Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152 комбинированного вида" Авиастроительного района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Побежимова, д. 40 |
Телефон: | +7(843) 571-07-86, +7(843) 570-07-35 |
E-Mail: | Ds152.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ "Детский сад №152" |
Руководитель: | Чалышова Людмила Владимировна |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 234 воспитанника (иностранных граждан 3) |
У нас учат: | 20 |
Играем и развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка
Уважаемые родители!
Вашему ребёнку шесть лет, скоро он пойдёт в первый класс. Слово "школа" почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, интересными уроками, шумными переменами, контрольными работами, домашними заданиями. И всем родителям хочется, чтобы ребёнок был готов к этой новой, порой трудной и ответственной жизни. Но не всегда мамы и папы задумываются о том, как важно развивать устную речь ребёнка, насколько ему необходимы активный богатый словарь и умение строить грамматически правильные высказывания!
Словарный запас ребёнка играет значимую роль при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное - правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова.
Для ребёнка старшего дошкольного возраста главным является то, что развивается его личность в целом, он начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит и рост словаря. Словарный запас в основном складывается к 6 - 7 годам. Дальше ребёнок будет "добирать" новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, слов, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях.
При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
- ребёнок неактивен в речевом общении;
- он не может связно рассказать о происходящих событиях;
- наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря, на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
По дороге домой.
Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они. Например: "Вот девятиэтажный дом. У него много окон и два подъезда.
Что я загадал?
Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним. Например: "Это круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок".
Скажи наоборот.
Взрослый рассказывает ребёнку про мальчика, который делал всё наоборот. Мама его просит подойти - он отходит; мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама "Повернись ко мне" - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, что бы сделал этот мальчик, если бы его попросили: встать, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. д.
Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать действия-«наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, поймать, чинить, спрашивать и пр.
Закончи фразу.
Взрослый называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон ... (кислый); река широкая, а ручей ... (узкий).
Продолжи цепочку.
Взрослый называет одно, два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например: пища - еда ... (корм, продукты); жилище - дом ... (квартира, здание).
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание ребёнка на сосновые и еловые иголки, вспомните, что бывают иголки для шитья, что у ежа тоже есть иголки. Или попросите ребёнка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса - длинная коса.
Кто больше?
Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия. Например: бежит кто? .. (человек, зверь); что? ... (река, ручей, молоко, время).
Загадывайте ребёнку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Просите ребёнка объяснить, как он догадался о ком (о чём) была загадка.
Предлагайте ребёнку самому составлять загадки-описания по определённому плану.
Из чего сделано? (с мячом)
Взрослый, бросая мяч, спрашивает, например: "Сапоги из кожи какие?", а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: "Сапоги из кожи - кожаные".
Чей хвост?
Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: "У зайца чей хвост? - Заячий".
Перечисленные игры и упражнения помогут развить речь Вашего ребёнка, что позволит ему грамотно выражать свои мысли.
Желаю успехов!
Наталья Васильевна