоящее время педагогические работники школы самостоятельно используют ИКТ во время проведения занятий в учебных кабинетах и мастерских:

­      создают дидактический (раздаточный, контрольно-измерительный) материл к урокам с использованием оргтехники на бумажных и электронных носителях;

­      разрабатывают мультимедиа презентации в среде PowerPoint (для использования на всех этапах урока), демонстрируют фильмы, прослушивают аудиозаписи;

­      создают обучающие и контролирующие тесты в тестовых оболочках;

­      используют информационные ресурсы WWW при подготовке к урокам;

­      используют информационные ресурсы сети Интернет в режиме реального времени во время проведения уроков;

­      используют электронные учебники «КМ – школа», издательства «Дрофа», диски программной поддержки предметных курсов по различным дисциплинам;

­      используют на уроках предметные электронные лаборатории и конструкторы;

Проблемы:

1.     низкий уровень участия педагогов школы в сетевых конкурсах и проектах; дистанционном обучении;

2.     низкий уровень информационно – коммуникационных компетенций у 13% педагогических работников школы.

Использование информационно – коммуникационных технологий в  учебно-воспитательном процессе.

Использование ИТК в предметном преподавании непосредственно связано с уровнем информационной культуры учителей – предметников и материально – техническим оснащением учебных кабинетов компьютерами, мультимедиа проекторами, телевизорами и магнитофонами.

Анализ показывает, что самыми быстро развивающимися инновационными технологиями в школе являются информационно – коммуникационные. Учителя с большим энтузиазмом  овладевают и используют ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.

87% учителей школы прошли курсовую подготовку и в достаточной мере владеют ИКТ, готовы использовать имеющиеся знания при подготовке и проведении уроков, но недостаточное материально-техническое оснащение предметных кабинетов не позволяет использовать ИКТ на уроках в полном объеме.

В школе функционирует 1 компьютерный класс: 9 АРМ (Pentium IV, переоснащение в 2009 году), 4 АРМ (Pentium IV, переоснащение в 2009 году), в которых проводятся уроки математики, русского языка и литературы, географии, иностранного языка, компьютерные кружки для обучающихся 8-11 классов и уроки по другим предметам с использованием ПК, что создает проблемы с расписанием и делает, в некоторых случаях, невозможным их проведение.

Приобретение в  2008 году двух ноутбука, четырёх мультимедийных проекторов, двух интерактивных досок и двух экранов частично решили проблему, но  для большинства учителей использование ИКТ при проведении уроков все еще остается проблематичным. Учителя имеют возможность использовать ИКТ при подготовке к урокам во второй половине дня, работая в кабинете информатики, подключенном к Интернету.

Сегодня информационно – коммуникационные технологии используются как в обучении для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности, так и в воспитании, управлении. В школе активно развивается  направление – информатизация процесса воспитания. В 2008 году с появлением  новых компьютеров стало возможным целенаправленное использование ИТК для решения вопросов воспитания.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Наименование подпрограммы

Программа информатизации МОУ СОШ №1 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ (кластер 6.2)

Цели и задачи программы

Цель: Создание единой информационно-образовательной среды как условие качества образования.

Задачи:

  1. Использование вариативных форм учебной работы.
  2. Развитие цифровой образовательной среды школы.
  3. Использование ИКТ для решения задач управления школой.
  4. Доступность аппаратных средств.
  5. Повышение педагогической ИКТ-компетентности работников школы.

Проекты программы

  1. Внедрение системы 1С: Управление школой.
  2. Компьютерная образовательная среда.
  3. Современный педагог.
  4. Ученик будущего.

Основные индикативные показатели программы

  1. Доля ИКТ-грамотных учителей составляет не менее 80%.
  2. Доля учителей, регулярно применяющих ИКТ в свой работе, составляет не менее 80%.
  3. Примерно 20-30% цифровых материалов учителей и 10-20% цифровых материалов школьников размещены в открытом доступе в Интернете.
  4. Администрация школы полностью оснащена компьютерной техникой для подготовки документов, ведения делопроизводства в электронном виде, оперативного общения с сотрудниками.
  5. 1 ПК – не более, чем на 5 учеников; большинство учебных кабинетов оснащены компьютерами.
  6. Доля учителей, регулярно использующих возможности сетевого общения для работы с родителями и учениками составляет не менее 20%.

Сроки реализации программы

2011 – 2015 годы

Исполнители программы

Школьная команда

Объёмы и источники финансирования программы

Бюджетные источники:

Внебюджетные средства:

Итого:

Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности

  1. Повышение ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.
  2. Использование педагогами современных цифровых дидактических материалов.
  3. Формирование основных элементов единого информационного пространства школы, обеспечивающих эффективное использование ИКТ в образовательном процессе.
  4. Внедрение в образовательную практику инновационных методик, направленных на повышение образовательных результатов.
  5. Рост образовательных результатов за счёт использования современных учебных материалов и доступности современных коммуникационных технологий.
  6. Повышение образовательных результатов за счёт оперативного и полного сбора информации об учебном процессе, эффективной её обработки, открытости этой информации для коллег и родителей.

Система контроля за исполнением программы

Руководитель ОУ – ежемесячно

Школьная команда – еженедельно