• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152 комбинированного вида" Авиастроительного района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Побежимова, д. 40
Телефон: +7(843) 571-07-86, +7(843) 570-07-35
E-Mail: Ds152.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №152"
Руководитель: Чалышова Людмила Владимировна
Год основания учреждения: 1989
У нас учатся: 254 воспитанника (иностранных граждан 3)
У нас учат: 22

Играем и развиваем лексико-грамматический строй речи ребёнка

Уважаемые родители!

     Вашему ребёнку шесть лет, скоро он пойдёт в первый класс. Слово "школа" почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, интересными уроками, шумными переменами, контрольными работами, домашними заданиями. И всем родителям хочется, чтобы ребёнок был готов к этой новой, порой трудной и ответственной жизни. Но не всегда мамы и папы задумываются о том, как важно развивать устную речь ребёнка, насколько ему необходимы активный богатый словарь и умение строить грамматически правильные высказывания!
     Словарный запас ребёнка играет значимую роль при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное - правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова.

     Для ребёнка старшего дошкольного возраста главным является то, что развивается его личность в целом, он начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходит и рост словаря. Словарный запас в основном складывается к 6 - 7 годам. Дальше ребёнок будет "добирать" новые слова за счёт прочитанных литературных произведений, слов, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях.

     При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
- ребёнок неактивен в речевом общении;
- он не может связно рассказать о происходящих событиях;
- наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
    Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря, на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.    

По дороге домой.

Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они. Например: "Вот девятиэтажный дом. У него много окон и два подъезда.   

 Что я загадал?

 Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним. Например: "Это круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок".
 Скажи наоборот. 

Взрослый рассказывает ребёнку про мальчика, который делал всё наоборот. Мама его просит подойти - он отходит; мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама "Повернись ко мне" - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, что бы сделал этот мальчик, если бы его попросили: встать, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. д.
  Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать действия-«наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, поймать, чинить, спрашивать и пр.
 Закончи фразу. 

Взрослый называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон ... (кислый); река широкая, а ручей ... (узкий).

  Продолжи цепочку.

 Взрослый называет одно, два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например: пища - еда ... (корм, продукты); жилище - дом ... (квартира, здание).
       При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание ребёнка на сосновые и еловые иголки, вспомните, что бывают иголки для шитья, что у ежа тоже есть иголки. Или попросите ребёнка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса - длинная коса.   

 Кто больше?

 Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия. Например: бежит кто? .. (человек, зверь); что? ... (река, ручей, молоко, время).
    Загадывайте ребёнку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Просите ребёнка объяснить, как он догадался о ком (о чём) была загадка.
    Предлагайте ребёнку самому составлять загадки-описания по определённому плану.

  Из чего сделано? (с мячом)

Взрослый, бросая мяч, спрашивает, например: "Сапоги из кожи какие?", а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: "Сапоги из кожи - кожаные".
    Чей хвост? 

Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: "У зайца чей хвост? - Заячий".
     Перечисленные игры и упражнения помогут развить речь Вашего ребёнка, что позволит ему грамотно выражать свои мысли.

Желаю успехов!

                                                                                          Наталья Васильевна