• Информируем вас, что с 1 января 2024 года оценки и расписание доступны в новой версии Электронного образования по адресу ms-edu.tatar.ru. В данной версии электронного дневника вы можете продолжать смотреть ранее полученные оценки.
    С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте: info.edu.tatar.ru.

Электронное образование Республики Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №152 комбинированного вида" Авиастроительного района г.Казани

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Визитная карточка

Адрес: 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Побежимова, д. 40
Телефон: +7(843) 571-07-86, +7(843) 570-07-35
E-Mail: Ds152.kzn@tatar.ru
Министерство: Министерство образования и науки Республики Татарстан
Короткое название: МАДОУ "Детский сад №152"
Руководитель: Чалышова Людмила Владимировна
Год основания учреждения: 1989
У нас учатся: 234 воспитанника (иностранных граждан 3)
У нас учат: 20

Из опыта работы педагогов-психологов Никифоровой В.Г., Бабановой Т.А. "Ребенок и игра" - семинар-практикум

Ребенок и игра

(Семинар-практикум с тренинговыми упражнениями)

ЦЕЛЬ: выработать приёмы, способствующие играм детей.

1.     Приветствие.

Цель: дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Играющие хаотично передвигаются по залу в удобном для них темпе и направлении. По определённому сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим количеством играющих.

Варианты сигналов ведущего:

·        Хлопок – надо пожать руки;

·        Звонок колокольчика – надо погладить по спине;

·        Звук свистка – поздороваться спиной.

2.     Экскурсия в детство.

Цель: определить причины того, что дети стали меньше играть.

Предложить вспомнить участникам тренинга любимые игры детства. Спросить какие ощущения возникли у них при воспоминаниях. Сравнить игры своего детства и игры наших детей. Предложить подумать, меньше стали играть дети или нет. Если меньше, то почему.

Причины, способствующие тому, что дети стали играть меньше:

  1. Родители считают, что игра не нужна, нужна подготовка к школе.
  2. Родители не играют с детьми, у них отсутствуют знания о том, как нужно взаимодействовать с детьми в игре.
  3. Отсутствие братьев и сестёр в семье.
  4. Телевизор.
  5. Изобилие игрушек на прилавках, законченная игрушка.
  6. Неорганизованная среда.
  7. Отсутствие времени для игр.

3.     Положительные и отрицательные тенденции в развитии игры.

Цель: определить положительные и отрицательные тенденции в развитии игры.

4.     Как поддержать интерес у детей к игре?

Цель: воспитывать у детей интерес к играм

Предложить выработать идеи, способствующие воспитанию у детей интереса к игре. (Приложение № 2).

5.     Как научить ребёнка не сводить игру к шаблону.

Цель: учить детей выполнять разнообразные действия во время игры.

Предложить выработать некоторые способы руководства игрой, способствующие обучению детей выполнению разнообразных действий во время игры. (Приложение № 3).

6.     Как развивать умение ребёнка играть в социальную игру длительное время.

Цель: научиться применять разнообразные приёмы руководства игрой детей.

Предложить выработать некоторые способы руководства игрой, способствующие играм детей длительное время. (Приложение № 4).

7.     Как научить ребёнка разговаривать во время игры.

Цель: научиться применять разнообразные приёмы руководства игрой.

Предложить выработать приёмы руководства игрой, способствующие развитию общения детей. (Приложение № 5).


            Воспитатели работают подгруппами. Каждый решает одну из вышеперечисленных проблем; ищет пути преодоления данной проблемы, подаёт идеи. Идеи озвучивает спикер. Участники тренинга из других подгрупп могут дополнять, также подавать новые идеи.

8.     Как научить детей спланировать сценарий игры.

Цель: выработать приёмы руководства играми детей.

Предложить воспитателям выработать приёмы руководства, способствующие обучению детей планированию сценария игры. Все педагоги работают одновременно, высказывают идеи. (Приложение № 6).

9.     Как помочь детям разрешить конфликтные ситуации в играх.

Цель: выработать некоторые способы разрешения конфликтных ситуаций.

Предложить подумать о конфликтных ситуациях и о способах их разрешения. (Приложение № 7).

10.           «Обсуди следующие высказывания».

Участникам тренинга предлагается обсудить следующие высказывания.

·        Игра «понарошку» принадлежит исключительно детям – в неё не должны вмешиваться ни вы, ни даже самый лучший драматург.

·        Ваша заинтересованность и поддержка повышает самомотивацию детей и их гордость за свою игру.

·        Дети могут потерять интерес даже к так называемым «образовательным играм», если основное внимание уделяется победе в игре.

·        Позволяйте детям самостоятельно решать свои проблемы, не навязывайте им свои собственные решения. Предоставляйте детям возможность попробовать несколько собственных неудачных решений, дайте им выбрать лучший, по их мнению, вариант.


Участники тренинга работают по группам.

Мини – лекция «Управление игровой деятельностью».

            Весь процесс управления игровой деятельностью состоит из пяти этапов.

I этап.  Ознакомление ребёнка с той действительностью, которую дети будут отражать в игре впоследствии. Для этого воспитатель придумывает какую-нибудь историю, подбирает соответствующие книги, иллюстрации, или использует прямое знакомство с какой-либо сферой жизни. На 1-ом этапе нет необходимости сразу затевать игру. Ребёнок с хорошей памятью сразу же воспроизводит эту игру. И для его воображения не останется места.

II этап. Воспитатель вместе с детьми играет в отобразительную игру. Но только по сюжетам детских сказок, мультфильмов, детских книг. Задача воспитателя заключается в побуждении детей в обыгрывании реальных отношений, событий, принятии главных и второстепенных ролей, а также демонстрации различных моделей поведения.

III этап. Воспитатель вместе с детьми играет в игры – драматизации по сюжетам сказок.

IV этап. Осуществляется переход к непосредственным играм с детьми. Важно при этом, чтобы воспитатель, который учит детей играть, играл каждый раз по-новому, чтобы избежать слепого повторения действий.

V этап. Подготовка детей к коллективной игре. Как правило, эта игра копирует полностью игры предыдущих этапов. Только вместо реальных партнёров и реальной игрушки у ребёнка должен быть воображаемый партнёр и игрушки. За реальный предмет, воображаемый субъект ребёнок должен говорить сам.


Подведение итогов.

Таким образом, использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнёром по игре. В этом качестве он сможет влиять и на тематику игры, и на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом нажиме.

Положительные тенденции в развитии игры

Положительные тенденции в развитии игры

1.      Изменилась и расширилась тематика игр.

1.      Дети не владеют игровыми умениями. Игра сводится к шаблонным действиям.

2.     

2.      Длительность социальных игр стала меньше.

3.     

3.      Отсутствие интереса к игре.

4.     

4.      Сюжеты игр бедные.

5.     

5.      Дети не умеют общаться во время игр.

6.     

6.      Не умеют использовать в игре предметы-заместители (заменять предметы).

7.     

7.      Не умеют планировать сценарий игры.

8.     

8.      Часто бывают конфликты в играх.

 

ИДЕИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ К ИГРЕ


 

 

1.      Иметь в запасе игрушки (новизна).

2.      Развернуть игровые действия на виду у детей, проявляя эмоциональную заинтересованность.

3.      Пригласить родителей в детский сад с целью совместных игр.

4.      Оживлять в памяти детей впечатления от экскурсий, художественных произведений.

5.      Импровизация.

6.      Изготовление недостающих атрибутов самостоятельно детьми.


ИДЕИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗНООБРАЗНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

1.      Взрослому нужно играть вместе с детьми, не занимая позицию учителя.

2.      Начиная с раннего возраста на каждом этапе дошкольного детства необходимо ориентировать ребёнка на возможное взаимодействие с партнёром сверстником.

3.      Развивать игру так, чтобы ребёнок сам открывал и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения игры.


ИДЕИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ.

1.      Объединение игры ребёнка со взрослыми. Ребёнок играет, а взрослый подключается.

2.      Подсказывать игровые действия.

3.      Объединение игры  ребёнком, который умеет общаться.

4.      Придумать игру, где необходим партнёр.

5.      Найти друга для игрушки (например, какого-нибудь животного), с которым ребёнок играет.

6.      Предложить взять игрушку домой, и продолжить игру дома.

7.      Предложить ребёнку, готовому выйти из игры, новую роль.

8.      Иметь в запасе игрушки.

9.      Для большой группы детей поддерживать игры, в которых социально-моторная активность сочетается с социальными играми.


ИДЕИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ

1.      Предложить ребёнку обратиться с просьбой к другому ребёнку.

2.      Побуждать обговаривать действия.

3.      Обратите внимание других детей на высказывание ребёнка.

4.      Подскажите правильные слова.

5.      Разбейте детей на пары и придумайте для каждого из них отдельную игру.


КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СПЛАНИРОВАТЬ СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

(ИДЕИ)

1.      Придумать игру, где ограничено пространство.

2.      Предложить ребёнку поиграть с другим ребёнком.

3.      Создайте неординарную ситуацию, чтобы дети втягивались в неё. (Представьте себе, что…).

4.      Изменяйте сценарий игры.

ИДЕИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ИГРЕ

1.      Спросить, что чувствует ребёнок, когда у него отнимают игрушку.

2.      Предложить обратиться к взрослому, если ему требуется помощь для разрешения конфликта.

3.      Вмешаться в конфликт, остановить детей и предложить подумать о способах разрешения.

4.      Чаще проводить игру: «Замри – отомри».

5.      Использовать в играх жребий, считалки.

6.      Перемена места игры.

7.      Обмен игрушками (обменять одну игрушку на другую).

8.      Обещание вернуть игрушку (я поиграю и отдам).

9.      Учить делиться игрушками.

10.  Ведение переговоров (сначала поиграем, как я хочу, потом как ты).

11.  Расширение круга участников игры.

12.  Перемена партнёров в игре.